Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Количество сибиряков на км<sup>2</sup> Марса

Архив
автор : Алексей Шарафутдинов   04.03.2004

Я сибиряк и вижу огромные безлюдные пространства. А ведь условия жизни в Сибири много лучше, чем на Марсе. Но сюда не едут, больше - отсюда. Кто же согласится жить на Марсе или Луне? Мой собственный проект марсохода лежит в столе. И лежать ему там до тех пор, пока плотность населения в Сибири не начнет расти.

Через полгода мне представлять диссертацию. И чем ближе этот день, тем строже начинаешь относиться к себе, своей работе и полученным результатам. Кажется, что все сделанное не имеет новизны и недостойно представления в совет.

Впрочем, строже начинаешь относиться не только к себе, но и к другим. Возьмем, например, одно из недавних громких событий - высадку на Марс. Пропустим неудачный полет японской станции и столь же неудачную посадку европейского аппарата. Посмотрим на то, что удалось. Сегодня по поверхности планеты колесит два марсохода. Несомненно, сам факт удачной доставки этих транспортных средств уже дорогого стоит. Но что это дает помимо чувства гордости, которое, без сомнения, испытывают все участники проекта?

Начнем с посадки. Складывается впечатление, что со времен Сергея Павловича Королева ничего не изменилось. Первые советские аппараты, предназначенные для изучения Луны, просто падали на ее поверхность. Посадка "Духа" на Марс мало чем отличается от посадок тех далеких времен. Надули мешки, стало немного мягче. Посадка в надувных мешках, когда аппарат скачет по поверхности, как мячик, возможно, и проста, но вот надежна ли? Ведь в этом случае аппарат слеп и неуправляем. И в воле случая - будет посадка удачной или нет. Если "мячик" попадет в расщелину и застрянет? Если закатится между валунов и не сможет развернуться? Не это ли произошло с европейским аппаратом? Посадка в кратер проста. Это все равно что упасть на гладкий пол. А если местность гористая?..

Но что хорошо "Духу", совершенно не подходит человеку. В январе 2004 года Джордж Буш представил новую космическую программу, в рамках которой планируется основать на Луне постоянную базу, а затем начать подготовку пилотируемой экспедиции на Марс. Марс упоминается в космических программах и других стран, но американский план завоевания Красной планеты, конечно, самый амбициозный и дорогостоящий.

И вот здесь трюки с мешками не пройдут. Капсулу с человеком нужно сажать, используя реактивные двигатели, чтобы приземлиться как можно мягче. Опыт подобных посадок огромен. Все поздние спуски, как автоматические, так и управляемые человеком осуществлялись именно таким образом. Но про этот способ как будто забыли. Неужели при подготовке полета человека придется учиться заново? Может, было бы дешевле оттачивать мастерство сейчас? Ведь при такой посадке аппарат управляем, и имеется возможность выбрать удобное место. Да, придется обучить компьютер делать это. Но неужели бортовая ЭВМ 70-х годов прошлого века была способна на такое, а современный бортовой компьютер нет? Конечно, такой метод на порядки сложнее, но и надежность его на порядки выше хотя бы потому, что аппарат управляем.

Раз уж речь зашла о компьютерах, стоит упомянуть и "мозгах" марсохода. Компьютер "Духа" откровенно разочаровал. 20-мегагерцовый процессор явно не способен на многое. По сути марсоход мало отличается от робота, который можно собрать из конструктора, купленного за 150 долларов. Разумеется, такой конструктор на Марсе работать не будет, но за 800 миллионов долларов можно было ожидать чего-то посолиднее - а современный марсоход мало чем отличается от старых луноходов. У тех совсем не было бортового компьютера, и они управлялись по радио. У нынешних планетоходов компьютер есть, но "интеллекта" это прибавило немного. А ведь как хотелось и мечталось! Роботы будут самостоятельно изучать планеты! Будут сами решать, что им делать и куда двигаться, какие пробы брать! Роботы смогут работать коллективно!.. Не в этой пятилетке! Возможно, руководители Российского космического агентства правы, говоря, что за два-три года способны разработать и доставить к месту назначения отечественный марсоход? Что там разрабатывать? Найти чертежи лунохода, адаптировать к современным материалам и "Поехали!". Обидно, когда по квартире бегает механизированный пес с интеллектом куда мощнее, чем у робота на Марсе. Возможно, японцы, тратящие кучу денег на "игрушечные" проекты, поступают мудрее всех.

О результатах работы робота на поверхности говорить еще рано. Пока с поверхности не пришло ничего нового. Фотографии пейзажей отличаются от прошлых только разрешением. Приятно напечатать такой пейзаж на плакате полтора на два метра, но знаний это не добавляет. И еще большой вопрос, прибавится ли хоть толика новых знаний к тем, что добыты еще "Викингами"? Окупятся ли затраты? Посмотрим...

В плане окупаемости интересен вопрос о полете на Луну или Марс человека. Так ли это необходимо? Нужно ли организовывать поселения на этих планетах. Так уж важны научные знания, полученные в результате полета?

Те, кто ратует за поселения на Луне, говорят о добыче полезных ископаемых. Но какова будет их цена? Единственное, за чем можно лететь, - это за элементами, которые вырабатываются на Земле в ничтожных количествах. Даже если на Луне добудут килограмм такого элемента, первая же партия окупит все затраты. Но есть ли такие элементы на Луне? Нужны ли они нам в таких количествах? Или первая партия станет последней?..
Возвращаясь к надежности, следует упомянуть, что большую часть перелета по маршруту "Земля - пункт назначения" почти вся аппаратура станции отключена. Работает только необходимый минимум. Это связано с повышенной радиацией и, как ни странно, с гарантийным сроком. Хранить прибор в достаточно жестких условиях можно долго, но вот работать в тех же условиях он столь же долго не будет. Поэтому еще на Земле приборы консервируют и оживляют только по прибытии к месту назначении, где они и пашут расчетные три месяца. За то, что приборы станций служат дольше, нужно благодарить разработчиков, которые обычно все требования умножают на число p. При пилотируемом полете так не получится. Выключить человека нельзя, а значит, должна постоянно работать аппаратура жизнеобеспечения. И ее поломка недопустима. Таким образом, для страховки придется держать в полной боевой готовности по два-три одинаковых прибора и еще парочку нужно взять с собой про запас. Ведь в столь далеком походе ждать помощи неоткуда. Какой тогда должен быть корабль?

Колонизация Марса или Луны, на мой взгляд, сомнительна. Я сибиряк и вижу огромные безлюдные пространства. А ведь условия жизни в Сибири много лучше, чем, например, на Марсе. Здесь вдоволь воды, здесь можно выращивать пшеницу и помидоры. Здесь растут некоторые сорта яблок. Здесь дороги посыпаны щебенкой, содержание золота в которой приведет японца в шок. А ведь не едут сюда. Больше - отсюда. Холодно. Кто же тогда согласится жить на Марсе или Луне? Пусть даже там будут решены все проблемы с жильем и работой, и билет в один конец будет стоить гроши...

Когда-то я мечтал, что еще "при этой жизни" наступят времена и люди будут жить на Марсе. Сейчас я просто улыбаюсь, слушая, как молодые студенты-технари обсуждают последние новости с Марса. Я радуюсь тому, что они еще не утратили интерес к данной тематике, в них еще жив романтизм. Но мой собственный проект марсохода лежит в столе. И лежать ему там еще долго. До тех пор, пока очередная перепись не покажет, что плотность населения в Сибири начала расти.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.