Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Патент на пробки

АрхивСтатьи
автор : Алексей Стародымов   27.01.2010

ООО "МИТ" (торговая марка "СитиГИД") объявило о получении патента на "Способ определения оптимального маршрута движения с учетом актуальной дорожной информации". А как же "Яндекс.Пробки"?

Так называемая "патентная война" – процесс весьма занимательный: интересно наблюдать, как крупные компании обвиняют своих конкурентов в нарушении прав на те или иные технологии, параллельно обращаясь в контролирующие органы с просьбой запретить "коллегам" выпускать или продавать продукцию. К примеру, Nokia сейчас судится с Apple, а Motorola на днях подала жалобу в американскую Комиссию по международной торговле на канадскую Research In Motion.

Вчера по просторам Рунета разлетелась новость, которая, по мнению некоторых наблюдателей, также могла привести к патентной войне (нет, не здесь и сейчас, а в перспективе). Причём атакующими и защищающимися в ней могли бы стать российские компании.

ООО "МИТ" (торговая марка "СитиГИД") объявило о получении патента на "Способ определения оптимального маршрута движения с учётом актуальной дорожной информации". По заявлению фирмы, несколько лет назад она "одной из первых в мире применила принцип обратной связи с пользователем для получения дорожной информации, её обработки и последующей передачи абонентам". Работает система следующим образом: каждый пользователь "СитиГИДа", передвигаясь по городу, в автоматическом режиме передаёт данные о своем местоположении и скорости движения на сервер навигационной системы. Информация превращается в статистические данные о загруженности улиц, а затем общая картина пробок транслируется на пользовательские абонентские устройства, что позволяет определять оптимальный маршрут. Разработки фирмы успешно используются в проекте "Карты@Mail.ru".

Но на территории крупных городов РФ запущены сразу несколько сервисов, использующих схожие технологии для оповещения о трафике. Конечно же, речь идет о проектах "Яндекс.Пробки" и "Навител.Пробки". (При этом нужно отметить, что сбор и передача информации о ситуации на дорогах ни разу не является российским ноу-хау – скажем, та же Nokia уже довольно давно запустила аналогичную услугу для пользователей своего навигационного сервиса из ряда стран.)

Казалось бы, патент, полученный ООО "МИТ", в теории мог бы сильно усложнить жизнь разработчикам конкурирующих сервисов: а вдруг компания решит защитить права на свою интеллектуальную собственность в соответствующих инстанциях? По крайне мере, на это был толстый-толстый намёк в пресс-релизе, разосланном известным "независимым PR-специалистом" Мариной Рожковой.

Мы попросили представителей "Яндекса" и ЗАО "Центр Навигационных Технологий" (торговая марка "Навител") прокомментировать ситуацию.

По словам Леонида Медникова, аналитика сервиса "Яндекс.Пробки", компаниями действительно используется одна и та же идея, но патент выдается не на идею, а на на её реализацию – технологию, по которой работает та или иная услуга. Технологии "Яндекс.Пробок" и "СитиГИДа" отличаются друг от друга (например, алгоритмами вычисления средних скоростей и определения статусов загруженности дорог). Соответственно, "Яндекс.Пробки" не нарушают прав на изобретение, охраняемое в соответствии с полученным ООО "МИТ" патентом.

Директор по маркетингу ЗАО "ЦНТ" Марина Кузнецова придерживается аналогичной точки зрения и также не видит в патенте угрозы для бизнеса своей компании.

В основе очень похожих с виду проектов действительно могут лежать различные технологии (например, сайт "В Контакте" называют точной копией Facebook, хотя анализ кода этих ресурсов показал, что он таковой не является). Судя по всему, именно так обстоит ситуация и с "пробочными" сервисами: их функциональность сравнима, но технологии у каждой компании свои. Что же касается полученного ООО "МИТ" патента, то это правильный шаг – лучше разжиться им до того, как обнаружишь свою разработку в продукте внезапно появившегося на рынке конкурента. Ну а PR-специалистов, наверное, надо выбирать аккуратнее.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.