Canon 5D Mark II: репортер из горячих точек
АрхивОбзоры и тестыВечный конфликт фанатов Nikon и Canon в прошлом году вышел на новый виток. Еще бы, ведь новые зеркалки научились снимать видео высокого разрешения, и поводов для стычек стало в два раза больше!
Обновление зеркальных камер верхнего ценового диапазона происходит, прямо скажем, нечасто. Однако именно 2008 год оказался плодовитым на обновки — ближе к концу года вышло аж три новых полноформатных камеры — Nikon D700, Sony A900 и Canon 5D Mark II.
Последнюю модель рассмотрим чуть позже более подробно, а пока хочу обратить внимание на более важное (более того — знаковое!) событие ушедшего года — зеркальные камеры наконец-то научились записывать видеоролики! Почему знаковое? Да потому, что это фактически означает конец печатным СМИ! Скажете — открыл Америку? Мол, этот процесс идет уже как минимум пару лет? Да, все правильно. Однако тот факт, что изменения происходят в весьма консервативном стане профессиональных зеркальных камер, означает, что процесс трансформации СМИ вышел на финишную прямую — производитель не будет просто так экспериментировать с камерой ценою в два с половиной килобакса.
Впрочем, несколько лет назад зеркалки не то что видео записывать не умели — по ЖК-экрану визировать не позволяли! Паллиативные решения вроде специальной насадки на окуляр (фирмы ZigView) частично решали проблему, но были дорогими и громоздкими. Фирма Olympus первой1 решила исправить данную ситуацию, и выпустила в 2005 году камеру E330 с так называемым режимом живой картинки — Live View. Это оказалось не только смелым, но и весьма правильным шагом — сегодня почти все зеркальные камеры обладают такой возможностью.
Благодаря внедрению режима Live View главное препятствие, мешающее записывать видео, — зеркало — было преодолено. Дело оставалось за малым — кто-то должен был рискнуть сделать первый шаг. Этим кем-то оказалась компания Nikon, выпустившая камеру D90. Как и любой первый шаг, он был осторожен — записываемые видеоролики были среднего уровня (по разрешению — 720p), а сама камера принадлежала к среднему классу. Canon, видимо взвесив все за и против, решила не мелочиться кропнутой матрицей, и сделала "выстрел" из орудия главного калибра — наделила способностью записывать видео полнокадровую камеру 5D Mark II. Под стать матрице получилось и видео — честный FullHD (1080p), 30 кадров/с. Таким образом, были убиты сразу два зайца – и линейка обновилась, и соперников "сделали".
Но негоже просто смотреть на новинку, хорошо бы пробовать её в деле! Мне повезло — я получил эту камеру на тест, и смог оценить все её прелести и недостатки самостоятельно. Впрочем, никаких тестовых таблиц, мер и цветовых шкал вы здесь не увидите — я не лаборатория, и могу поделиться только собственными, весьма субъективными впечатлениями. Это был, как вы поняли, disclaimer.
Фотоаппарат
Вы, наверное, удивитесь, но Canon 5D Mark II все ещё умеет фотографировать. Более того, это пока её главная функция!
Камеру я получил на тест в "голом" виде — только сам аппарат, питающая рукоятка и объектив. Ну а с чего начинается (по крайней мере, должно начинаться) знакомство с новой техникой? Правильно — с чтения инструкции. Так как печатной версии нет, нужна хотя бы электронная. К сожалению, компания Canon по каким-то своим соображениям не выкладывает на российском разделе сайта инструкции (ладно бы русскоязычные, так ведь вообще никакие не выкладывает). Найти мануал удалось лишь на американской версии сайта (подчеркну — не европейской, а именно американской), доступ к которой можно получить с главного портала www.canon.com.
