Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как я отказался от iRiver, iPod, MP3 и всех достижений XXI века в области мобильного аудио

АрхивЗвук
автор : Константин Гончаров   04.10.2004

Всем известно, что звучание современных плееров оставляет желать лучшего. Найти хороший плеер непросто. Но для себя я решил эту проблему. Решение оказалось простым и удивительным.

Не так давно я писал на "Компьютерре-Онлайн" о трудностях с выбором портативной аудиотехники. Всем известно, что звучание современных плееров оставляет желать лучшего.  Найти хороший плеер непросто. Но для себя я решил эту проблему. Решение оказалось простым и удивительным.

Я питаю некоторую слабость к метафорам (думаю, те, кто читал статью "Последний гигагерц" в части о моддинговом утюге, уже в курсе). Чтобы описать, что сейчас происходит на рынке переносных CD-плееров, я тоже воспользуюсь метафорой. Речь пойдёт... о готовых пельменях. В любом магазине выбор данного продукта, в состав которого входит тесто, а в некоторых случаях - даже мясо, весьма широк. Цены варьируются от 20 рублей за полкило, до полтинника и выше. Соответствующим образом различается качество - в одних явно пожалели яйца, из-за чего тесто оказывается абсолютно безвкусным, в других с тестом все о'кей, зато происхождение мяса определить сложно. Что делать, если есть деньги и желание действительно вкусно поесть? Правильно, купить пельмени, изготовленные вручную. Они продаются в красивой коробке, все ингридиенты, которые должны быть использованы, присутствуют, а стоимость такого продукта зашкаливает иногда за сотню рублей. Ну и что, вкусно же ведь!

Заменим пельмени на проигрыватели CD. Получается картина, весьма похожая на правду: на рынке есть огромный выбор дешевых плееров, немало плееров подороже с хорошим дизайном, хватает дорогих плееров с большим количеством функций, тонким корпусом и прочим, и прочим. А вот портативная техника класса Hi-End отсутствует начисто. "Пельменей ручной выделки" - нет! Практически весь модельный ряд плееров именитых производителей оснащается одними и теми же усилителями с одним и тем же звучанием, притом не самым лучшим. Почему?

Потому что это никому не нужно. Электронику сейчас выгодно выпускать только массовыми партиями. Ну и кто, спрашивается, будет заботиться о считанных тысячах любителей хорошего звука в дороге?

В чем-то производители правы: хочешь качественный звук - сиди дома и слушай стационарную технику изрядной стоимости. А c трех вольт батареечного питания мы тебе, покупатель, выдать ничего толкового не сможем, даже не ищи.

Вот и я, было дело, плюнул на это все и стал присматриваться к хорошей стационарной CD-деке. А потом неожиданно для себя выяснил один любопытный факт: да, сейчас производители CD-плееров не могут добиться хорошего звучания на портативной технике. А раньше - могли!

Прежде, чем перейти к делу, еще одно небольшое отступление. Считаю нужным пояснить, что такое этот самый "хороший звук". Чтобы потом не обвиняли меня в том, что я хочу добиться качества Hi-End на девайсе весом в 200 граммов с батарейками и наушниками-затычками. Нет, это мне не нужно. Все мои понятия о хорошем звучании сводятся к тому, чтобы переносной CD-плеер, что называется "не лажал". Не хрипел на высоких частотах и изображал приличный бас, без бубнения и прочих недостатков, которые способны напрочь убить всё впечатление от хорошей музыки. Подробнее о других моих "требованиях" к плеерам можно прочитать в предыдущей статье на эту же тему. Замечу, что от многих притязаний мне пришлось отказался - ради качества.

Будучи последовательным в своих изысканиях, для начала я выяснил, насколько меня устраивают современные проигрыватели, причем ориентировался я на компании, известные своей качественной компактной техникой: Sony и Panasonic. К ним присоединилась техника iRiver, новый лидер на этом рынке.

Устройства всех трех компаний (не все, но достаточно) я  вдумчиво протестировал на различных записях. Выводы оказались весьма интересны. По субъективным ощущениям, качество плееров Sony и Panasonic лучше, но именно они страдают от одного, но очень серьезного недостатка: даже наушики типа Koss Porta Pro они раскачивают с большим трудом. На шумной улице музыку даже при максимальной громкости едва слышно, а в метро так и вовсе, кроме "Осторожно, двери закрываются", не слышно ничего. А я-то мечтал о покупке хороших "закрытых" наушников Sennheiser!

