Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Премия Рунета: поиск формата

АрхивИнтерактив
автор : Александр Милицкий   27.11.2009

25 ноября в Москве прошла очередная церемония вручения "Премии Рунета". Прошла с помпой, размахом и прямой телетрансляцией. Утомлять читателя перечнем номинаций и составом победителей было бы скучно, куда интереснее мелкие детали.

25 ноября в Москве прошла очередная церемония вручения "Премии Рунета". Прошла с помпой, размахом и прямой телетрансляцией. Утомлять читателя перечнем номинаций и составом победителей было бы скучно, – всю эту информацию можно почерпнуть на официальном сайте премии и в информационных лентах. Куда интереснее мелкие детали, которых читатель, не присутствовавший на церемонии, просто не видел.


В ожидании начала

Киноконцертный зал "Пушкинский", где проходила церемония, строился в далёкое советское время как кинотеатр "Россия". А в кинотеатрах гардеробам быть, видимо, не полагалось. Всяческие последовавшие в новую историческую эпоху переделки никак и ничего не могли поделать с тем фактом, что места для гардероба архитектурным планом здания не предусмотрено. Однако на некоторых мероприятиях (таких, как транслируемая в прямом эфире главного новостного канала страны церемония вручения отраслевой премии) зал, полный людей в шубах и шапках, смотрелся бы несколько диковато. Поэтому в таких случаях отсекаются части фойе и развертывается импровизированный гардероб, – вполне себе настоящий, с вешалками и номерочками. Но у него только три окна. На стадии сбора гостей, по сценарию мероприятия растянутой аж на два часа, это особо не ощущалось, но вот по окончании, когда огромный зал выстроился к этим трём окошкам длинными змеями, – прочувствовалось очень хорошо. Было проще взять в баре чашечку кофе и переждать часок в хорошей компании, пока вся эта толпа наконец схлынет.


Гости собрались засветло

Компания собралась и вправду недурная, – в кулуарах можно было увидеть не только Игоря Ашманова, Соню Соколову, Антона Носика и прочих номинантов, но и немалое число других участников ЕЖЕ-движения, уютно оккупировавших столики бара в курящей зоне и обсуждавших вечные проблемы. Это было куда как более конструктивное времяпрепровождение, нежели слоняться два часа по фойе, распивая подносимые алкогольные напитки, – как это делало большинство гостей.

Пресс-конференция организаторов – организаторам не удалась, прямо скажем. Под пресс-зону был отгорожен небольшой клочок фойе, совершенно никак не защищенный от шума, производимого несколькими сотнями человек, а о микрофонах для выступавших никто не позаботился. Поэтому даже в самых первых рядах не было слышно вообще ничего, – и выступления напоминали известный анекдот про гастроли на Кавказе популярной певицы ("А ты не пой, ты просто ходи, – туда-сюда, туда-сюда…"). Зато зрительный ряд – с Сергеем Плуготаренко, Марком Твердыниным и Андреем Колесниковым, окруженными толпой с теле- и фотокамерами, получился хоть куда.


Пресс-конференция: Андрей Колесников, Марк Твердынин и Сергей Плуготаренко

Само действо протекало довольно бодренько, – его формат явно был заточен под прямую трансляцию по телеканалу "Вести-24", от чего только выиграл. От отсутствия третьеразрядных певцов стало только лучше, а пригласить Монсеррат Кабалье все равно не позволил бы бюджет. А так – движнячок на час с небольшим, без ненужных перебивок (подобие небольшого шоу по окончании не считается, – всё равно в потянувшемся на выход зале его мало кто разглядел).

Если бы под конец мероприятия в зале провели бы экспресс-голосование, то, несомненно, приз зрительских симпатий среди лауреатов "Премии Рунета" завоевал бы Антон Носик со своим проектом WhoYOUgle, ранее в эфире "Вестей" называвшийся "проектом с непроизносимым названием". Ведущие вечера старались соблюсти благозвучие, с придыханием говоря "Who…", делая паузу, а после с псевдогарвардским акцентом – "…YOUgle", с акцентированным ударением на "ю". Антон Борисыч, выйдя за статуэткой в оранжевом джемпере, оранжевой кипе и оранжевых же ботинках, состроил брюзгливо-глумливую физиономию и в своей лауреатской благодарственной речи произнес слово "хуюгль" раза, наверное, четыре, причем с прононсом чисто русским, всякий раз ухмыляясь в камеры прямой трансляции и вызывая смех в зале. Возможно, после этого события название проекта и перестанет быть непроизносимым для официозных СМИ.