То, как выглядит камера, вы сможете увидеть и сами — фотографии будут красноречивее любых описаний. Однако один момент, связанный с управлением, я все же выделю. Дело в том, что с ним могут возникнуть небольшие заковыки, ибо у камеры есть пара отличий от предшественницы - 5D. Это изменение функций кнопок, расположенных над LCD-экраном. Так, на своем месте остались выбор баланса белого, режима протяжки и поправки экспозиции. А выбор чувствительности ISO, выбор режима работы автофокуса и режим замера экспозиции поменялись местами. Первая мысль — зачем? Зачем создавать гарантированные проблемы привыкшим к вполне определенному порядку управляющих кнопок пользователям 5D, которые захотят произвести обновление? Для тех, кто не представляет, насколько важно привычное расположение кнопок для профессионального фотографа, приведу более близкий пример — представьте, что на новой клавиатуре поменяли местами часть букв. То есть, серьёзных проблем нет, однако ошибки и замедление в работе на первое время обеспечено.
Впрочем, внимательно изучив линейку кэноновских камер, пришел к выводу, что основными потенциальными покупателями предполагаются отнюдь не пользователи 5D, а скорее 40D! В этом случае все встает на свои места — назначение клавиш на камерах идентично.
Также несколько неожиданным оказалось для камеры данного класса наличие полностью автоматических режимов съёмки. И ладно была бы только "зеленая" зона (как на "пятерке") — появилась еще и зона "Creative Auto Shooting", эдакий своеобразный расширенный вариант зеленой зоны, где можно настроить такие параметры, как размытие заднего плана и общая яркость снимка (регулируются с помощью виртуальных ползунков "резче-мягче" и "светлее-темнее"), а также выбрать его стиль и качество. Таким образом, этой камерой сможет снимать даже человек, весьма далекий от техники.
Если внешние отличия камеры 5D Mark II от 5D незначительны, то внутренние (программно-аппаратные) гораздо серьезнее. И это понятно — три года, прошедшие с момента появления "пятерки", не могли минуть бесследно. Перечислим основные — возросшее разрешение матрицы (21МП), ультразвуковая система очистки сенсора от пыли, режим Live View, расширенный диапазон чувствительности ISO (до 25600), появление режимов sRAW, ЖК-экран высокого разрешения (VGA) и, конечно, возможность записывать видео.
Вызвав меню, обнаружил, что его (по сравнению с "пятеркой") здорово улучшили — кроме чисто визуального удобства, в наличии теперь есть экран оперативного управления (Quick Control Screen) для мгновенного доступа к часто используемым настройкам. Кроме этого, более наглядным и функциональным стал инфоэкран — его теперь можно использовать для быстрого изменения всех съёмочных параметров (от выбора экспозиции и точки фокусировки до стиля изображения и качества снимка). Однако было бы еще лучше, если бы информация, выводимая на него, могла реагировать на повороты камеры.
Разрешение
Первое, что хочется проверить — это разрешение матрицы, ибо по количеству мегапикселей она уже начинает соперничать с цифровыми задниками. И если в случае цифромыльниц рост числа мегапикселей является в большей степени маркетинговым ходом, нежели реальной возможностью (реальное разрешение завязано на возможности оптики, а она в карманных камерах, сами понимаете, далека от идеала), то в случае с полнокадровыми зеркальными камерами это уже не так — размеры сенсора и отдельных его элементов позволяют скрадывать дефекты оптики, а возможность устанавливать высококачественные объективы, в свою очередь, позволяет вытягивать из сенсора максимум. И в этом случае дополнительные мегапиксели будут совсем не лишними.
Кстати, о цифровых задниках — мои знакомые рекламные фотографы, приобретя в своё время Canon 5D для студийной съёмки, использовали его именно в качестве замены цифрового задника, так как качество и детализация картинки были весьма близки, а вот цена, мобильность и удобство в работе были на стороне 5D.
Так вот, у меня была возможность сравнить 12-ти и 21-мегапиксельную картинки — от Nikon D700 и Canon 5D Mark II, сделанные, правда, разными объективами (камеры-то разные). Можно спорить об адекватности такого сравнения, однако разницу всё равно видно.
