Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сменить лицо

АрхивБиология и Медицина
14.03.2003

Врачи готовятся к первым операциям по трансплантации кожи лица

Психологи утверждают, что личность человека "продолжается" в пространство вокруг нас, на окружающие предметы и обстановку, видоизменяя и придавая им определённые черты индивидуальности. Пусть, если даже эта мысль звучит несколько абстрактно, то уж само тело человека однозначно ассоциируется с определённой личностью – это ведь как само собой разумеется - мы говорим "Саша" – подразумеваем конкретную фигуру, осанку, руки, ноги, голос, черты лица, и, наоборот, мы думаем об определённом лице, имея ввиду соответствующего человека.

Однако, очевидно, грядут времена, когда личность и её непосредственный носитель – тело, а в частности, лицо как наиболее индивидуальный его компонент, уже не будут столь непосредственно и однозначно связаны. Лицо – неповторимая, неотъемлемая часть человека, его визитка – вскоре может утерять свою уникальность, а всё потому, что завтра, при желании, вы сможете сменить своё лицо на другое, или ваше лицо может оказаться у другого человека (КТ Онлайн уже писала на эту тему.)

Это, конечно, сказано с известной долей преувеличения, поскольку пока никто не ставил перед собой цели сделать возможной смену лица просто так – по настроению, однако люди с серьёзными повреждениями, различными поражениями и дефектами уже в ближайшем будущем, возможно, получат шанс поправить свой внешний вид, пересадив себе новое, нормальное лицо.

Это стало возможным благодаря значительным достижениям в сфере микрохирургии последних лет, а также разработке новых эффективных средств угнетения иммунитета. Идея трансплантации лица как целостного органа "дразнила" умы хирургов и учёных уже не одно десятилетие, однако длительное время казалась лишь фантазией. О том, что этот вопрос привлекал внимание человека уже давно, свидетельствует неплохая освещённость данного вопроса в различных научно-фантастических произведениях, кинофильмах и просто народных фольклорных произведениях.

В рамках существующих методик, восстановление повреждённых лицевых структур осуществляется путём пересадки участков ткани с иных частей тела, однако результат таких манипуляций, как правило, малосимпатичен, а трансплантированные участки неподвижны и выглядят маскообразно.

Сейчас над разработкой технологии пересадки лица параллельно работают несколько исследовательских коллективов и отдельных учёных из разных стран. Так, доктор Мария Сьемионова (Maria Siemionow) из Кливледской клиники, США, достигла значительных успехов в операциях на животных и сейчас надеется на скорое успешное осуществление пересадки лица у человека. Работами по трансплантации лица также заняты исследователи из Луисвиля, шт. Кентукки, во главе с доктором Уорреном Брейденбахом (Warren Breidenbach). В аналогичном направлении двигаются австралийские исследователи. Однако, наиболее известным на данный момент и, вероятно, подошедшим вплотную к осуществлению пересадки лица является Питер Батлер, ведущий пластический хирург Великобритании из лондонского Royal Free Hospital.

По словам Батлера, в первую очередь работы по пересадке лица ориентированы на людей с очень серьёзными приобретёнными повреждениями лицевых структур, например, массивными ожогами, механическими, раковыми или инфекционными поражениями. "Это люди, чьё лицо дезинтегрировано. Нет ушей. Нет носа. Глаза не могут закрываться нормально, что чревато инфекцией. Они не способны открыть рот" и т.д. Именно для таких пациентов пересадка, в случае удачного её осуществления, должна принести не только, и не столько эстетическое, сколько чисто физиологическое облегчение.

Донором лицевых структур будет недавно умерший человек. В ходе операции с лица реципиента – особы, которой делают пересадку – будут удалены повреждённые структуры, а вместо удалённых тканей на череп будет пересажено целое лицо, заимствованное у трупа – с губами, подбородком, ушами, носом, восемью магистральными лицевыми сосудами – артериями и венами.

Процедура препарирования и извлечения лица трупа в зависимости от сложности и глубины отделения должна длиться около двух часов. В зависимости от того, насколько глубоко повреждены ткани реципиента, с лица донора могут быть заимствованы не только кожа и подкожная жировая клетчатка, но и сухожилия и даже участки кости. Однако, чем более глубокие структуры потребуется пересадить, тем сложнее будет операция и тем ниже шансы её удачного исхода, что связано с возможностью инфицирования, а также сложностью восстановления иннервации пересаженных структур. Поэтому первые операции, вероятно, будут заключаться в пересадке лишь кожных и поверхностных подкожных структур.

Сосуды на лице реципиента, обнаженные после удаления тканей и рубцевых образований, будут соединены с соответствующими сосудами пересаживаемого лица. Пока в опытах на животных восстановление кровоснабжения подсаживаемых структур удавалось со значительным успехом.

В поисках первого реципиента Батлер вместе с коллегами остановились на двух наиболее подходящих категориях пациентов. С одной стороны, неплохим кандидатом в реципиенты может быть взрослый человек, который будет готов – как физически, так и психически – к тому, чтобы получить новое лицо или, в случае неудачи, вернуться к исходному состоянию. С другой стороны, пациентом мог бы быть ребёнок в возрасте от 18 месяцев до 5 лет, когда он ещё не совсем привык к своему состоянию. Однако, вероятно, весьма непросто было бы убедить родителей такого малыша согласиться на донорство, так что этот вариант, вероятно, пока придётся оставить.

Проблема с поиском реципиента – не единственная. По словам Батлера, большинство из 120 опрошенных ним людей из медперсонала его больницы не против пересадки лица как такового, однако пока никто не чувствует себя готовым быть на месте донора. Учёный, однако, уверен, что более подробное разъяснение самой технологии операции должно помочь преодолеть такое к ней отношение. Дело в том, что выражение лица зависит от формы и расположения лицевых мышц, а их особенности, в свою очередь, формируются в процессе длительного развития вместе с лицевыми костями. Поскольку при пересадке расположение мышц будет соответствовать особенностям черепа реципиента, лицо уже  будет иметь новое, несколько отличное выражение.

На сегодня, как известно, вопрос с первым реципиентом уже решен – им должна стать 16-летняя ирландская девушка Лена Мари Мёрфи (Lena Marie Murphy), лицо которой было сильно повреждено в раннем детстве во время взрыва отцовской машины.

Вместо послесловия

Безусловно, пересадка лица – необычная операция, не смотря на то, что технически, в принципе, она мало отличается от трансплантации, к примеру, сердца или почки. Однако в связи с принципиальным значением лица как средства коммуникации и взаимодействия между людьми, данная тема вызвала весьма бурную реакцию со стороны общественности с самого момента заявления Батлера о готовности осуществить пересадку лица человека. Операция на Лене Мёрфи также должна быть предварительно утверждена советом по вопросам этики, возглавляемым Симоном Вестоном (Simon Weston) (который, кстати, сам перенес серьёзные повреждения лица во время боевых действий в 1982). В случае утверждения, операция может быть осуществлена в ближайшие несколько месяцев.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.