Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Черная беда

АрхивЗемля и Вселенная
автор : Иван Карташев   21.11.2002

По Млечному пути стремительно движется черная дыра

Космический телескоп "Хаббл" помог астрономам обнаружить уникальную черную дыру, которая с большой скоростью перемещается по нашей Галактике. Как правило, положение черных дыр в пространстве фиксировано. К примеру, самые крупные из них находятся в центрах галактик. Однако коллапсар GRO J1655-40 движется по Млечному пути со скоростью около 400 тысяч км/ч, что примерно в четыре раза больше скорости звезд, перемещающихся в пространстве по соседству с нашей галактикой.

Как известно, черные дыры являются мощнейшими источниками гравитации, втягивающими в себя любую материю, включая электромагнитные волны. По этой причине увидеть коллапсар, в буквальном смысле, невозможно. Астрономы распознают их по характерным завихрениями материи, "всасываемой" в дыру. В случае с GRO J1655-40 ориентиром для наблюдения служила звезда-спутник, вращающаяся вокруг черной дыры с периодом в 2,6 земных дней. Именно ее положение в пространстве определялось с помощью орбитального телескопа "Хаббл".

Движущиеся коллапсары были обнаружены группой ученых из Французской комиссии по атомной энергии и Аргентинского института астрономии и физики космоса во главе с Феликсом Мирабелем. Первая движущаяся черная дыра была обнаружена еще в 2001 г., однако публикация о ней вышла спустя всего два дня после трагедии 11 сентября и поэтому прошла незамеченной широкой общественностью.

По словам Мирабеля, движущиеся черные дыры образовались в результате взрывов сверхновых. Этим, в частности, можно объяснить высокую скорость их перемещения. Если GRO J1655-40 или другой подвижный коллапсар подойдет на достаточно близкое расстояние к Солнечной системе, то вполне может нарушить ее структуру, считают исследователи.

Паниковать, однако, пока еще рано. Сейчас GRO J1655-40 находится на расстоянии около 9000 световых лет от Земли, а в течение ближайших 200 млн. лет расстояние до нее составит не менее 1000 световых лет. Поэтому вероятность катастрофы от встречи с "бродячей" черной дырой мизерна, даже по сравнению с вероятностью столкновения Земли с крупным астероидом или кометой.