Кстати, позже выяснилось, что даже если не брать топовые модели этой компании с сопротивлением аж в 300 Ом, даже обычные, 32-омные "большие уши" пригодны только для прослушивания музыки дома в условиях полной тишины. Дома же, повторюсь, полагается слушать не плеер, а стационарную технику.

У iRiver с громкостью немного получше, а вот с качеством дела обстоят так себе. Электронная музыка отрабатывается без проблем, а вот включите джаз, да с саксофоном и сразу поймете: не то. Причиной такому различию стала мощность встроенного усилителя: у новинок Sony усилитель выдает 5 милливатт на канал, у Panasonic - 6, у iRiver - 12 (все - для 16-омных наушников)! "Круче всех" по этому показателю стала Apple с ее iPod - у того аж 30 милливатт на канал! Но в iPod ведь встроенный аккумулятор и жесткий диск, совсем другая категория.

На форумах, посвященных портативной технике (прежде всего, информацию я черпал с Head-Fi.org), я выяснил, что уже упомянутая Sony до 1998 года выпускала плееры с мощностью встроенного усилителя от 9 до 15 милливатт на канал. Там же я прочел, что помимо мощности у стареньких плееров Sony есть и другое немаловажное преимущество: отличное качество звука.

Именно то, что я искал.

Что же случилось после 1998 года? Правильно, появился новый модельный ряд, 5 милливатт на канал и, в целом, уже не то (на практике "не то" было проверено на модели конца девяностых D-EJ915, которая некоторыми любителями техники Sony оценивается лучше, чем модели, выпущеные после нее!).

Верить заморским гуру на слово не хотелось, хотелось попробовать самому. А с этим как раз возникли большие проблемы. Шутка ли - интересующим меня моделям плееров самое малое семь лет, а то и больше, вдобавок, некоторые из них выпускались ограниченными тиражами. За прошедшие годы большая часть из них разбилась, сломалась, сдохла от старости и так далее.

Единственное что я мог сделать - это ждать, разместив пару объявлений в форумах, или охотиться за коллекционными CD-плеерами на аукционах типа eBay, платить порядочные деньги за доставку в Россию из Европы или США, чтобы в конце-концов получить побитый временем, исцарапанный и глючный старый Sony c "хорошим качеством звука".

Подробнее о плеерах, которые я искал, читайте на следующей странице.

Мне повезло. Я подал объявление, и всего через пару дней со мной связался владелец Sony D-777 (подробности о том, что он собой представляет - также на следующей странице). Конкретную сумму называть не стану, скажу только, что плеер 1997 года обошелся мне в цену, сравнимую с ценой нынешних топовых моделей того же производителя. Плеер оказался в отличном рабочем состоянии, практически без единой царапины. Родные плоские аккумуляторы, правда, давно скончались, но это было ожидаемо и поправимо.

На встречу с продавцом я шел с пачкой любимых CD и желанием поверить в то, что старый плеер действительно стоит тех немалых денег, которые я за него намеревался заплатить. Установка была довольно простая: если я при первом же прослушивании пойму, что это - "вещь" и что этот плеер затыкает за пояс все современные проигрыватели - так и быть, куплю. Если же разница будет не столь очевидна, черт с ним, прощай портативная техника - обзаведусь стационарным Denon или Marantz и буду искать себе надомную работу.

Вы, конечно, уже поняли, что плеер я всё-таки купил. Свою нужность он мне доказал при первом же включении. По сравнению с другими плеерами (и было их немало), Sony D-777 семилетней давности намного бережнее обращается с изначальным звуковым материалом и намного лучше доносит именно то, что хотел передать создатель музыки. Хотя и не всегда идеально, стоит признать.

Уже три недели с момента покупки я занимаюсь тем, что слушаю музыку. Именно так, раньше частенько бывало, что я либо боролся с глюками техники, либо кривил морду от жутких искажений в низкочастотном диапазоне или где-то еще. D-777 себе такого не позволяет. Где-то, не спорю, "лажает" и он, но, как в других случаях, желания выкинуть этот чертов девайс с этажа повыше у меня не возникало.

А теперь я расскажу о том, чем пришлось заплатить за возможность слушать тот плеер, который меня устраивает. Кроме денег.

Во-первых, ни о каких MP3-дисках речь не идет, понятно. Ну и ладно, болванки нынче стоят дешево, а записать отсутствующий на нормальном компакт-диске альбом можно за 5-10 минут. Замечу, не быстрее. Диски, записанные со скоростью выше шестнадцатой плеер читает с трудом.

