Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Nikon D700: почти бюджетный полноразмер

АрхивОбзоры и тесты
автор : Олег Волошин   08.10.2008

Лучшие обзоры получаются когда обозреваемые устройства куплены на свои кровные. Олег Волошин приобрел камеру Nikon D700 на гонорары в "Компьютерре", погонял ее несколько месяцев и рассказал о своей весомой обновке.

Судя по наметившейся тенденции, мы скоро станем свидетелями очередного ценового скачка - полнокадровые dSLR спускаются с небес на землю, становясь доступными "простым смертным". Первой ласточкой, как обычно, был Canon, выкативший на арену среднего ценового сегмента EOS 5D еще три года назад. Тогда же все стали ожидать ответного хода Nikon, однако этого не последовало, и выпущенная примерно в тоже время D200 никак не могла претендовать на звание конкурента 5D, в результате чего он еще довольно долго оставался единственной относительно недорогой полнокадровой зеркалкой.

И он оставался там даже после того, как в 2007 году Nikon разродился-таки D3, своей первой полнокадровой dSLR, ибо она была скорее конкурентом Canon'овскому Марку, нежели "пятерке". Но в этом году таки началась битва титанов за новую нишу - целых два бренда "выкатили" полнокадровые зеркалки ценою до 3000 долларов США - Nikon D700 и Sony А900. Правда, Nikon подсуетился быстрее, анонсировав камеру на два месяца раньше.

Год не прошел для фотоиндустрии даром - по ряду параметров D700 получилась даже интереснее, чем D3. В частности, наличие ультразвукового фильтра для очистки матрицы от пыли, ИМХО, весьма неплохое дополнение.

Сознательно опущу этап "D3 vs D700" - чтобы их реально сравнивать, нужно не просто очень хорошо знать обе камеры, а еще и опробовать их в репортерском деле, в противном случае сравнение будет некорректным. У меня, увы, такой возможности не было, посему оставим это другим авторам. И вообще, нужно заметить, что писать тест D700 - дело в какой-то степени неблагодарное, ибо она фактически объединила в себе лучшее из двух ранее выпущенных камер - D3 (полнокадровая матрица и Live View) и D300 (ультразвуковая система очистки сенсора, вес и цена). Так что это и не тест вовсе, а мои личные впечатления от общения с D700.

Внешний вид, управление, надежность

Аппарат одним своим внешним видом вызывает уважение - большой, внушительный, тяжелый, черный (н-да, эпитеты, словно пистолет описываешь...). Держишь его в руках и чувствуешь - маешь вещь! Разумеется, он мало подходит для барышень с нежными ручками, да и в карман рубашки его не положишь, зато в крупной мужской руке аппарат сидит как влитой. Конечно, "обрезание" вертикальной рукоятки (которая на D3 была встроенной) и перевод её в опциональные аксессуары, на мой взгляд, чуть ухудшило эргономику, но ради компактности, снижения цены, а также веса почти на 300 г (по сравнению с D3, разумеется) пришлось пойти на этот шаг.

Управление камерой осуществляется с помощью целого ряда кнопок и рычажков (право, проще посмотреть фотографию аппарата, чем описывать их...), большинство из которых отвечает за одну-две функции. И в этом главное отличие полу- и профессиональных зеркалок от любительской техники - такой минимализм позволяет рукам достаточно быстро привыкнуть к расположению нужных кнопок, что впоследствии существенно повышает и скорость, и комфорт работы.

Их набор и расположение практически идентично D300, хотя есть некоторые качественные изменения - так, в частности, джойпад стал гораздо удобнее и теперь четче реагирует на нажатия, и все благодаря тому, что унаследовал свои формы от D3, где центральная кнопка отдельная, а не совмещена с самим джойпадом (как было во всех более ранних моделях).

