Архивы: по дате | по разделам | по авторам

iMobilco сделает "русский Kindle"

АрхивСтатьи
автор : Андрей Письменный   01.06.2010

Магазин цифрового контента iMobilco поделилась своими планами. Компания хочет выпустить собственную "читалку", способную скачивать книги без подключения к компьютеру.

Уютный интерьер заведения с очень подходящим для такой пресс-конференции названием "Библиайтека". Туда-сюда деловито расхаживают люди с макбуками и что-то делают с большим проекционным дисплеем. Они собираются рассказать о бравом сервисе iMobilco, торгующим цифровым контентом в нелёгких российских условиях. Судите сами – не так-то просто продавать то, что люди привыкли брать задаром.

К экрану выходит Николай Белоусов – генеральный директор "Аймобилко". Он обещает не "грузить" публику техническими подробностями и начинает свой рассказ с грустной истории про автора, который написал книгу о творчестве Цветаевой, а издательство смогло напечатать лишь пару тысяч экземпляров. Случай вполне типичный для книгоиздания, но невозможный в интернете – всё, что сюда попадает, может распространяться в тех количествах, которые нужны потребителю. В данном случае, правда, речь не о бесплатном распространении, к которому привыкли многие пользователи, а о продаже. Причём по цене, выгодной и для автора, и для издателя, и для магазина, и даже для покупателя. Не слишком ли похоже на несбыточные мечты? Похоже, конечно, но ехидничать рано – компания как раз придумала пару способов сделать покупку удобнее пиратства. Один из них – создание собственной электронной книгочиталки.

Всё ради удобства

О чём бы ни говорил генеральный директор iMobilco, суть речи сводилась к тому самому удобству. В компании глубоко убеждены, что чем удобнее будет покупка книг, тем реже пользователи будут задумываться о скачивании пиратского контента. В идеале нелегальным контентом должны пользоваться лишь упорные фанатики, которые патологически не желают платить.

Сперва было принято решение отказаться от DRM – цифровой защиты, которая требовала "легального Windows со всеми обновлениями, только Internet Explorer с ActiveX и всеми необходимыми патчами безопасности" (не самые неожиданные слова для человека, использующего для проведения презентации MacBook и Apple Keynote).

Увы, не все лейблы были согласны отказаться от DRM, и каталог в этот момент заметно сократился – видно даже проседание на графике, отражающем число пользователей в разное время. Но жизнь продолжалась: "Мы вздохнули с облегчением, когда DRM остался позади", – говорит Белоусов.

Подписка

Следующим шагом стало введение подписки. Подписка, правда, не совсем традиционная. "К сожалению, это слово в значительной степени дискредитировано его предыдущими реализациями" – жалуется генеральный директор iMobilco. Местная реализация избавлена от ограничений вроде цифровой защиты, но и скачивать сколько угодно музыки не позволяет. Заплатив фиксированную сумму, пользователь получает возможность скачать определённое количество контента в день: один музыкальный альбом, фильм или аудиокнигу.

Подписка iMobilco позволяет предоставлять контент по вполне привлекательным ценам: если скачивать что-нибудь каждый день, то выйдет, что аудиокнига, альбом или фильм будут стоить 17 рублей. Но придётся выложить 499 рублей вперёд за подписку на любую из категорий. Конечно, если пропустить один из дней, то средняя цена окажется больше.

Именно на этот эффект и рассчитывают создатели iMobilco. Неистраченные деньги не идут в карман компании, а распределяются между обладателями прав на другой скачанный пользователем контент. К примеру, если скачать не 30 книг, а лишь 15, то средняя цена составит уже не 17 рублей, а все 34. Именно такие условия позволяют одновременно поддерживать взаимовыгодные отношения и с лейблами и с пользователями. Получается, что довольны и те, кто готов скачивать каждый день и экономить деньги, и те, кто относится к таким вопросам более спокойно. Что до удобства, то оно в данном случае страдает – вопреки всем убеждениям iMobilco. Впрочем, тем, кто хочет покупать больше, ничто не мешает покупать сколько угодно контента за обычную цену.

