Не знаю - значит, мыслю
АрхивБиология и МедицинаОдна из самых сложных ментальных способностей, свойственных человеку, - это способность задаваться вопросом, существует ли вообще "правильное" решение. Теперь ученые выяснили, что подобными мыслительными способностями обладают и некоторые животные.
Психологам известен забавный и легко воспроизводимый тест на сообразительность. Если банан разрезать на две неравные доли и предложить его голодному пятилетнему ребенку, то тот мгновенно выберет кусок большего размера. Но если банан разрезать на две равные доли, то процесс выбора уже не будет столь стремительным.
Сомнение ребенка - это пример одной из наиболее сложных ментальных способностей, свойственных человеку. По сути дела, это способность задаваться вопросом, а можно ли вообще сделать "правильное" решение, что специалисты именуют "когнитивным самоанализом" или "размышлением о мышлении". Похоже, подобными мыслительными способностями обладают и некоторые животные - в частности, обезьяны и дельфины.
Группа американских ученых представила в декабрьском номере журнала Behavioral and Brain Sciences статью, где на основе ряда остроумных экспериментов продемонстрировано, что животные, как и человек, отвечают "я не уверен", когда сталкиваются с необходимостью сложного выбора. Придумать адекватные эксперименты было, пожалуй, самым сложным, поскольку для не умеющих разговаривать животных требовалось подобрать какой-то иной способ для коммуникаций и послания типа «не уверен».
В первом эксперименте уже специально дрессированные для общения с компьютером макаки-резусы усаживались перед джойстиком и экраном, на котором цветные точки с разной плотностью заполняли квадратную область. Если точек было много, то обученная обезьяна уверенно сдвигала курсор внутрь квадрата, сообщая о "плотном заполнении". Когда точек было мало, животное передвигало курсор на букву S вне квадрата, что означало "слабое заполнение".
Постепенно ученые добавляли все больше точек в "слабом заполнении", пока не возникал порог, где уже было трудно определить, "куча это или нет". В этой ситуации обезьяна перемещала курсор на звезду, специально помещенную на экране для выбора "не уверен".
Опыты показали, что протестированные звери демонстрировали неуверенность практически на том же пороге, что и люди, также принимавших участие в тестах.
Во второй серии тестов бутылконосый дельфин был обучен нажимать один рычаг, когда слышал "низкий" тон звука, и другой рычаг, когда звучал тон "высокий". Дельфины обладают, как известно, прекрасным слухом, и смышленое животное справлялось с задачей играючи. Но с каждым следующим тестом частота "низкого" тона повышалась и в какой-то момент сравнялась с частотой "высокого". Здесь дельфин притих и после паузы выбрал третий рычаг, обозначавший "неопределенность".
В третьем эксперименте макакам давался тест на память, когда на дисплее они видели колонку из четырех объектов, после чего экран очищался и появлялось изображение одного объекта-"образца". Перемещая курсор по окнам выбора, обезьяна сообщала, присутствовал этот образец в исходной колонке, не присутствовал, или же уверенности в ответе нет. Как и люди, макаки легче всего определяли, когда образец повторял первый или последний объект в списке, и чаще выбирали «не уверен», если образец был на втором или третьем месте.
Совокупность этих результатов является важным свидетельством общности разума человека и высших животных. Того, что разум животного - это нечто вполне реальное и поддающееся экспериментальному изучению. Исследователи, проводившие тесты, отдают себе отчет, что их точка зрения далеко не традиционна и имеет множество серьезных, авторитетных противников, доказывающих, что все подобные заключения о "сознании животных" - лишь результат ошибочной методики и специальной дрессировки. В ответ ученые описывают примеры множества аналогичных экспериментов с менее высокоразвитыми животными, когда никакой дрессировкой нельзя добиться подобных результатов. Впрочем, "я не могу утверждать, что крысы не способны сообщить, что они не уверены, - поправляется один из ученых, - но мы пока не смогли придумать, как это можно организовать в экспериментах".