Народный космос
АрхивИзвестно, что некоторые области человеческой деятельности народу нужны и понятны, другие - нужны, но непонятны. Освоение космоса периодически причисляется к занятиям непонятным и ненужным.
Известно, что некоторые области человеческой деятельности народу нужны и понятны (например, земледелие и виноградарство); некоторые - нужны, но в массе своей непонятны (промышленный органический синтез или создание компьютерных игр). Освоение космического пространства периодически попадает в "группу риска" и причисляется к занятиям непонятным и ненужным.
Наиболее затратные и наиболее важные "на перспективу" направления космической деятельности еще очень долго - если не навсегда - останутся принципиально "бюджетными", учитывать мнение "народа" - хотя бы в лице элиты и истеблишмента - приходится при планировании космических программ в любом случае. А поскольку, как известно, космическая политика есть наука об интересах участников космической деятельности, полезно уточнить, какие, собственно, интересы преследуют институты ("субъекты") космической деятельности и, шире, государственной научно-технической политики, более или менее настойчиво стараясь сделать освоение космоса нужным и понятным для общества.
Можно выделить три мало пересекающиеся цели такого "хождения в народ" - возвышенную, инструментально-циничную и прагматичную. "Духовный", возвышенный интерес обусловлен возможностью использования космической деятельности (больше процесса, нежели реальных результатов) как средства пропаганды в обществе различных комплексов ценностей, более или менее опосредованно связанных с космосом. Удивительная амбивалентность космической деятельности состоит в том, что ее можно использовать (и используют!) в качестве дополнительного элемента очень разных, а в наших условиях - почти взаимоисключающих ценностных концепций. С одной стороны, начиная еще с Юрия Гагарина, идет разговор о "маленькой голубой планете", которая является нашим "общим домом", а значит - ареной мирного сотрудничества, где отсутствуют национальные границы и торжествует международное сотрудничество. С другой стороны, те же пионерские полеты советских космонавтов, беспрецедентная эпопея комплекса "Мир", весомые результаты в исследовании планет и многие другие реальные достижения служат хорошим поводом для разговора о российском патриотизме и национальной гордости.
Инструментально-циничный смысл формирования благожелательного отношения общества связан с необходимостью получения космической отраслью доли общественных ресурсов (в простейшем случае - государственного бюджета). В большинстве развитых государств, где поведение лиц, принимающих политические решения, в немалой степени зависит от мнения налогоплательщиков (и активно задействуются прямые и обратные связи), соответствующие PR-мероприятия космические агентства нацеливают преимущественно на налогоплательщиков и их представителей в законодательной власти. В наших условиях то молодой, то управляемой демократии космическая отрасль обращается за реальной политической поддержкой скорее не к налогоплательщикам (которые как субъект политической деятельности не слишком котируются), а к широко понимаемым "элитам" - в тех, конечно, случаях, когда что-то вообще зависит от чьего-то мнения или поддержки. Кроме того, никогда ведь не знаешь, кто окажется завтра "у руля" и будет принимать ключевые для космической деятельности решения. Поэтому надо "воспитывать цесаревича", а значит - создавать благоприятный климат в обществе, пусть даже общественное мнение и не имеет большого веса.
Наконец, прагматичный интерес "приземления" космической деятельности состоит в приобщении как можно более широкого круга людей (включая предпринимателей, и даже - не сглазить! - инвесторов) к осознанию практических возможностей космонавтики и использованию ее достижений в своих целях. Кажется, это называется формированием платежеспособного спроса. Телефоны Globalstar, Iridium и Thuraya - яркий пример такого "приземления" (полеты космических туристов Дениса Тито и Марка Шаттлуорта - все же пока экзотика).
Таким образом, несмотря на свою естественную "элитарность", космос и космическая деятельность с необходимостью должны стать частью "персональной ойкумены" как можно более широкого круга обитателей Земли - есть зачем. Другой вопрос - как этого добиться. Как и во времена великих географических открытий, чтобы сделать любую terra nova частью ареала человечества, дальний берег должен быть доступным - хотя бы с трудом. Пока же реальный доступ в космос для подавляющего большинства землян (правильнее даже сказать для всех, списав несколько сот космонавтов и астронавтов на статистическую погрешность) абсолютно не представим. Ладно бы космический полет - в существование Австралии люди верят, и не побывав у антиподов. Но ведь ни реальная космическая техника, ни настоящие данные со спутников практически никогда - до последнего времени - не были в "открытом доступе". А ведь пресловутому "народу", как известно, не нужны безымянные герои. Нужно что-то, что можно пощупать руками.