Что касается удобства управления, то тут разговор особый. Когда начинаешь пользоваться вещью постоянно, то поневоле начинаешь замечать те недостатки, которые совершенно не очевидны в первые недели использования. Так, первой моей зеркальной камерой был Nikon D70s, управление которого, после перехода с карманных камер серии "две кнопки - тысяча функций", казалось сначала божественно удобным. Потом, спустя пару месяцев постоянной съёмки, вылез целый ряд проблем. Сменив камеру на D200 (а куда деваться - какой-никакой, а парк оптики и аксессуаров уже был...), я радовался возросшему удобству управления. Однако, спустя три месяца... Ну, в общем, вы уже поняли, что и там со временем проявились свои "заусенцы". Так вот, с D700 та же история - сейчас она мне кажется верхом совершенства (канонистам просьба камнями не кидаться), ибо все нужные кнопки расположены там, где надо. Ну а если их все равно не хватает, то можно настроить пару специальных кнопок на свой вкус и цвет. В целом, могу сказать, что с каждой выпущенной моделью удобство управления Nikon'овскими камерами только растет - причина в том, что компания иногда все же прислушивается к мнению своих пользователей, и вносит желаемые поправки и улучшения.

Кстати, об удобстве. Волею обстоятельств, провел эксперимент - отдал камеру на полдня одному знакомому. Так вот, он ругался и говорил, что совершенно запутался во всех этих кнопках и рычажках!

Что же касается надежности, то, по собственной глупости уронив аппарат с полуметра на бетон, лично убедился в прочности магниевого корпуса. Остальные же параметры надежности, в частности, обещанные 150000 срабатываний затвора, можно будет выяснить, думаю, через пару лет.

По поводу еще двух важных элементов - ЖК-экрана высокого разрешения (640x480) и ультразвуковой системы удаления пыли с матрицы сказать что-то новое нельзя, ибо они ровно такие же, как и в более ранних моделях D3 и D300. Однако личные впечатления это не отменяет - после перехода с D200 разница огромная: картинка на дисплее очень четкая, и ошибки резкости часто видны сразу, без дополнительного увеличения (на экране D200 превьюшка выглядела "мыльной"); пыли на матрице нет, хотя объективы меняются уже в течение двух месяцев (пусть и не во время пыльной бури, но все же и не в вакууме) и достаточно часто.

Программно-аппаратные возможности

Как и полагается камере такого уровня, D700 весьма богата на настройками - одних только пользовательских функций 50 штук. Это, как обычно, и благо, и зло - ибо узнать про все функции, и настроить камеру под себя, можно только обратившись к внушительной инструкции. Впрочем, лазейка для ленивых есть - к большинству функций, доступных через меню, можно получить краткую (но внятную) справку прямо на экране фотоаппарата.

Перечислить все возможности аппарата в одной обзорной статье нереально, посему остановимся на самых любопытных.

Live View. Не буду отрицать, штука весьма удобная, однако отсутствие подвижного дисплея кастрирует её возможности почти вполовину. Честно говоря, его отсутствие мне непонятно, ибо поворотные дисплеи не новость, и, главное, уже используются в зеркальных камерах даже топового уровня (тот же Olympus E-3, например). Конечно, благодаря тому, что у ЖК-экрана большой угол обзора, режим "живой просмотр" можно использовать для съёмок "со стороны", однако наиболее функционально оказалось использовать его для подстройки баланса белого в сложных условиях освещения, благо изменения настроек отображаются в реальном времени.

Баланс белого. К стандартному набору готовых предустановок и ручных настроек (от замера до выставления точной температуры) добавился и визуальный режим настройки, запрятанный в так называемом меню стилей изображения, где помимо цвета можно подстроить яркость и контраст изображения.

Виртуальный горизонт. Штука довольно неожиданная, если честно. Она позволяет точно выровнять аппарат по горизонтали или вертикали даже тогда, когда у вас нет визуальных ориентиров. Что приятно, уровень может отображаться не только на ЖК-экране, но и в видоискателе.

