Космические частники
АрхивНаукаВ конкурсе на первый частный космический полет Ansari X-Prize появился победитель. Попробуем разобраться, действительно ли полеты SpaceShipOne открывают новую эру в космонавтике и что ждет частную космонавтику в ближайшее время.
4 октября 2004 года завершился конкурс Ansari X-Prize, участники которого занимались созданием частных суборбитальных космических кораблей, способных поднимать трех человек на высоту не менее 100 км. Победителем конкурса стала компания Scaled Composites, создавшая суборбитальный челнок SpaceShipOne. Интересно, что исторический полет частного корабля состоялся ровно через 47 лет после запуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Является ли это совпадение случайным или нет, судить не берусь, однако выглядит оно очень символично. Во всяком случае о начале новой эры в освоении космоса не говорит только ленивый. Попробуем разобраться, действительно ли Scaled Composites совершила революцию в освоении космоса или ажиотаж вокруг полета SpaceShipOne является неоправданным.
Немного истории
Фонд X-Prize был основан в 1995 с целью стимулировать работы по освоению космоса негосударственными организациями, созданию недорогих космических кораблей, путешествовать на которых смогут обычные люди, а не только профессиональные космонавты. Основателями фонда стали Байрон Лихненберг (Byron K. Lichtenberg), Колетт Бевис (Colette M. Bevis) и Грегг Мариняк (Gregg E. Maryniak). Первоначально организация базировала с Роквилле, штата Мэриленд, но вскоре переместилась в Сент-Луис по приглашению президента Музея науки Сент-Луиса Дуга Кинга и бизнесмена Марка Арнольда. О премии за создание первого частного корабля было объявлено 18 мая 1996 года. Предварительно организаторы конкурса провели серию консультаций с NASA, Международной федерацией аэронавтики и другими организациями, а также с потенциальными инвесторами. За победу в конкурсе была установлена премия в размере 10 млн. долларов США. Чтобы получить ее, соискатель должен был в течение двух недель совершить два успешных полета на высоту более 100 км с пилотом и двумя пассажирами на борту. Пассажиров разрешалось заменить эквивалентным по массе балластом.
В последующие годы значительную материальную поддержку X-Prize оказали компании First USA и Beal Bank. Участвовали в поддержке конкурса и такие известные личности как писатель Том Клэнси, который выделил Фонду X-Prize, по разным данным от 100000 до 500000 долларов. Однако самую значительную поддержку Фонду оказала в мае 2004 года семья бизнесменов иранского происхождения Ансари. За взнос в несколько миллионов долларов премия была официально переименована в Ansari X-Prize.
Всего на соискание X-Prize претендовали около трех десятков команд из США, Канады, России, Румынии, Израиля и других стран. Подробнее о наиболее интересных из них можно прочитать в статье "Космос для чайников", опубликованной "Компьютеррой-Онлайн" в июне, накануне первого полета SpaceShipOne за пределы земной атмосферы. Это и близкий к завершению канадский проект Da Vinci, и российский суборбительный челнок Cosmopolis XXI, и проект возглавляемой создателем Doom Джоном Кармаком компании Armadillo Aerospace. Однако фаворитом в гонке за X-Prize стала компания Scaled Composites, которая и взяла приз.
Масштабные композиты
Впрочем, компания Scaled Composites и ее история достойны отдельного рассказа. Эта фирма была основана в 1982 году авиаконструктором и пилотом Бертом Рутаном на базе фирмы Rutan Aircraft Factory. Обе компании Рутана специализировались на разработке и строительстве экспериментальных летательных аппаратов. В течение 20 лет компания ежегодно выдавала по новому самолету. Кроме этого, Scaled Composites занимается разработкой перспективных материалов и технологий для авиакосмической промышленности. До создания космического корабля наиболее известным творением Рутана был самолет Voyager, на котором в 1986 году был совершен первый в истории беспосадочный кругосветный перелет.А со списком наиболее интересных разработок Scaled Composites можно ознакомиться на сайте компании.