Проще всего - в коммерческом сегменте. Предприниматели, выводящие на горизонтальные рынки товары и услуги, непосредственно связанные с космической деятельностью, приходят сами и сами все дают - те же персональные спутниковые телефоны, GPS-навигаторы, приемники спутникового телевидения и радиовещания: Сравнительно недавно на открытый рынок пошли космические снимки высокого разрешения (см., например, www.spaceimaging.com/products/ikonos ), и в рамках своих рекламных кампаний фирмы выкладывают много интересного в Интернет. Это, однако, не решает проблемы с бюджетными научно-исследовательскими космическими программами и не позволяет показать простому землянину более широкую картину, не ограниченную носимыми коробками и тарелками антенн, - а космический снимок не дает волшебного ощущения "здесь и сейчас".
Вот тут все более важную роль начинают играть современные IT-технологии, и в первую очередь те из них, которые отвечают за создание разнообразных виртуальных и онлайновых реальностей. Не обязательно, в конце концов, всюду вкладывать персты. "Реальный масштаб времени" и "ощущения от первого лица" - два ключевых подхода, обеспечивающих неповторимое чувство "здесь и сейчас". Большая часть существующих решений ориентирована на решение образовательных задач - от школы до университета. Что же могут предложить, объединившись, две могучие высокотехнологические отрасли - аэрокосмическая и IT?
"Космос в реальном масштабе времени", вообще говоря, широко предлагается общественности еще со времен первых посадок на Луну (в наших же краях… Я помню, какой ажиотаж вызвал у этой самой общественности первый в истории показ по телевидению старта советской ракеты "Протон" аж в 1984 году - там, правда, за клубами оранжевого азотнокислого дыма ничего не разобрать было, зато секретный "Протон" показали впервые, пусть и не вживую!). НАСА с тех пор дошло до высот необычайных, и репортажи о важнейших событиях американской космической программы как в космосе, так и на Земле транслируются и в Интернете, и по общедоступным каналам через телеспутники. Российские фирмы взяли, наконец, пример с американцев, и теперь трансляция запусков идет, в частности, через сайт Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (дочернее учреждение Росавиакосмоса) - www.tsenki.com. Канал, конечно, требуется не дайлапный, и картинка временами так себе - зато в "реале".
Еще одна возможность приобщиться к космическим технологиям "здесь и сейчас" - воспользоваться возможностью свободного подключения к системам приема данных со спутников дистанционного зондирования Земли. Поскольку, например, картинка с метеоспутников транслируется бесплатно и свободно, небольшим организациям - школам побогаче, Дворцам творчества детей и юношества (это бывшие Дворцы пионеров, если кто не знает) вполне доступна "накрышная" приемная аппаратура, которая без всяких дополнительных телодвижений выведет на монитор и "бег Земли", и текущую картинку из космоса. Соответствующее оборудование и методики активно продвигает в российских образовательных кругах некоммерческое партнерство "Прозрачный Мир" (www.transparentworld.ru).
Другое интересное "окно во Вселенную" предлагает Лаборатория реактивного движения НАСА (Jet Propulsion Laboratory, JPL). В рамках программы "Телескопы в образовании" ("Telescops in Education", TIE; tie.jpl.nasa.gov/tie) американские школьники получают дистанционный доступ через Интернет к 24-дюймовому телескопу-рефлектору, расположенному в обсерватории Маунт-Вильсон, и могут "рулить" серьезным инструментом - хоть целый вечер, хоть несколько ночей подряд, лишь бы представленный проект показался кураторам интересным и осмысленным. С 1999 года в программе поучаствовало более 10 тыс. школьников из 380 американских школ и множество учащихся из других стран.
Далее. Желающие не только "посмотреть", но и "пощупать" (правда, в основном это касается студентов ведущих аэрокосмических вузов) могут принять участие в работе над студенческими микроспутниками. Тут первенство принадлежит Московскому авиационному: еще в 1981 году Валентин Лебедев с борта "Салюта-7" запустил в космос тридцатикилограммовую "Искру", построенную в студенческом КБ МАИ. К нынешнему времени микроспутники делают во многих университетах, а команда из Суррейского университета (www.sstl.co.uk) уже давно переросла уровень учебных разработок и активно продвигает свои спутники и платформы на коммерческом рынке - недавно несколько их аппаратов запустили нашим "Космосом". А в России сегодня активно занимаются микроспутником дистанционного зондирования Земли в МГТУ им. Баумана (www.microsat.sm.bmstu.ru).
Наконец, помимо "детско-юношеских" существуют и вполне "взрослые" (а значит, довольно абстрактные) возможности оставить свой след в космосе. Сегодня можно приобрести в собственность участок на Луне или Марсе (что с международным правом согласуется не слишком, зато сертификат красивый), записать послание на компакт-диск, который отправится на аппарате НАСА к иным мирам, разместить памятную табличку на борту российского навигационного спутника (представляю, как и кто ее будет читать). Из последних новаций - отправка за 2,5 тыс. долларов на Луну визитной карточки на борту "первого частного космического корабля" TrailBlazer, который в конце года должен стартовать с Байконура. Хозяин корабля - компания TransOrbital - устанавливает на борту сервер от HP и собирается организовать с ним связь через Интернет для всех желающих.