Информационный дисплей. Убрав второй информационный LCD-экран (имевшийся у D3), компания наградила D700 виртуальным экраном, демонстрирующим все текущие настройки на ЖК-экране. Очень приятно, что разработчики учли необходимость работы как днем, так и ночью, и сделали для этого два варианта цветового оформления (исходя из условий освещения аппарат сам выбирает, какой включать - яркий или темный). Кроме информирования, этот экран выполняет и другую функцию - позволяет быстро выбрать банки настроек, переназначить функциональные кнопки и ряд других параметров (например, функцию D-lighting).

Автофокус. Конечно, я сравниваю D700 не с D3 или D300 (ибо они имеют одинаковый 51-зонный датчик фокусировки), а с более ранней D200, посему просто личные впечатления. Система автофокуса стала работать гораздо увереннее и быстрее, особенно в режиме самостоятельного выбора места фокусировки. Есть даже специальный 3D-режим, позволяющий в режиме следящей фокусировки (простите за тавтологию) предугадывать, куда переместится хаотически двигающийся объект.

Экспозиционная автоматика. В большинстве случаев аппарат стал определять экспозицию гораздо точнее, однако не стоит ждать от автомата невозможного - в действительно сложных случаях он неизбежно пасует, затемняя или высветляя картинку. Впрочем, ручные настройки и поправки никто не отменял.

WiFi. Самый ужасный вариант фирменной "обязаловки"! Судите сами - цена на специальный адаптер Nikon WT-4, позволяющий камере работать в WiFi-сетях, составляет более 700 долларов! И это при том, что сегодня цена на обычные WiFi-адаптеры редко поднимается выше 5000 рублей, даже в комплекте с роутером! Как говорится, это уже за гранью добра и зла!

GPS. Хотя в самой камере и нет приёмника GPS, записывать данные о своем местоположении камера умеет. И большое человеческое счастье, что в данном случае компания Nikon пошла по пути мировых стандартов - достаточно купить простой переходник с 10-контактного разъёма камеры на 9-контактный D-Sub, и камеру можно подключать к любым GPS-устройствам, умеющим передавать данные в формате NMEA0183 и обладающие серийным портом!

RAW

Камера была бы дорогой игрушкой, если бы не было возможности обрабатывать сырые данные, ею полученные. Я предполагал самое худшее развитие событий, ибо новая камера часто означает и новый формат RAW, а значит - и соответствующее ПО для его обработки. К примеру, в том же Adobe RAW Converter поддержка D700 заявлена не была. К самой камере, разумеется, прилагается комплект ПО, однако профессиональный Nikon Capture NX 2 оказался не полноценной, а всего лишь пробной 60-дневной версией, чем изрядно меня огорчил - камера все-таки не пять рублей стоит, могли бы и не жмотничать.

Впрочем, переживал я зря - оказалось, что NEF'ы от D700 понимаются без проблем практически всеми графическими вьюверами и редакторами - начиная от упомянутого Adobe RAW Converter (и соответственно, Photoshop) и заканчивая плагином UFRaw к GIMP и другими, менее известными программами для работы с RAW под Linux. Более того, NEF распознавался даже цифровым фотоальбомом Vosonic 8356, который был выпущен задолго до появления даже D3, не говоря уже о D700!

Единственной же программой, не сработавшейся с новым форматом, оказалась ACDSee самой последней версии (ACDSee Pro 2.5). В целом - налицо ростки некоей стандартизации RAW'ов (хотя пока и не в варианте Adobe DNG).

Шумы и ISO, качество картинки

Мало кого может оставить равнодушным поистине гигантский диапазон чувствительности - от 100 до невообразимых 25600 ISO! Правда, сразу возникает вопрос о качестве картинки. Понятно, что при низких значениях шумы матрицы должны быть минимальными, ибо физический размер ПЗС-сенсора полнокадровой матрицы значительно больше, чем у кропнутой (при том же разрешении в 12 мегапикселей), а значит и соотношение полезного сигнала к шуму существенно больше.

Однако это все теория. Вон, у D200 тоже была когда-то заявлена чувствительность в 3200 ISO, однако на практике оказалось, что качество картинки при таких значениях было просто ужасным. Приемлемое же качество было при чувствительности не более 1000 ISO.