Во-вторых, десятисекундный антишок. При ходьбе его достаточно, а вот побегать уже не выйдет - будет сбиваться.

В третьих - микро-плаг на пульте. Это дъявольское изобретение Sony, от которого она позже отказалась - устанавливать на пульте проприетарный маленький разъем для наушников, чтобы, дескать, слушали Sony только на "ушах" Sony. Переходник для этого извращения, сами понимаете, найти трудно. Хорошо, что плеер был продан мне с сониевскими же наушниками с микроплагом, из которых в первых же вечер был спаян переходник на нормальный мини-джек. А если такого нет - будьте добры отказаться от пульта - на самом плеере обычный "миниджек" присутствует.

В четвертых - пульт без подсветки, никакого CD-текста, и так далее. Это - наименьшее из зол, пожалуй. Что у меня на дисках записано, я и так знаю, а нащупать три кнопки на пульте можно и без "лампочки".

И о хорошем. Sony семилетней давности умеет то, что не умеют до сих пор некоторые современные плееры. А именно - восстановление воспроизведения с той же точки, где оно было остановлено. Поэтому в D-777 нет кнопки "пауза" - только "стоп". Включается он практически моментально. Отсек для батареек прикручивается к задней панели плеера, а не болтается, как современные "сосиски", как ему вздумается. Поменять батарейки можно не откручивая отсек от устройства. Ну и, что самое главное - это работает! И я очень надеюсь, что проработает еще пару-тройку лет. А тогда я, вполне возможно, окончательно "задвинусь" на качественном звуке и смогу слушать музыку только дома. А в дороге - возможно iPod...

На следующей странице: лучшие плееры прошлого. Sony D-555 1989 года, Sony D-311 и Sony D-515 1992 года, наконец, Sony D-777 1997 года, который и был приобретён автором статьи.

Sony D-555

Этот плеер был выпущен в 1989 году, имел соответствующие тому времени "квадратные" формы, большие габариты и вес. Зато в нем были применены практически все возможности, которые в некоторых современных плеерах так и не появились. Во-первых, два дисплея с подсветкой - на самом плеере и на пульте управления. Во-вторых - эффект-процессор. В третьих - цифровая регулировка звука и 10-ступенчатая (!) функция усиления басов. И это все, заметьте, уже было 15 лет назад. Жаль, что за это время, кроме MP3, производители компактной техники так ничего нового и не придумали. Только вес уменьшили, разве что... Работало это чудо техники от хитрой 4-вольтовой батареи аж целых два часа. Добавим сюда отсутствие антишока как такового и получим полностью музейный экспонат, с прекрасным звучанием, но непригодный для постоянного использования.


Sony D-555

Sony D-311

Один из самых редких плееров, выпущенный в 1992 году количеством всего 3000 штук. Найти его можно с большим трудом и по большой цене (около 500 долларов). Равно как и предыдущая модель - D-211, считается лучшим плеером Sony по качеству звучания. При этом, для своих лет, он достаточно тонкий. А вот с "мобильностью" все те же проблемы - антишок отсутствует начисто.


Sony D-311

Sony D-515

Модель того же, 1992 года, но уже с антишоком на три секунды! Встроенный усилитель на 9 милливатт на канал обеспечивает отличное качество звучания, и этот плеер, в отличие от предшественников, уже возможно носить с собой. В свое время он стоил дороже D-311, а сейчас найти его в продаже в приличном состоянии практически невозможно.


Sony D-515

Sony D-777

Первый "супертонкий" Discman от Sony с 10-секундной антишоковой защитой. Впервые появился в продаже в 1995 году и выпускался до 1997-го. После него был выпущено еще несколько похожих моделей, но более дешевых, а в 1998 году с выпуском первого плеера серии EJ началась новая эра дискмэнов, и большее внимание стали уделять толщине корпуса, а не качеству звука. D-777 оснащен 10-милливаттным усилителем, неотключаемой системой DSS, не допускающей искажений на большой громкости (в предыдуших плеерах эта система была отключаемая, что было большим плюсом). Считается далеко не лучшим плеером Sony 90-х годов по качеству звука, но в настоящее время это один из наиболее доступных коллекционных плееров. В США они продаются в хорошем состоянии, иногда даже попадаются совсем новые. У нас их найти сложнее, но "кто ищет, тот всегда найдет". Подробный обзор и тестирование этого, а также многих других плееров 80-х и 90-х годов можно прочитать в этой статье на сайте Head-Fi.org (на английском).


Sony D-777
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.