Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Дневник бета-тестера

АрхивОбзоры и тесты
автор : Александр Бумагин   03.12.2008

Интернет-серфинг в троллейбусе вполне возможен, хотя в автобусе получается лучше. О тестировании мобильного WiMAX московской сети Yota с помощью наземного городского транспорта рассказывает этот материал.

Помнится, когда я в последний раз писал про WiMAX, то упомянул о приглашении компании "Скартел" поучаствовать в тестировании московской сети Yota. C этого момента и продолжим. USB-модем производства Samsung я получил в небольшой коробке, где кроме краткой инструкции и самого устройства была карточка с кодом активации.

С чем в "Скартел" перемудрили, так это с количеством регистраций. Для того чтобы получить модем и подключиться к сети, мне пришлось четырежды писать о том, как меня зовут, кто я есть, а также оставлять свои контакты. Первый раз я это сделал посредством электронного письма, которого оказалось мало - для участия в программе тестирования попросили зарегистрироваться на сайте. В день получения модема я заполнил аналогичную по содержанию бумажную анкету, после чего столкнулся с необходимостью еще раз зарегистрироваться на сайте. Легкое раздражение усилилось тем, что у меня (кажется, у единственного) все не заработало с первого раза.

По отличной задумке "Скартела", для подключения от нового пользователя требуется минимум усилий. Подсоединил модем, дождался запуска записанного в адаптер инсталлятора и через несколько минут можно приступать к регистрации на сайте Yota, будучи уже непосредственно в сети. У меня же программа установки зависла, и потребовалось повторение процедуры. Отмечу, что в дальнейшем для подключения в зоне покрытия нужно только вставить модем в разъем USB (если, конечно, вы разрешили Yota Access разместиться в автозагрузке). Учтите, что драйверы пока существуют лишь для Windows XP и Vista.

Тестированию сети Yota в Рунете посвящен неплохой ресурс yotatester.ru. В отличие от официального сайта, здесь можно увидеть карты покрытия обеих столиц, основанные на опыте бета-тестеров. Конечно, информация эта не всеобъемлюща, но она, по крайней мере, соответствует действительности, а не отражает абстрактные планы компании. Сайт настолько добротен, что закралась мысль: а не поддерживает ли ресурс сама Yota?

Мое собственное тестирование мобильного WiMAX за неимением автомобиля я решил провести с помощью наземного городского транспорта. Скорости, конечно, не ахти какие, но, с другой стороны, это уже и не сидение на скамейке в парке. Каких-то планов по маршруту я не вырабатывал: доехал до метро "Кропоткинская" и для начала сел в первый попавшийся троллейбус, курсирующий по Бульварному кольцу. По пути записывал улицы, по которым еду, поглядывал на уровень сигнала сети в Yota Access, замерял скорость обмена данными через speedtest.net и время от времени смотрел какие-нибудь произвольные видеоролики из Интернета.

Пока ехал по бульварам, сеть почти всегда работала, показывая 2500–6800 кбит/с на входящем канале и до 800 кбит/с - на исходящем. Местами сигнал вдруг пропадал на несколько секунд, но потом сразу появлялся. Связаны ли перебои с переключением между базовыми станциями, утверждать не возьмусь. То же наблюдалось на Большой Дмитровке и на Петровке, а вот на Краснопролетарской при движении от центра города скорость обмена данными стала неуклонно снижаться, пока сеть окончательно не пропала у 31-го дома. На Селезневской улице сеть иногда находилась, и даже соединение устанавливалось, но при этом не получалось загрузить ни одной веб-страницы. Проехав - уже без малейших признаков сети - по Советской улице и до середины Шереметьевской, я сменил троллейбус на автобус и двинулся в обратную сторону. Тут произошло неожиданное: сеть заработала, и довольно хорошо, хотя я в точности повторял уже пройденный путь вплоть до Трифоновской улицы (километра полтора).

Выделение радиочастот в России должно быть прозрачным

Комментарий Дениса Гудыма, директора Intel по связям с правительственными организациями в России и СНГ.

Мы уже вывели наши встраиваемые микросхемы WiMAX/WiFi на американский рынок. В России первые ноутбуки со встроенным WiMAX в диапазоне 2500–2690 МГц появятся в конце первого квартала следующего года. Срок вывода ноутбуков на рынок определяется временем, необходимым для получения всех необходимых разрешений от российских регулирующих органов. Многодиапазонные решения, с поддержкой частот 2300–2400 МГц и 3400–3600 МГц, мы планируем вывести на рынок в конце 2009 - начале 2010 года. Первое поколение наших встраиваемых WiMAX-адаптеров поддерживает именно частоты 2500–2690 МГц, поскольку в данный момент в коммерческой эксплуатации в мире есть лишь несколько сетей, и они работают в основном в данном диапазоне.