Скачать полноразмерные снимки
Разумеется, большое разрешение имеет и очевидный недостаток — размер файла. В результате чего на 8-гигабайтную флэшку помещается всего 270 снимков в формате RAW. Однако в Canon это тоже понимают, поэтому предоставили фотографу возможность сохранять "сырые" снимки с меньшим разрешением — в 10 или 5 Mpix (так называемый формат sRAW). Такие снимки ничем не отличаются от обычных, кроме размеров и разрешения, а значит — больше подходят для репортажной съемки, где важна оперативность, а не детализация. Кстати, у ближайшего конкурента, Nikon D700, такая возможность тоже есть, правда, активируется она только при установке DX-объектива.
Шумы
Однако при увеличении количества ПЗС-ячеек у 5D Mark II (по сравнению с 5D) линейные размеры матрицы-то сохранились. А значит — должно увеличиться и соотношение сигнал/шум. Правда, полнокадровые сенсоры имеют весьма неплохой запас качества, что весьма наглядно, если сравнивать 1Ds Mark III и 5D Mark II, имеющие одинаковые матрицы. Только вот максимальное значение ISO у первой камеры равно 3200, а у второй — аж 25600! Понятно, что никакие технологии подавления шумов не способны на такой подвиг — сигнал изначально должен быть достаточно сильным.
Тем не менее, съёмка показала, что практический потолок чувствительности — 12600 ISO. В этом случае изображение, хотя и становится шумным, теряет не все мелкие детали, чего не скажешь о 25600 ISO. Впрочем, без насущной необходимости я бы не стал использовать и 12800, остановившись на 6400 ISO – картинка выглядит гораздо привлекательнее. Кстати, побочный эффект шума проявляется и в размере файла — даже в формате RAW он увеличивается в полтора раза (26,3 Мб при 200 ISO и 38,7 Мб при 25600 ISO).
Архив с фотографиями в полном разрешении можно скачать здесь. Дополнительно выложены несколько разных снимков, снятых при высоких значениях ISO.
Ну и чисто практическое наблюдение по поводу шумов. Матрицы последнего поколения гораздо спокойнее переносят передержку (вплоть до полутора ступеней), поэтому в тех ситуациях, когда приходится использовать высокие значения чувствительности, предпочтительнее снимать с передержкой — это позволяет уменьшить влияние шума.
Что же касается ультразвуковой очистки сенсора, то за неделю использования и ежедневной смены объективов сколько-нибудь заметных загрязнений на снимке я не обнаружил. Так что со своей задачей данная функция справляется очень хорошо.
Live View
Режим Live View (возможность визировать картинку по ЖК-экрану, а не через оптический видоискатель) перестал быть диковиной и присутствует почти во всех зеркальных камерах последнего поколения. Правда, до использования всего потенциала этого режима пока далеко. Так, поворотный дисплей, который действительно многократно расширяет возможности съёмки, сегодня присутствует лишь на камерах системы Four Thrids (и Micro Four Thrids). Sony пытается использовать новые возможности Live View хотя бы частично и ставит на младшие зеркальные камеры наклоняемый дисплей, а вот Nikon и Canon пока не спешат модифицировать свои модели. Но в случае с Canon 5D Mark II отсутствие поворотного экрана огорчает сильнее — если с фотосъёмкой можно смириться, то вот вести видеосъёмку, удерживая тяжелую камеру на вытянутых руках - то ещё удовольствие.
Впрочем, не все так плохо — Canon реализовала в камере ряд других важных и нужных функций, работающих в этом режиме. Так, 5D Mark II может выводить на экран живую гистограмму, умеет отображать картинку на мониторе с учетом выбранной экспозиции, и даже имеет функцию распознавания лиц.
Самое же полезное, что появилось в камере благодаря Live View — это возможность тихой съёмки. Подвижное зеркало - наиболее шумный элемент любой зеркалки - в этом режиме поднято и больше не шумит — при спуске срабатывает только затвор. Надо заметить, даже такую очевидную возможность используют не все производители — тот же Nikon D700 при съёмке бумкает зеркалом в любом режиме.
