С мыслями о мокром лете прошлого года…
АрхивЗемля и ВселеннаяМы внесли очень много изменений в механизмы естественной саморегуляции природы. Последствия некоторых изменений почти или вообще невозможно исправить. Так что придётся привыкать. Ждите потепления!
Вероятно, многие ещё помнят "мокрое" лето прошлого года, когда в Чехии, Польше и некоторых других областях Европы буквально за несколько дней выпала полугодовая норма осадков, причем выпала внезапно и, как оказалось, на фоне практически полной к тому неготовности. Да что далеко ходить - думаю, свежи ещё воспоминания о том, как неожиданно налетевшей бурей смыло в море стоянку туристов в Новороссийске. В общем, прошлое лето запомнилось своей погодой, или, точнее, непогодой. На фоне упомянутых событий уж совсем малозначимыми кажутся заявления синоптиков относительно роста среднегодовых температур, становящиеся чуть не обыденностью.
В мире становится теплее, а вместе с тем "мокрее". Однако специалисты всё больше задумываются над тем, что рост количества осадков может быть не только последствием потепления, но и причиной дальнейших климатических изменений, в частности, самого роста температуры. Задумываются также над тем, что наши прогнозы относительно возможности катастрофических затоплений оказались значительно заниженными.
Как известно, рост температуры воздуха увеличивает количество влаги, которую он может содержать. Согласно современным моделям, рост средних температур будет стимулировать увеличение испарения, и, соответственно, количества выпадающих осадков. Лишь этот фактор, рассматриваемый в отдельности, до 2100 года должен привести к увеличению объёма речного стока на 1%. Хотя, в принципе, на первый взгляд, 1% - это пустяки.
Однако к вниманию был принят лишь один фактор. Более сложные схемы дают результаты, которые могут на порядок отличаться от сказанного. Так, в частности, Ричард Беттс (Richard Betts), климатолог из Беркшира, указывает на то, что связанное с парниковым эффектом увеличение концентрации углекислого газа приведет к сокращению транспирации растениями, а это будет способствовать значительному сокращению испарения с листьев и задержке воды в грунте. В результате следует ожидать подъёма уровня грунтовых вод на 10% уже до конца текущего столетия.
Однако вернемся к размышлениям о возможных последствиях роста количества осадков. Существует достаточно много теорий относительно механизма глобального потепления и его последствий. Одной из довольно известных является версия, согласно которой небольшой подъём температуры вызовет быстрое выделение в атмосферу больших количеств одного из парниковых газов – метана, большие отложения которого сосредоточены в толще морского дна в “замороженном” виде.
Однако, согласно другой версии данной теории, предложенной Марком Маслином (Mark Maslin) из Университетского колледжа Лондона, основным источником метана являются не морские отложения, а заболоченные территории, микроорганизмы которых, разлагая растительную биомассу, и продуцируют метан. В пользу теории Маслина свидетельствует большая разница между количеством углерода, покинувшего океан со времен последнего оледенения, и его количеством, отложившимся на суше. Маслин уверен, что недостающий углерод происходит из метана. Однако расчеты говорят о том, что лишь треть метана происходит из океанических отложений. На роль источника оставшейся доли, скорее всего, как раз и претендуют болота и заболоченные территории.
В таком случае события могут развиваться следующим образом: подъём температуры вызовет рост количества осадков, что обусловит расширение площади затопленных областей и болот. Последнее будет сопровождаться увеличением поступления в атмосферу метана и СО2 и ещё более резким подъёмом температуры. Кроме того, большие количества углерода были длительное время "законсервированы" в вечной мерзлоте тундры. Сейчас этот углерод начинает возвращаться в атмосферу.
Скорее всего, именно по такой схеме развивались события во время подъёма температуры примерно 18 000 лет назад, по окончании очередного ледникового периода.
Ответ на многие вопросы должны дать исследования льда, который сейчас извлекается немецкими исследователями из специальных буровых скважин в Антарктике. Анализ пузырьков воздуха в составе льда позволяет судить о составе атмосферы в момент их отложения.
Бурение производится в двух точках. Глубина первой скважины, именуемой Dronning Maud Land, на сегодня составляет 1551 м, что соответствует периоду приблизительно 50 000-летней давности. В этой точке планируется углубиться ещё на 1210 м и достичь отложений примерно 300 000-летнего возраста. Глубина второй скважины - Dome Concordia – уже сейчас составляют 3201 м (950 000 лет), ещё планируется пробурить около 100 метров (дополнительно 100-200 тыс. лет).
Анализ газов, "законсервированных" во льду, должен дать информацию о том, насколько равномерным в планетарном масштабе был эффект потепления, а также насколько тесно связано увеличение содержания в атмосфере метана и рост температур.
Итак, чего же следует ожидать от погоды в ближайшие годы? Хроника показывает, что в случае погоды сложно спрогнозировать что-то наверняка, однако в общих чертах наши перспективы весьма невеселы. Скорее всего, придётся привыкать к периодическим потопам и обильным осадкам. Другой аспект потепления – тропические циклоны и ураганы, которые усиливаются пропорционально подъёму температур.
Как ни парадоксально, но в некоторых регионах глобальное потепление может привести к похолоданию. Так, в частности, сейчас климат северных областей Европы значительно теплее и более влажный, чем ещё 100 лет назад. Причина заключается в том, что в определённой области возле Гренландии океаническая вода, имеющая большую плотность, "тонет", вызывая приток теплых поверхностных вод из тропиков. Как раз поэтому в данных областях значительно теплее, чем других, находящихся на этой же параллели (например, Канаде и Сибири). Однако в связи с общим потеплением вод Мирового океана, а также притоком свежих вод с юга, водные массы возле Гренландии имеют все шансы стать менее плотными. Это будет означать конец "обогрева" Великобритании и Северной Европы и может даже вызвать приход "мини ледникового периода".
Мы внесли очень много изменений в механизмы естественной саморегуляции. Последствия некоторых изменений почти или вообще невозможно исправить. Так что придётся привыкать. Ждите потепления!