Большие и маленькие

Отраднее всего слышать о расширении ассортимента – сейчас каталог сайта активно пополняется музыкой, предоставленной Warner Music и Sony Music – представитель последней даже присутствовал на мероприятии и отвечал на вопросы. Фильмов пока что не так много, как музыки и книг, и преобладают отечественные картины. Белоусов, однако, обмолвился о том, что западных фильмов станет больше. В частности, идут переговоры с Columbia Pictures.

Как сочетаются все эти разговоры о довольных издательствах, лейблах и кинокомпаниях с прозвучавшей в начале конференции историей бедного автора, написавшего книгу, которую не хотели издавать достойным тиражом? Белоусов говорит, что вполне сочетаются – "Аймобилко" может продавать и контент, предоставленный независимыми авторами. Раздел с такими книгами на сайте уже есть, велика вероятность, что дело дойдёт и до независимых музыкантов.

Успехи?

Судя по графикам, дела iMobilco идут неплохо – у сервиса около 238 тысяч пользователей. Компания особенно гордится ядром своей аудитории – теми тридцатью процентами, которые сжились с сервисом, платят за подписку и то и дело что-то скачивают. Инвесторы тоже проявляют интерес – отвечая на вопросы после официальной части, Белоусов похвастался, что в iMobilco готовы вкладывать деньги в том числе и зарубежные предприниматели.

В качестве одного из новых способов привлечения пользователей теперь используется торговля карточками подписки. Такие карточки значительно упрощают взаимодействие с сервисом для не слишком подкованной в техническом плане аудитории. Карточки уже продаются в сетях магазинов "ИОН" и "Связной", а в скором времени появятся в "Союзе" и "Евросети". Предполагается, что их использование упростит не только оплату, но и регистрацию.

Компания развернула бурную деятельность в области разработки софта и окружает свой сервис программами для самых разных платформ и устройств. Есть программа для айфона, есть похожая программа для Android, готовится версия для iPad. Наконец, недавно было представлено веб-приложение – в нём можно начать читать книгу, даже не скачивая. Купленные книги хранятся на сервере компании и могут быть запрошены в любой момент с любого из поддерживаемых устройств.

Kindle по-русски

Одним из самых приятных моментов пресс-конференции стал предварительный анонс собственной электронной книгочиталки iMobilco. Белоусов заявил, что компания уже договаривается с китайскими производителями устройств и к осени 2010 года представит сразу три версии продукта.

Главное отличие фирменных книгочиталок от уже имеющихся на российском рынке электронных книг – встроенный магазин, доступ к которому можно будет получить по беспроводной сети. Причём речь идёт не о Wi-Fi (или не только о Wi-Fi), а о 3G. Возможно, устройство и правда будет работать так же, как и знаменитый Amazon Kindle? Эта американская читалка поддерживает постоянное и бесплатное соединение по сотовой сети, позволяющее покупать книги, находясь где угодно.

Именно такие планы вынашивают в "Аймобилко". Николай Белоусов сообщил, что переговоры ведутся со всеми тремя российскими операторами мобильной связи, и он уверен, что один из них обязательно согласится на сотрудничество.

Сколько будет стоить устройство? По словам генерального директора iMobilco, изначально компания ставила перед собой довольно амбициозную цель – продавать читалку по цене в районе ста долларов США. Но, похоже, оказалось, что экраны на основе электронных чернил не так дёшевы, и поначалу книга будет стоить дороже.

Тем не менее, если "Аймобилке" удастся развить это начинание, то вполне возможно, что найдётся-таки та аудитория, которая будет готова платить за книги. Если, конечно, не окажется, что рынок уже перенасыщен обычными читалками, пользователи которых научились загружать в них где-то и как-то добытые тексты.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.