Впрочем, кругосветный полет почти двадцатилетней давности, к началу XXI века успели подзабыть. Поэтому появившаяся весной 2003 года новость о том, что в компании завершили создания собственного космического корабля стала сенсационной. Аппарат был показан публике уже готовым к испытательным полетам, которые продолжались в течение всего следующего года. Свой первый полет в космическое пространство аппарат совершил в июне нынешнего года под управлением летчика-испытателя Майкла Мелвилла. Чуть раньше компания получила официальную лицензию на суборбитальные полеты, а аэродром в Мохаве, штат Калифорния, стал космодромом. Официальные полеты на соискание X-Prize были назначены на осень и закончились успехом. Началась эпоха частных полетов в космос.
SpaceShipOne
Для вывода первого частного космического корабля за пределы земной атмосферы используется двухступенчатая схема. Вначале самолет-носитель White Knight (тоже разработка Scaled Composites) поднимает SpaceShipOne на высоту около 20 км, после чего сбрасывает челнок, который запускает ракетный двигатель и начинает путь в космос. Связка самолета-носителя и суборбитального челнока называется Tier One.
Ракетный двигатель SpaceShipOne использует твердое углеводородное топливо - один из видов синтетического каучука, а окислителем является жидкий оксид азота (I) - пресловутый веселящий газ. Ракетный двигатель престает работать незадолго до подъема на максимальную высоту. Некоторое время аппарат движется по инерции, а затем входит обратно в атмосферу и садится на аэродром как обычный планер. В такой схеме нет ничего необычного. Двухступенчатый запуск используют и в проекте Da Vinci, где космический корабль поднимается на стартовую высоту воздушным шаром и в российском проекте Cosmopolis XXI, где также используется самолет-носитель - М-55 "Геофизика" ОКБ им. Мясищева.
Создание SpaceShipOne оценивается приблизительно в 20 млн. долларов США, что вдвое больше премии X-Prize. Впрочем, Рутан и Scaled Composites и не рассчитывали, что премия покроет все расходы - одним из главных инвесторов проекта является один из основателей Microsoft, мультимиллиардер, Пол Аллен, который может позволить себе и не такие расходы.
Что же дальше
Без сомнения, полеты SpaceShipOne являются большим успехом, Впервые негосударственная компания смогла вывести аппарат в космос. Однако считать эти полеты научным и техническим прорывом все же не стоит. Достигать высоты в 100 км летательные аппараты могли уже 40 лет назад. Примером тому может служить экспериментальный гиперзвуковой аппарат X-15, построенный совместно компанией North American, NASA, ВВС и ВМФ США. Этот аппарат позволит не только изучить поведение летательных аппаратов на скоростях 5-6 М и выше, но и поставил рекорд высоты для самолетов. В 1963 году X-15 совершил полет на суборбитальную высоту в 108 км. Этот рекорд был побит только во время второго полета SpaceShipOne, который поднялся на 112 км. Кстати, из-за огромного расхода топлива X-15 также стартовал не с Земли, а с самолета-носителя - бомбардировщика B-52.
Не является успех SpaceShipOne и новым словом в освоении космического пространства. Частный космический челнок не может выйти на постоянную орбиту и проводит в космосе всего несколько минут, в течение которых, впрочем, можно полюбоваться звездами и испытать на собственной шкуре прелести невесомости. Большой научной ценности такие полеты не представляют - подобные "нырки" в космос годятся лишь в качестве аттракциона для умеренно состоятельных людей. В свое время туристический полет на SpaceShipOne оценивался примерно в 20000 долларов, что на три порядка дешевле туристического полета на МКС. Менее жесткими являются и требования к антропометрическим характеристикам (рост, масса и т.п.) туристов и к их здоровью. То есть, SpaceShipOne - это не средство освоение космоса, а всего лишь аттракцион для любителей острых ощущений, которым надоели американские горки и другие известные способы пощекотать нервы.
Впрочем, не все так печально. Ведь SpaceShipOne - это лишь первый шаг на пути частного освоения космоса. Многие претенденты на X-Prize, так и не получившие приза, не собираются сворачивать работы и готовы проводить испытания собственных аппаратов. Поэтому в будущем должен начать формироваться рынок частных космических полетов, вначале развлекательных, а затем все более серьезных. Не исключено, что лет через десять частные ракеты будут запускать на орбиту спутники, а через несколько десятков лет частный сектор положит конец монополии США, России и Китая в области пилотируемых полетов на орбиту. А от освоения орбиты недалеко и до полетов на Луну и Марс. Впрочем, межпланетные путешествия пока остаются прерогативой писателей-фантастов и футурологов.