Мозг: раз, два, три - продано!
АрхивБиология и МедицинаДжонатан Китс, американский писатель-модернист, выставил на продажу свой собственный… мозг. В случае удачной реализации всех контрактов он сможет получить 60 млн. долларов. Целью его проекта является обеспечить бессмертие своего мозга
В 20-х числах октября в Галерее модернизма г. Сан-Франциско состоялась несколько необычная продажа. По её итогам, с молотка ушло 71 000 000 нейронов головного мозга живого человека. Именно такой диковинный способ - продажу собственного мозга - выбрал Джонатан Китс (Jonathon Keats), американский писатель-модернист, для того, чтобы достичь поставленной перед собой цели - бессмертия.
Не думайте, автор не решил безвременно расстаться со своей головой (хотя кому-то этот факт может показаться уже состоявшимся) - новые владельцы его нервных клеток вступят в свои права только после кончины владельца мозга. Пока же любой желающий может всего за 10 долларов приобрести так называемый фьючерсный контракт (по определению - "соглашение о будущей купле-продаже ценных бумаг или товара по определенной цене"), то есть право впоследствии (после смерти Китса) купить настоящий миллион клеток его мозга. Цена этой покупки, однако, будет повыше - целых 10 000 долларов. Всего на покупку выставлено 6 000 контрактов, соответствующих 6 млрд. нервных клеток. Путём нехитрых вычислений можно увидеть, что потенциально весь пакет может принести прибыль в целых 60 млн. долларов. Однако, это всё в перспективе, а пока куплен всего 71 контракт. И, тем не менее, даже если только эти покупатели впоследствии воспользуются своим правом на покупку, Китс сможет заработать 710 000 долларов. Правда, опять же, посмертно. "На руки" он получил 710 долларов - по десятке за 71 контракт (что для такой необычной сделки тоже, согласитесь, неплохо).
Согласно задумке Китса, деньги, вырученные с продаж контрактов, будут разделены пополам. Одна половина будет передана Галерее, а вторая предоставлена владельцу мозга "для текущего содержания", иначе говоря, для питания и удовлетворения других потребностей м-ра Китса, дабы он, выдвигая новые идеи, подтверждал ценность содержимого своей черепной коробки. После кончины писателя все права собственности на его мозг будут переданы специальному фонду - Jonathon Keats Holding Company, у которого можно будет выкупать нейроны, обозначенные во фьючерсных контрактах.
В своих расчетах Китс полагается на то, что до момента его кончины учёными уже будет разработана технология, которая позволит поддерживать существование (и работу) его мозга неограниченное время.
Оказалось, однако, что на пути к бессмертию есть и другие, помимо финансовых и технических, проблемы.
Одним из таких препятствий, преодоление которого пока не видится возможным, является американское законодательство об авторских правах. Дело в том, что, согласно закону, авторские права считаются действительными только на протяжении жизни владельца копирайта плюс 70 лет после его смерти. Однако Китс не расстраивается и отмечает, что хоть и отдал бы предпочтение "вечному" бессмертию, но если уж это не представляется возможным, что ж, он будет довольствоваться и тем, что есть.
Дабы согласовать процедуру продажи по всем пунктам действующего законодательства, а также добиться соответствия правилам торговли на финансовых рынках, Китс зарегистрировал свой мозг как "скульптуру", которую он якобы создавал "мысль за мыслью". Копирайт был оформлен весной текущего года. По словам Китса, "20 долларов, уплаченные за оформление авторских прав, - это весьма неплохо как для цены за 70 лет бессмертия".
Поскольку нейроны, проданные на текущий момент, составляют всего около 1,18 % от их общего количества, выставляемого на продажу (6 млрд. штук), следует ожидать, что продажи контрактов могут продолжаться ещё добрых несколько десятилетий.
Дабы прибавить торгам большей активности и показать пример потенциальным инвесторам, Китс и сам приобрёл один контракт на 1 млн. собственных нейронов. Как он отметил, "это было его первое настоящее капиталовложение". Вслед за автором затеи достаточно быстро разошлись ещё 47 контрактов, причём некоторые из заявок были присланы по почте. Контингент покупателей весьма специфический - это преимущественно неврологи, экономисты и специалисты в области робототехники. Любопытные моменты: самому младшему покупателю, Рейчел Бендер (Rachel Bender) из Mill Valley, Калифорния, всего 8 лет, а Джереми Стюарт (Jeremiah Stewart) из Окленда даже умудрился заработать на данной акции 10 долларов, перепродав свой пай на 1 млн. нейронов Джорджу Коатсу (George Coates) из Беркли по вдвое большей цене.
В качестве доказательства работоспособности мозга Китса покупатели могут ознакомиться с магниторезонансными снимками его мозга, специально для этого сделанными писателем в Калифорнийском университете г. Сан-Франциско. Как сообщает Китс, во время получения снимков он занимался серьёзными размышлениями о вечных категориях искусства, правды, красоты и смерти.
Конечно, затею Джонатана Китса вряд ли следует воспринимать серьёзно. И, тем не менее, она поднимает некоторые весьма основательные вопросы, в частности "чем нейроны одного человека ценнее (дороже) нейронов другого", и, в конечном счёте, "можно ли оценить человека как такового"? Также затрагиваются вопросы копирайта - в случае, если у идей (как производных мозга) появятся конкретные владельцы, не повлечёт ли это "омертвление" идей, утерю ними связи с общечеловеческой культурой? Последнее в известной степени актуально и для иных видов интеллектуальной собственности, в том числе и в компьютерной сфере.