Клин клином вышибают. Виртуальным
АрхивБиология и МедицинаУчёные Вашингтонского университета предложили новый способ лечения арахнофобии - патологической боязни пауков. Людям предлагается привыкнуть к членистоногим в виртуальной реальности
Приходилось ли Вам когда-нибудь наблюдать за поведением паука в паутине, особенно крупного? Как стремительно и неумолимо приближается он к жертве, беспомощно ерзающей в сетях, как замирает над ней, запуская ядовитые челюсти, и как та, подёргавшись в последний раз, наконец утихает? Казалось бы, охота как охота, в животном царстве нам знакомы и многие другие хищники, однако охота волка, удава или, например, акулы, когда жертва умертвляется, возможно, даже намного более неприятным для неё путём, почему-то обычно не вызывает таких неприятных ощущений, как поведение пауков. Не у всех, конечно. Но у некоторых паукообразные вызывают просто панический страх-отвращение, порой переходящие в фобию - арахнофобию (от греч. аrachne - паук, паутина и фобия - навязчивый страх).Как помочь таким людям? Старый проверенный способ - перебороть себя и взять омерзительное существо в руки ("клин клином", так сказать). Способ верный, однако психологически весьма болезненный для индивидуума с фобией. Американские учёные решили достичь компромисса - заставить человека всё же дотронуться до паука, и в то же время сделать это "понарошку". В этом им помогли последние технологии виртуальной реальности.
Spiderworld - так называется виртуальный мир, полный пауков, который создали учёные Вашингтонского университета. Суть предлагаемой методики заключается в том, что людям с арахнофобией предлагается постепенно привыкнуть к паукам, взаимодействуя с ними в виртуальной реальности.
Чтобы проверить действенность методики, учёные выбрали добровольцев среди студентов психологического факультета университета. Более чем четырем сотням человек было предложено заполнить анкету, в которой требовалось отметить наличие и (в случае такового) силу страха перед пауками. Из исходного количества было выбрано 36 участников, страх перед пауками у которых был выше среднего. Среди них у восьми человек реакция на паукообразных могла быть диагностирована как арахнофобия.
До и после прохождения курса терапии исследуемым предлагалось заполнить вопросник, целью которого было оценить степень боязни пауков. Кроме того, им также предлагалось войти в комнату, посреди которой в стеклянном боксе находился живой тарантул, и приблизится по возможности на минимальное к нему расстояние. Наименьшую дистанцию измеряли, и при этом просили определить степень своего беспокойства по десятибальной шкале.
Далее участников эксперимента случайным образом делили на три группы: в одной добровольцы проходили курс только "виртуальной" терапии, во второй при этом им также предлагалось брать в руки реалистичные модели пауков, а волонтёры третьей группы служили контролем (не проходили курса терапии).
Эксперимент состоял из трёх этапов, после каждого из которых участникам предлагалось оценить, насколько реалистичными были ощущения.
Первый этап заключался в следующем. Исследуемые попадали в освещённую кухню, во время осмотра которой вдруг появлялся большой паук и убегал прочь. Задачей участников было приблизится к животному на расстояние вытянутой руки.
Вторая стадия была несколько сложнее. По сигналу, подаваемому подопытным, сверху, шевеля лапами, появлялся большой паук и спускался на пол, причём весь процесс сопровождался страшной музыкой. По сигналу исследуемого паук исчезал. Задачей было повторять описанную процедуру, пока она не становилась привычной.
И, наконец, третий, самый трудный (для участников) этап. Исследуемым предлагалось схватить виртуальное изображение большого гвинейского паука-птицееда (в природе он питается птенцами) (большое изображение можно увидеть здесь). При этом участники первой группы, хватая паука в виртуальной реальности, в действительности хватали воздух, тогда как во второй группе в момент, когда они смыкали пальцы, в руке у них оказывалась натуральная волосатая модель тарантула, местоположение которой синхронизировалось с виртуальной с помощью специального датчика.
Результаты эксперимента были весьма показательными: представители первой группы, которые проходили курс только "виртуальной терапии", после её завершения смогли в среднем вдвое сократить минимальное расстояние, на которое они приближались к тарантулу в комнате (с 1,5 метра до 75 см в среднем), в то же время исследуемые из второй группы, которые в ходе терапии дотрагивались рукой до модели паука, смогли впоследствии приблизиться к живому практически вплотную (всего на 10-15 см). При этом отмечалось, что во второй группе уровень тревоги был значительно ниже, чем в первой.
По словам Хантера Хоффмана (Hunter Hoffman), возглавляющего исследовательскую группу, "добавление в ходе эксперимента тактильной информации способствовало размытию границы между виртуальным и реальным миром", тем самым значительно повышая эффективность метода. В ряде случаев люди, прошедшие "виртуальную терапию", впоследствии могли взять в руки живого паука.
Авторы методики утверждают, что "виртуальная терапия" имеет целый ряд преимуществ по сравнению с классическими способами воздействия. В частности, она предоставляет полный контроль - как лечащему, так и пациенту - над объектом страха, позволяет работать с фобиями, для которых в реальности сложно воссоздать необходимые условия (например, при страхе высоты или полёта), а также предоставляет полную конфиденциальность (то, что видит пациент, недоступно для посторонних).
Группа Хоффмана активно развивает методику и уверена в широких возможностях её применения, в первую очередь для лечения фобий различного характера.
Результаты работы американских исследователей были опубликованы в International Journal of Human-Computer Interaction от 1 ноября.