Каскадеры отдыхают
АрхивСовременные технологииНовейшие технологии компьютерного моделирования поведения человека и животных в ближайшие несколько лет произведут настоящую революцию в кинематографе, а также в индустрии видео- и компьютерных игр
По словам экспертов, есть повод полагать, что в ближайшие несколько лет в кинематографе, а также индустрии видео- и компьютерных игр может произойти буквально революция. Поводом для столь громких заявлений является разработка специалистами Оксфордского университета программного продукта под названием Endorphin (Эндорфин), который демонстрирует качественно новые возможности для компьютерного моделирования поведения человека и животных.
Серьёзное кино нашего времени редко обходится без зрелищных спецэффектов. По словам Чеда Стахельски (Chad Stahelski), дублировавшего Кеану Ривса в "Матрице", "визуальные спецэффекты преобразили киноиндустрию – они изменили её в корне".
Не секрет, что в процессе создания практически всех сколько-нибудь кассовых кинофильмов последнего времени так или иначе использовалось компьютерное моделирование для "создания" самых различных объектов - людей, механизмов, пейзажей и т.д. Без помощи компьютера многие весьма зрелищные сцены было бы просто нереально осуществить из-за технических сложностей или угрозы здоровью или жизни каскадёров.
Полагаю, за примерами компьютерного "творчества" в кино далеко ходить не нужно – это и сцены массовых "разборок" с агентами-клонами в "Матрица: Перезагрузка", и Горлум "Властелина Колец – 2", и "Терминаторы", и "Титаник" (например, когда корму корабля резко задирает вверх, и какой-то несчастный падает и разбивается о корабельный винт) и достаточное количество других известных кинофильмов.
Весной следующего года ожидается выход на экран кинокартины Вольфганга Петерсена (Wolfgang Petersen) (Air Force One, The Perfect Storm и др.) под названием Troy, основанной на мотивах древнегреческого эпоса. В роли Ахиллеса - Брэд Питт (Brad Pitt) (Fight Club, Seven). Но, что самое интересное, в съёмках фильма "примет участие" первый виртуальный каскадёр, порождённый уже упомянутой программой Endorphin. Компания-разработчик NaturalMotion была приглашена для участия в создании фильма мировым лидером в области спецэффектов - компанией The Moving Picture Company (Лондон, Великобритания).
Endorphin, чьим основным разработчиком является Торстен Рейл (Torsten Reil), глава NaturalMotion, явился на свет как некий симбиоз программирования и результатов физиолого-анатомического анализа движений человека и животных исследователями Оксфордского университета.
Уникальность пакета Endorphin заключается в том, что он предоставляет в руки пользователя трёхмерную модель физического тела (в данном случае человека), построенную согласно реальным антропометрическим показателям, которая в режиме реального времени управляется самообучающейся программой, играющей роль интеллекта. Данная технология получила название Active Character Technology (A.C.T.).
Цитируя описание на сайте компании, "мы создаём физическую, биомеханически реалистичную модель живого существа (например, человека, динозавра и т.д.), снабжаем её необходимыми мозговыми структурами (как правило, сетью нейронов), и используем технологию оптимизации (каковой является искусственная эволюция) для того, чтобы получить необходимое поведение".
"Нервная система" моделей, созданных в Endorphin, содержит информацию о таких показателях, как центр масс тела, текущая длина, напряжение, степень растяжения и иных характеристиках мышц, а также других параметрах, которые необходимы для поддержания позы и осуществления тех или иных движений.
Обучение системы происходит путём "проб и ошибок" в ходе так называемой искусственной эволюции. Воочию полюбоваться тем, как это выглядит, можно, скачав на сайте видеоролик, демонстрирующий обучение хождению простой двуногой модели.
На начальной стадии самообучения ни одна из моделей не может сделать нормально даже шага. Несколько позже те из версий, которые научились делать хотя бы один шаг, получают право "дать потомство", среди которого, в свою очередь, также отбирают "самых способных". После нескольких поколений отбора (которых может быть 20 и больше) полученные двуногие модели способны сохранять равновесие и шагать, не падая. Это лишь довольно простой пример - в действительности виртуальные модели можно обучить движениям намного более сложного характера.
Уникальность Active Character Technology заключается в том, что созданные модели "чувствуют" окружение и реагируют на изменения в нём, а также в том, что каждая из моделей обладает своим индивидуальным характером реагирования. Это, по словам Торстена Рейла, позволит достичь небывалой ранее интерактивности компьютерных и видеоигр. "Вместо проигрывания готовых анимаций, управляемые компьютером игроки будут реагировать на ваши действия и на изменения в окружении в режиме реального времени и каждый раз по-новому". Каждая атака в футболе будет отличаться от предыдущих.
В кинематографе виртуальные каскадёры позволят значительно сократить время и расходы на съёмку. Виртуальный каскадёр не нуждается в зарплате, сне и медицинской помощи, в отличие от его реального собрата. Отсутствие угрозы его здоровью или жизни в силу отсутствия таковых позволит реализовывать трюки, о которых раньше даже не мечтали.
Пока компания NaturalMotion не спешит раскрывать все особенности своего программного продукта. С демонстрацией возможностей Endorphin она выступит на конференции Siggraph 2003, которая состоится 27-31 июля в Сан-Диего, Калифорния.