Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Из Африки в Европу за 20 минут

АрхивЗемля и Вселенная
19.12.2003

Европа и Африка станут ближе друг к другу: правительства Испании и Марокко договорились о строительстве подводного туннеля под Гибралтарским проливом, который соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном

Европа и Африка станут ближе друг к другу: правительства Испании и Марокко договорились о строительстве подводного туннеля под Гибралтарским проливом, который соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном.

Согласно плану, тоннель будет начинаться в городе Палома (Paloma) на юге Испании и заканчиваться в Малабате (Malabata) возле Танжера в Марокко. Глубина пролива в этом районе невелика: от 100 до 300 метров. Длина тоннеля в этом месте составит около 38,6 км, из которых 27,4 км будут пролегать под водами пролива.

Инженеры рассматривают и другие варианты. Сооружение тоннеля восточней позволяет укоротить его до 26 км. Однако в этом случае строительство пришлось бы вести на глубине около 900 метров. Министерство транспорта Испании согласилось выделить на вышеупомянутые геологические изыскания 33 млн. долларов.

По своей конструкции гибралтарский тоннель похож на тоннель под Ла-Маншем. Он тоже будет состоять из пары параллельных тоннелей, предназначенных для движения поездов, и одного дополнительного тоннеля меньшего диаметра для технического обслуживания и на случай экстренной эвакуации. Работы предполагается начать с прокладки именно этого дополнительного канала.

Строительство тоннеля под Ла-Маншем началось в 1988 году, а уже в 94-м проект был завершён. Хотя длина тоннеля более 49 км, английские и французские бурильные машины встретились под проливом всего через три года. Строительство обошлось в 12 млрд. долларов. По тем временам это была рекордная сумма.

Тоннель под Ла-Маншем был уникален. Такие длинные тоннели никогда и никто не прокладывал. Прежде чем начать строительство, авторам проекта пришлось преодолеть множество серьёзных технических проблем. Вдобавок, нужно было убедить потенциальных пассажиров в безопасности тоннеля. Именно тогда было решено добавить к двум основным тоннелям запасной "технический", который помог бы в случае чрезвычайной ситуации. Испытать его, кстати, довелось уже на следующий после открытия тоннеля год, когда группа пассажиров оказалась "в ловушке" из-за пожара на поезде.

Машины, использовавшиеся для бурения тоннелей, достигали гигантских размеров. Каждый день они проходили под землей до 75 метров. В работе на объекте принимало участие около 13 тыс. рабочих. Объём породы, изъятой при строительстве, втрое превышает объём пирамиды Хеопса в Египте. Средняя глубина залегания тоннеля под уровнем морского дна - 45 метров.

Поезда, курсирующие под Ла-Маншем, движутся со скоростью до 160 км в час. Путь от Франции до Англии они преодолевают всего за 20 минут. За первые пять лет услугами железной дороги под проливом воспользовались 28 млн. человек.

Между тем, китайцы подумывают о строительстве еще более грандиозного подземного сооружения - гигантского тоннеля длиной 124 километра между Тайванем и Китаем. Впрочем, до реализации этого плана еще очень далеко. Окончательное же решение о строительстве тоннеля под Гибралтаром примут не позже 2008 года. В Испании уже пробурили пробный тоннель длиной 560 метров. С марокканской стороны также было проведено аналогичное бурение несколько меньшей длины (около 300 м).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.