Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Бардак

АрхивИз жизни сисадминов
автор: Нелли Мартова   15.09.2005

Это самый цензурный вариант универсального ответа, который сисадмины многих контор могут дать практически на любой вопрос.

Есть один универсальный ответ, который сисадмины многих контор могут дать практически на любой вопрос. Выглядит это примерно так: сисадмин тяжко вздыхает, машет рукой в сторону, иногда бурчит про себя пару-тройку нецензурных слов и горько констатирует факт:

- А… У нас бардак.

Так можно отвечать на целый ворох вопросов. Например, на такие:

  • Как у вас ведется учет техники?
  • Кто планирует работу ИТ-отдела на ближайший год?
  • Кто принимает решения о покупке и распределении компьютеров и другого оборудования?
  • Каким образом ограничен доступ к конфиденциальной информации?
  • Что будет, если сисадмин очень быстро уволится или серьезно заболеет?
  • Можно ли будет восстановить систему, если случится пожар в серверной?

И так далее, и тому подобное. Если вам посчастливилось работать в компании, где бардака нет, и во всем царит строгий порядок, дальше можете не читать.

На практике получается, что служба, одна из главных целей которой - упорядочивание информации, сама по себе оказывается едва ли не самой неупорядоченной на предприятии.

Происходит это по одной простой причине - из-за отсутствия контроля. Внешним проверкам ИТ-службы практически не подвергаются, в отличие от, к примеру, бухгалтерии, отдела кадров или основного производства. Руководство тоже, как правило, не уделяет достаточного внимания ИТ-отделу, до тех пор пока не случится какое-нибудь безобразие: например, утеря информации, или, что еще хуже, кража данных, взлом сети и все, что из этого вытекает.

На вопрос: "Почему у вас бардак?" сисдамин может ответить примерно следующим образом: "Руководству наплевать, есть порядок или нет, а значит, и мне наплевать".

Ответ, прямо скажем, профессионала не достойный. По этому случаю оставим в покое мотивацию и зарплату, представим, что все наши усилия сторицей окупаются, и поразмышляем над тем, какие усилия надо приложить для наведения порядка.

Есть, по меньшей мере, три причины избавиться от хаоса. Безопасность, безопасность и еще раз безопасность. Еще одна причина - упорядоченную систему проще анализировать, а следовательно, легче будет принимать решения. Точнее, легче станет принимать решения правильные и эффективные.

Бардак - понятие весьма широкое. Если вы думаете, если сеть надежно защищена от внешнего воздействия брандмауэром и прокси-сервером, содержимое серверов аккуратно резервируется на внешних носителях в установленное время, и все провода в серверной лежат так, как им полагается, перевязанные голубой ленточкой, то это автоматически означает полный порядок, то вы несколько ошибаетесь.

Самым ненадежным фактором был и остается фактор человеческий. Он же - главный источник беспорядка.

Бардак может проявить себя с самой неожиданной стороны. Например, в лице уборщицы, которая решила как следует помыть полы в серверной, а заодно протереть мониторы влажной тряпкой. В лице сотрудника, который забыл закрыть кабинет на ключ, и вахтера/охранника, который не заметил, как кто-то чужой выносит ноутбук. В вашем собственном лице, когда вы выдаете логин и пароль новому сотруднику, не заглянув в приказ о приеме на работу. И даже в лице директора, который вдруг решает выбрать провайдера или купить дорогущий принтер, не посоветовавшись с сисадмином.

Скажете, все эти факторы вне компетенции сисадмина? Интересно, а кто будет отвечать головой, если в результате этих стихийных проявлений бардака нарушится нормальная работа предприятия, или будет украдена Важная Коммерческая Тайна?

Все вышеописанные и другие возможные неприятные ситуации должны быть системным администратором или, в оптимальном случае, начальником ИТ-отдела предусмотрены, классифицированы, описаны, и продуманы способы их разрешения. Доступ в серверную должен быть строго ограничен, сотрудники проинформированы о материальной ответственности, вахтеры проинструктированы, процедуры получения паролей и доступа - строго регламентированы. Конечно, все на свете предусмотреть невозможно, но береженого, как говорится, бог бережет.

Следующее проявление вездесущего бардака - отсутствие стратегических планов и непоследовательность действий. Яркий пример - обновление парка рабочих станций. В покупке и распределении новой техники желают участвовать все, кому не лень. Не правда ли, знакомая картина, когда юный протеже начальника отдела увлеченно играет на новенькой машине, а старый сотрудник вздыхает за грудой металлолома, пытаясь честно выполнять свою работу?

Еще одна важная составляющая работы грамотного сисадмина - систематичность. Один раз установить и настроить аппаратное и программное обеспечение - это еще полдела, даже если это Unix. Система уведомлений о неполадках - отличная вещь, но и она срабатывает не во всех случаях. Составляющие информационной системы предприятия требуют систематической проверки. Особенно те, на работу которых непосредственное влияние оказывают пользователи. Есть вещи, которые просто нужно всегда делать вовремя - это и обновление антивирусных баз, и установка новых патчей, и просмотр лог-файлов.