В России мы активно сотрудничаем со всеми основными операторами, эксплуатирующими или строящими сети WiMAX, здесь особо стоит отметить компанию "Комстар", с которой год назад мы подписали партнерское соглашение. Нужно заметить, что мы двигаемся к цели в тесной привязке к планам наших партнеров, и к моменту выхода на массовый рынок ноутбуков со встроенным WiMAX для их покупателей в Москве и Санкт-Петербурге будет существовать предложение по услуге беспроводного доступа в Интернет по технологии WiMAX.

Компания Intel за последние пятнадцать лет инвестировала около 700 млн. долларов в экономику России, в том числе примерно 10 млн. долларов вложено в обучение учителей. Нам важно, чтобы они знали, как использовать ИТ-технологии в их работе. В частности, мы считаем, что от беспроводных технологий образование получит только пользу. 52 тысячи школ в рамках общегосударственного проекта сейчас подключены к Интернету, но из-за проблем с финансированием многие могут быть в ближайшее время отключены. Помочь снизить стоимость подключения могла бы конкуренция между проводными и беспроводными технологиями. В регионах ШПД обходится примерно в 900 рублей за канал 128 кбит/c. А в Москве, где есть конкуренция, то же самое можно найти за сотню рублей с небольшим. Мы хотим, чтобы выделение радиочастот для беспроводной связи в России стало прозрачным, чтобы распределение проходило на публичных аукционах, как это делается в развитых странах. Мы сами пытаемся не сидеть сложа руки, просим встречи с министром Щеголевым, но пока Министерство связи находится в стадии формирования, организовать встречу не удается. Мы также надеемся заинтересовать депутатов Госдумы в проведении специального парламентского слушания в 2009 году на тему изменения процедуры распределения радиочастот. Сложность и непрозрачность этой процедуры препятствуют реализации расчетных бизнес-моделей, усложняют оценку рисков и объемов необходимых инвестиций для построения и последующего развития сетей широкополосного беспроводного доступа. (Тот же "Скартел", например, вышел из положения, скупив юридические лица, которым каким-то образом достались лицензии на необходимый радиоспектр. То есть рыночной нынешнюю ситуацию с частотами назвать трудно. - прим. ред.)

Недавно в Москву приезжал вице-президент Intel Шон Мэлони, которому компания "Скартел" устроила демонстрацию возможностей сети "Йота", при поездке по городу были организованы две видеоконференции. Мэлони был впечатлен. В то же время мы будем кооперироваться со всеми компаниями, развивающими WiMAX в России, и было бы здорово, чтобы их было не одна-две, а больше. Как бы то ни было, пользователи останутся в выигрыше.

Чем вызвано такое странное поведение сети/модема? Можно предположить, что решающую роль сыграла смена стороны улицы, если я перемещался по самой границе зоны покрытия. Другая вероятная причина (если, конечно, исключить избирательность сети по отношению к разным видам транспорта)- непостоянство зоны покрытия, которая отчего-то расширилась за те пять минут, что я пересаживался. Не знаю, насколько правдивы все эти фантазии, но разница в уровне сигнала в Yota Access была потрясающая: от "сеть не найдена" при движении на север до максимального уровня при движении на юг.

На Трифоновской улице сеть работала плохо, постоянно пропадая и появляясь вновь. Такая ситуация продолжалась до Рижского вокзала, на который я попал, выехав на проспект Мира где-то в районе Больничного переулка. Дальнейший путь лежал по Сущевскому валу, где сеть работала везде, кроме небольшого тоннеля. У Савеловского вокзала сигнал снова исчез. И хотя потом я еще довольно долго ехал по Ленинградке, подключиться не получалось - лишь севернее метро "Войковская" Yota вдруг ненадолго заработала.

Подробности маршрута могут показаться излишними, но они интересны, если сопоставить мои приключения с заявлениями представителей "Скартела" о том, что покрытие в Москве в данный момент есть внутри Садового кольца и фрагментарно - вне его. На деле все оказалось так, да не совсем. Раз сеть еще строится, претензии к качеству покрытия предъявлять вряд ли разумно, но вполне можно констатировать, что и внутри Садового кольца пока не везде все в порядке с приемом, особенно если говорить о мобильности. Дело в том, что почти никогда во время движения не получалось просмотреть видео без раздражающих рывков и задержек. Денис Свердлов говорит о том, что расчетное покрытие каждой базовой станции оказалось больше фактического, из-за чего компания рассчитывает обойтись меньшим числом станций, чем было изначально задумано. Несмотря на некоторые проблемы, связанные с введением в эксплуатацию оборудования, Свердлов по-прежнему ожидает, что к концу года покрытие будет примерно соответствовать тому, что указано на картах, опубликованных на сайте компании.