В случае с D700 всё оказалось на порядок лучше - использовать весь диапазон значений ISO можно не только в теории, но и на практике! Однако я бы его разграничил на несколько диапазонов - качество картинки не имеет нареканий (100 - 800), картинка очень хорошая (1000 - 2500), приемлемое качество (3200 - 8000), среднее качество (10000 - 12800), и отдельно - "вовочка"1 - 25600. Это значение можно, конечно, использовать, но только в том случае, когда других возможностей нет. Тем не менее, последнее не означает, что фотография будет совсем уж плохая - весь вопрос в том, насколько коротка выдержка. Примеры фотографий, снятых при всех значениях ISO при искусственном свете можно скачать здесь. В архиве, тянущем на 33 мегабайта, лежат оригиналы фотографий. Обрезки же сюда специально не выкладываю, потому что информативность их хромает, а человеку серьезному все равно захочется посмотреть на исходники. Отдельно можно посмотреть фотографии, снятые при 25600 ISO глубокой ночью.

К слову о длительной выдержке - здесь лежит картинка звездного неба, снятая при чувствительности 1600 ISO и выдержке 30 с. О шумах судите сами2.

FX vs DX

Разумеется, разница между полнокадровым и "обрезанным" сенсором не заканчивается только на шумах - для большой матрицы требуется "большой" объектив! Однако D700 может работать и с DX-стёклами, только при этом разрешение падает до 5 мегапикселей (используется центральная часть сенсора). Впрочем, ежели кому надо, в настройках можно принудительно включить использование всей матрицы.

Мне однажды пришлось провести большую съёмку (два дня), используя только такой объектив, а нужно заметить, что такой тандем имеет свои любопытные особенности, к которым нужно привыкать. Дело в том, что в этом случае видоискатель отображает существенно больше 100%, и все время приходится мысленно напоминать себе, что в кадр попадет только то, что внутри большой черной рамки... Привыкнуть, конечно, можно, но очень это утомляет. А так - проблем нет.

Еще одна особенность, к которой приходится привыкать после кроп-матриц - это совершенно другое восприятие глубины резкости, особенно с большими диафрагмами (например, f/2)! ГРИП в случае FX намного меньше, чем у DX, и в художественной или портретной съемке - это важное преимущество.

Энергопотребление

Если сравнивать D700 и D200 (а не D300), то улучшение в энергопотреблении заметно особенно отчетливо - за время 5-часовой съёмки D700 израсходовала чуть меньше половины емкости аккумулятора (было сделано порядка 1100 кадров); в то же время у D200 пришлось менять аккумулятор, хотя кадров было сделано около 400. Как говорится, почувствуйте разницу.

Хорошее электропитание для D700 более значимо, чем кажется на первый взгляд - чем лучше "питается" камера, тем более скоростную съёмку она может производить! Так, если в обычных условиях максимальная скорость съёмки составляет 5 кадров/с (RAW), то при установки вертикальной питающей рукоятки скорость возрастает аж до 8 кадров/с!

Итоги

Камера, на мой взгляд, получилась весьма удачной - взяв лучшее от двух аппаратов разного класса (топового D3 и полупрофессионального D300), компания Nikon в итоге создала очень хорошую камеру репортёрского уровня с высочайшим качеством картинки на большом диапазоне чувствительности, и при этом - по вполне "земной" цене.

Редакция удаляется мрачно завидовать Олегу Волошину, для которого три с лишним тысячи долларов за фотоаппарат – вполне земная цена.


1. Это из анекдота. Напомню вкратце: мама пришла в школу за сыном Вовочкой. Заходит на первый этаж, а там надпись - «отличники», Вовочки нет. На втором этаже - "хорошисты", Вовочки снова нет! Поднялась она на пятый этаж, где сидят те, кто получает "кол", и опять нет Вовочки! Поднимается она на шестой этаж и видит надпись - "Вовочка" [вернуться]

2. В том же архиве лежат и другие снимки, снятые на улице при 100 и 4000 ISO. [вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.