Антон Носик: "Хуюгл!.."

Среди прочих лауреатов следовало бы отметить Игоря Ашманова, который в шорт-лист оказался номинированным аж дважды – в лице компании "Ашманов и партнеры" и в лице "Ай-ай-ай", – и одну статуэтку, в результате, таки получил.


Игорь Ашманов. Без партнеров. Один, однако

Список остальных лауреатов уже дал немало пищи для злословия комментаторов. Лауреатами премии в различных номинациях стали Rambler (партнёр "Премии Рунета"), "Живой журнал" (информационный партнер "Премии Рунета"), Infox.ru (информационный партнёр "Премии Рунета"), Rts.fm (информационный партнёр "Премии Рунета"), сайт телеканала "Бибигон" (принадлежит генеральному медиапартнёру "Премии Рунета"), сайт Omlet.ru (принадлежит партнёру "Премии Рунета"), "Карьера.Ру" (принадлежит партнёру "Премии Рунета"). Даже не очень понятно, как в эту блистательную шеренгу сумела затесаться та же русская "Википедия", совершенно неясно каким боком относящаяся к науке и образованию.


Михаил Сеславинский

В этом месте можно было бы предаться предсказуемо-скучным рассуждениям о несовершенстве окружающего мира и об отсутствии в нём вселенской справедливости, – но это вряд ли было бы уместно. Никакие конкурсы, премии и состязания не бывают абсолютно объективными, и их особенности просто следует брать в расчёт. И если при прочих равных более высокие шансы на победу имеет компания-партнёр, – то коль вам совсем уж позарез необходима эта премия, имело бы смысл озаботиться статусом партнёра. А что речь тут идёт именно "о прочих равных", сомневаться не приходится, – уровень проектов-победителей достойно высок.

Вообще же "Премия Рунета", в очередной раз откорректировавшая свой формат в текущем году, – устоявшейся конструкцией ещё не стала, и станет ею нескоро. Слишком уж много неясных и не устоявшихся моментов с нею связано.


Борис Овчинников (СУП) получает статуэтку за "Живой журнал"

Не секрет, что все подобные отраслевые премии в той или иной степени слизаны с американского кинематографического "Оскара". Слизаны-то слизаны, да не вполне.

Начнем с того, что "Оскар" оценивает фильмы, выпущенные в прокат за отчётный год. Через год после премьеры обсуждать и награждать уже нечего, – готовый фильм за это время никак не изменился. С интернет-проектами сложнее, – вчерашняя "серая мышка" может завтра "выстрелить" так, что мало не покажется, и, напротив, сегодняшние лидеры завтра могут уйти в безвестность, а то и вовсе прекратить свое существование. Поэтому в одних и тех же номинациях неизбежно сталкиваются ветераны с новичками, – а это затрудняет беспристрастное судейство. Но это ещё полбеды.

"Премия Рунета" присуждается только веб-проектам, – как будто Рунет состоит только из сайтов. Это выглядит примерно так же, как если бы "Оскар" присуждали только комедиям, оставив за бортом фильмы других жанров. Конечно, когда мы говорим об Интернете, сайты – это первое, что нам приходит в голову, но кроме веба там хватает самых разнообразных других сервисов. ICQ и Skype, торрент-клиенты и DC-хабы, почтовые сервера и Google Wave сайтами не являются, – что совершенно не означает, будто их создатели не заслуживают и никогда не заслужат наград интернет-сообщества.

Если бы статуэтки "Оскара" вручали бы трём лучшим комедиям, трём лучшим мелодрамам, трём лучшим боевикам и, на закуску, самому кассовому фильму сезона, – вес такой премии был бы пренебрежимо мал. Чтобы она стала эталоном для кинематографистов, аналогом гамбургского счёта, – совершенно необходимо огромное число профессиональных номинаций за музыку, свет, сценарии, спецэффекты и т.п., – награждению за которые подлежат конкретные профессионалы, хорошо сделавшие свою работу. Подобные персональные номинации, – такие, как "Продюсер года", "Журналист года" или "Исследователь года", – есть и в премии РОТОР, присуждаемой ЕЖЕ-сообществом. Чтобы "Премия Рунета" стала действительно высшей профессиональной отраслевой наградой, – такие номинации совершенно необходимы, – а их нет.

В общем, формат премии вызывает множество вопросов и нареканий. Утешает то, что он ещё явно не является устоявшимся, застывшим и окостенелым. Я не знаю, как будет выглядеть "Премия Рунета" в следующем году, – но совершенно точно, что она будет во многом не похожа на нынешнюю.

Поживём – увидим.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.