Взгляд автомобилиста

Мы решили, что хорошим тестом для сети WiMAX, теоретически отличающейся от WiFi не только большей дальнобойностью, но и способностью одарить абонента определенной зарезервированной полосой пропускания (благодаря иным механизмам обеспечения QoS), будет проверка качества видеозвонка через Skype. При максимальном уровне сигнала (для эксперимента была выбрана территория у станции метро "Каховская") VoIP-общение субъективно не отличается от соединения через привычный ADSL. Перемещение в зону менее уверенного приема (одно-три деления из пяти в Yota Access) сказывается весьма заметно: появляются задержки, а то и выпадение собеседника на несколько секунд. Попутные замеры скорости соединения через speedtest.net показали, что параметры связи гуляют весьма сильно. За какие-то четверть часа скорость (в одном и том же месте!) менялась с 7919 до 1690 кбит/c на даунлинке и с 1227 до 446 кбит/c в обратном направлении.

В ходе еще одного эксперимента мы пытались определить, насколько WiMAX-интернетом можно пользоваться при движении на автомобиле в центре Москвы. Круг по Садовому и Третьему кольцу показал, что при нормальных скоростях движения (60–80 км/час) сеансы связи редко длятся больше одной-трех минут, дальше следует потеря сигнала. При движении по прямым улицам, вдоль которых расположены базовые станции (вроде "Ломоносовского/Нахимовского проспекта"), связь держится дольше. Таким образом, потенциальные возможности стандарта (соединение на скорости до 120 км/час) на практике использовать пока вряд ли удастся. Если нужно поработать из машины - придется припарковаться где-нибудь в зоне хорошего сигнала.

Владислав Бирюков

Если не ездить, а сидеть в кафе, то в зоне хорошего приема видео из сети смотрится великолепно, и так же без заминок происходит загрузка в несколько потоков: у меня суммарная скорость по шести одновременным закачкам колебалась между 800 и 860 Кбайт/c1. При этом я провел несколько экспериментов, следя за скоростью разрядки аккумулятора в трех разных условиях: без сети, с подключением по WiMAX через USB-модем и по WiFi через встроенный модуль ноутбука. При подключении к беспроводной сети я начинал загрузку "тяжелых" файлов в шесть потоков и следил за разрядом батареи. Существенных отличий между WiFi и WiMAX обнаружено не было2, а без сети ноутбук работал лишь на 5% дольше. Иными словами, модем WiMAX от Samsung вряд ли можно назвать очень прожорливым устройством.

Подводя итоги, отмечу, что за время тестирования Yota Access не зависала, и я не заметил, чтобы производительность компьютера как-то заметно снизилась из-за того, что программа висела в трее. Один раз программа обновилась с моего разрешения, но на функциональности апгрейд никак не сказался. Если не считать казуса на Шереметьевской улице, когда сеть работала только при езде в одном направлении, ничего неожиданного не произошло. Плотность покрытия близка к заявленной, а самсунговский модем лоялен к аккумулятору ноутбука. Так как "Скартел" расширил бесплатную программу тестирования до 31 марта, то модем буду возить с собой еще долго. При всем при этом, я по-прежнему не вижу лично для себя причин платить за безлимитный доступ, так как Интернет в поездках нужен мне эпизодически. Вероятно, иногда я буду пользоваться предложением "Yota День", в рамках которого за сто рублей можно будет неограниченно работать с сетью в течение суток. Посмотрим, впрочем, что еще предложит "Комстар".


1. Конечно, стены зданий несколько ослабляют сигнал. Как говорит Свердлов, в радиусе километра от базовой станции проблем с приемом внутри квартир не возникает, а вот там, где сеть ловится "на грани", внутри помещений она, конечно, исчезает. Судя по нашим тестам, это действительно так. По крайней мере, в нескольких кафешках в начале Невского проспекта, которые я обошел с ноутбуком, Yota оказалась "живой", а вот на Каменноостровском пять шагов внутрь квартиры радикально меняли ситуацию с доступностью Интернета. Кстати, питерская городская планировка с длинными и прямыми улицами для распространения WiMAX-сигнала, похоже, предпочтительней московской. - В.Б. [вернуться]

2. Скорость скачивания по WiFi была примерно втрое меньше. [вернуться]

Из еженедельника "Компьютерра" № 44

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.