Но, как вы понимаете, за удобства всегда приходится чем-то расплачиваться. В данном случае — это время автономной работы, ибо режим Live View весьма прожорлив. Мне, например, за три дня смешанных съёмок на одном заряде стандартной батареи удалось сделать порядка 420 кадров и снять 16 минут видео.
Видеокамера
Итак, мы подобрались к гвоздю программы — видеосъёмке. Обычно выполнение концептуально разных функций одним устройством не приводит к положительным результатам. И в случае с Canon 5D Mark II исключения, к сожалению, не случилось. Главное неудобство связано с эргономикой, ориентированной на фотосъёмку. Во-первых, визирование возможно только посредством ЖК-дисплея, который, как уже говорилось, жестко встроен в корпус камеры. Что не лучшим образом сказывается на плавности съёмки — дрожание унять практически невозможно.
Во-вторых, в режиме видеосъёмки нет непрерывной автоматической фокусировки! Да, я тоже был удивлен этим обстоятельством, перечитал несколько раз инструкцию, но и там не нашел ничего обнадеживающего. Более того, там было ясно сказано — сфокусироваться на объекте желательно до начала съёмки.
Нет, конечно, выполнить фокусировку во время записи ролика возможно, только в автоматическом режиме этот процесс занимает несколько секунд (во время которых картинка, скорее всего, будет размытой), а в ручном сложно избежать тряски. Так что не советую.
Так как в камере кассет или жесткого диска нет, запись возможна только на карту памяти. В связи с чем получаем два ограничения — реальная скорость записи на карту должна быть не меньше 8 Мб/с, а максимальная непрерывная продолжительность ролика — не больше 12-ти минут. Последнее связано с ограничением файловой системы FAT32 — при достижении четырехгигабайтной отметки камера создает новый файл.
Ролики сжимаются по алгоритму H.264 и сохраняются в контейнере *.mov (QuickTime). Качество же изображения, как оказалось, сильно зависит от того, как велась съёмка. Если со штатива и без использования трансфокатора, то видео (разумеется, в формате Full HD) выше всяких похвал — четкое, без смазов и дерганий. Можно сказать, что в этом случае Canon 5D Mark II достойно играет роль дорогой видеокамеры со сменными объективами. Однако если съёмка велась с рук, да еще и с зумом, то качество видео меняется, и не в лучшую сторону — появляются пропуски кадров (особенно заметные при использовании зума), и общая картинка кажется немного размытой. При покадровом просмотре становится видно, что отдельные кадры по-прежнему четки, однако часть промежуточных — смазана.
Рассуждая логически, получаем две возможные причины столь большой разницы. Наиболее вероятна первая — из-за неизбежного дрожания резко возрастает поток данных (который тем больше, чем больше в сцене движения), и процессор камеры банально не справляется с ним. Вторая возможная причина — использование медленной карты памяти — отпадает, ибо запись идет не напрямую, а через буфер. И в случае, если карта не справляется с записью данных, сначала загорается индикатор заполнения буфера, а потом запись просто останавливается.
Ссылки на три оригинальных ролика в разрешении Full HD представлены ниже. Только имейте в виду — файлы большого размера (примерно по 100 Мб)!
1, 2, 3.
Итоги
Итак, время подводить итоги. Если рассматривать Canon 5D Mark II исключительно как фотоаппарат, то вывод однозначен — достойная замена "пятерке", получившая все необходимые улучшения и усовершенствования, от большого ЖК-экрана и высокого разрешения матрицы до системы ультразвуковой очистки и сверхвысоких значениях ISO. В этом плане никаких нареканий или претензий нет. А вот возможность записи видео пока остается именно возможностью, рассматривать Canon 5D Mark II как замену видеокамере смысла нет. Однако в случае острой необходимости (к примеру, такое бывает нужно репортерам с горячих точек) наличие такой возможности делает камеру незаменимой.
1. Хотя формально первой зеркальной камерой с режимом Live View была Fujifilm S3 Pro, её ограничения (монохромное изображение, максимальное время визирования — 30 секунд) не позволяют мне считать это полноценной реализацией. . [вернуться]