Второе важное направление "космизации общественного сознания" - воссоздание на Земле "еще более реального" космоса, не связанного в реальном масштабе времени с настоящими космическими объектами и системами. Во всем мире народ охотно оставляет деньги в так называемых тематических парках - развлекательных комплексах, объединенных какой-то общей идеей, желательно - поромантичнее. Американский Космический центр им. Джонсона в Хьюстоне даже содержит такое информационно-развлекательное заведение при себе - в качестве мощного PR-инструмента. "Спейс Парк" в Хантсвилле развернут на базе коллекции ракетно-космической техники Центра им. Маршалла. Здесь посетители могут подержаться за ручку управления реального "Шаттла", покрутиться в трех плоскостях на тренажерах, посетить планетарий и киноцентр. Построены "Космические городки" в Тулузе, Бремене, Лестере.
В 2001–02 гг. интенсивно изучалась возможность создания чего-то подобного при реконструкции павильона "Космос" (ВВЦ, Москва). Предполагалось построить "Космопарк" и большую экспозицию предприятий ракетно-космического (и вообще оборонного) комплекса. При этом в проект закладывался купольный кинотеатр IMAX и ряд "виртуально-реальных" тренажеров.
На ВВЦ, впрочем, должны были определить свои интересы уж очень разнородные участники - и государство (в лице, прежде всего, оборонных агентств), и фирмы, желающие что-то свое прорекламировать, а главное - инвесторы, заинтересованные в извлечении прибыли из "Космопарка". После того как Москва проиграла битву за проведение ЭКСПО-2010, энтузиазма несколько поубавилось, и воссоздание "Космоса" идет пока в "фоновом режиме".
Очень интересное направление "космизации" связано с делами софтовыми. После того как федеральное ведомство (обычно то же НАСА) "вложилось" в создание сложного программного обеспечения для решения тех или иных невоенных и некоммерческих задач в космосе, это ПО в принципе можно предоставить в распоряжение интересующихся бесплатно или за номинальную плату. Такая возможность обусловлена, во-первых, наследием пресловутой концепции Cheaper-Better-Faster, когда всячески поощрялось создание космической техники и ПО на базе недорогих, общедоступных компонентов и решений, а во-вторых - практически полной унификацией интерфейсных и программных решений для ПО общего пользования и специализированных программных комплексов. В результате сегодня всем желающим предлагается пакет Maestro (www.mars.telascience.org ), который JPL использует, в частности, для управления марсоходами Spirit и Opportunity и для обработки результатов научных экспериментов.
Популярны среди специалистов и имитационные пакеты Satellite Tool Kit (www.stk.com), позволяющие моделировать движение спутников по околоземной орбите и их взаимодействие с объектами на Земле. Занятно, что компания Analytical Graphics нынче распространяет компакт-диски с STK бесплатно и "веером" (вкладывая их в номера еженедельной газеты Space News, например). Однако для активации базовых функций пакета нужно зарегистрироваться на сайте компании, что при российском адресе приводит к появлению уклончивого сообщения, на чем все благолепие и заканчивается.
Но россиянам и без того есть чем гордиться. Например, пакетом Space Station Simulator. Рассчитанный на широкую публику, он позволяет строить на экране собственный аналог Международной космической станции из реальных модулей и путешествовать по отсекам созданной конструкции. Выпускает Simulator (как и популярный астрономический пакет Red Shift) лондонская фирма Maris Technologies (www.maris.com ), а разработчики - что менее известно - сидят в подмосковном Болшеве, в двух шагах от ведущих российских военно-космических НИИ и "через две дороги" от РКК "Энергия" и ЦУПа.
Рассуждения о виртуальной реальности обычно заканчиваются описанием соответствующих "железных" решений. С космосом, однако, сложнее, тем более если говорить о "народных" решениях. Всем известные центрифуги, барокамеры и лопинги имитируют лишь элементы космического полета, а точнее - определенные нагрузки на человеческий организм. Шлемы, очки и "пещеры", безусловно, интересны для компьютерных игроков, но к реальной имитации космического полета отношение имеют опосредованное. Система виртуальной реальности для космонавтов - это, скорее, полуминутные "горки" на самолетах, позволяющие достичь динамической невесомости, или иммерсионная ванна в Институте медико-биологических проблем, обезвешивающая испытателей за счет архимедовой силы. Впрочем, полеты в невесомости на штатном Ил-76 уже доступны экстремальным туристам.
А "самые экстремальные" из них, готовые расстаться с 15–20 миллионами долларов, могут заказать кресло на борту "Союза" и спальное место в российском сегменте МКС. Но это совсем другая тема, к "народному космосу" отношения не имеющая.