Необходим не только оперативный мониторинг, но и анализ состояния системы с целью формирования стратегической политики. Любое предприятие развивается. Постепенно количественные изменения перерастают в качественные. Горе тому сисадмину (да и любому руководителю) кто не хочет или не умеет вовремя заметить эти изменения.

Справляются ли сервера с возрастающей нагрузкой? Хватает ли пропускной способности выделенного канала? Хватает ли места для архивов? На что нужно будет потратить деньги в будущем году? Не пора ли обновить программное обеспечение? Какие проблемы возникают у пользователей чаще всего? Эти вопросы тоже нужно задавать себе систематически.

Есть еще одна составляющая информационной системы предприятия, которую чаще всего можно смело назвать мифической. Это техническая документация. И нужна она не только для того, чтобы облегчить адаптацию нового сотрудника или передачу всей системы в другие руки. Во-первых, в процессе написания у грамотного специалиста вырисовывается в голове целостная картина. И если взглянуть на систему свежим взглядом, то рождается масса нужных и ценных идей. Во-вторых, такие документы крайне полезны, когда точно помнишь, что "уже как-то решал эту проблему", но совершенно не помнишь, как именно. Наконец, в-третьих, описание не только текущей картины, но и планов на будущее позволит избежать той самой непоследовательности и принятия неадекватных решений.

Одна из самых хаотичных составляющих информационной системы предприятия - общие папки с документами пользователей. Вот уж где бардак проявляет себя в полной мере. Радикальный и оптимальный способ наведения порядка - внедрение системы электронного документооборота. Менее радикальные способы - квотирование дискового пространства, периодические проверки на предмет наличия несанкционированных файлов (игр, музыки, фильмов) и строгие предупреждения о том, что сотрудник несет личную ответственность за доверенную ему конфиденциальную информацию. Если же преследовать вполне достойную цель организации архива ценных и полезных документов, рождающихся в результате творческого труда сотрудников, тут уже без специального программного обеспечения не обойтись.

Электронный документооборот и электронные архивы - отдельная тема для разговора, очень любопытная и весьма актуальная. А с точки зрения бардака упомяну только одну вещь - поразительную для любого ИТ-специалиста и логичную с точки зрения пользователя. Так вот они - пользователи - зачастую уверены в том, что стоит только установить Очень Крутую Программу, как бардак ликвидируется сам собой. Я нарочно употребляю не термин "внедрить", а именно "установить". В самом прямом смысле этого слова. Когда же специалисты и начальники разных отделов узнают, что, помимо установки, требуется именно внедрение (т.е. адаптация, формирование каталогов и шаблонов, обучение сотрудников и контроль за ними и т.д.), причем с их непосредственным участием, на лицах сразу же рисуется глубокое разочарование в информационных технологиях.

Люди вроде бы начали понимать, что компьютер не напишет за них диссертацию и не нарисует чертеж электростанции, но продолжают смотреть на каждую новую программу, как на нечто, что сделает за них их собственную работу. И забывают о том, что любое программное обеспечение - это только средство. Компьютер не может знать, в правильный раздел пользователь положил документ или нет. Он не может знать, сколько документов должно быть в проекте, когда этого не знает еще даже сам руководитель проекта. И если за системой документооборота не следит строгий администратор, начинается что? Правильно, бардак.

Если говорить об упорядочивании каких бы то ни было процессов в организации, сразу же вспоминается система менеджмента качества (СМК), которая как раз нацелена на оптимизацию всех процессов на предприятии с целью минимизировать вероятность появления некачественной продукции. И первый шаг к ее внедрению - упорядочивание этих самых процессов и подробное описание функций каждого подразделения и каждого сотрудника. Даже тем, кто не собирается внедрять у себя СМК, стоит над этим задуматься. Ведь сбои серверов и потеря информации - тоже своего рода некачественная продукция.

Неважно, требует ли от вас руководство наличия и соблюдения должностной инструкции, и контролирует ли работу отдела ИТ. Порядок, четкое понимание своих функций, ясное представление информационной системы, регламентация и документирование всех ключевых процессов помогают системному администратору делать самое важное дело - обеспечивать надежную работу системы и безопасность данных. Специалист среднего уровня, у которого и в голове, и в деле полный порядок, привлекает работодателя сильнее гения, склонного к творческому беспорядку.

У читателя этой статьи может сложиться впечатление, что системный администратор - главный и единственный виновник бардака на предприятии. Конечно, беспорядок - проблема комплексная. Способствуют ему и нехватка времени, и не всегда компетентное вмешательство руководства, и сопротивление со стороны пользователей, и еще целая уйма разных факторов. Но с тем же успехом эти факторы можно назвать отговорками.

"Разруха не в клозетах, а в головах", - любил говорить незабвенный профессор Преображенский. А еще он говорил, что разруха исчезнет сама собой, когда каждый начнет заниматься своим делом. Наведите порядок - сначала у себя в голове, а потом и в своем деле, и тогда Страшный Зверь по имени Бардак будет преподносить свои неприятные сюрпризы гораздо реже.

Поделиться
Поделиться
Tweet
Google
 
© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2018
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.