Operation Chokehold: а мы операторов душили-душили...
АрхивСтатьиВся прошлая неделя была ознаменована масштабным походом пользователей AT&T против своего оператора под названием Operation Chokehold. Устав от постоянных обрывов звонков и медленной связи, абоненты решили "завалить" сеть ненавистной АтАтАт...
Сегодня у нас получится что-то вроде пьесы, поэтому начнем мы с описания действующих лиц - благо, главное действующее лицо, в принципе, одно. Зовут его Стив Джобс, но не настоящий, а "палёный" - Fake Steve Jobs. Под этим именем около трёх лет назад запустил блог "Тайные записки Стива Джобса" журналист Дэн Лайонс, бывший редактор Forbes, а ныне постоянный автор Newsweek. Анонимность в этом нелёгком, привлекшем много публичного внимания деле, ему удалось поддерживать в течение года, а затем он был раскрыт корреспондентом NY Times Брэдом Стоуном - но, парадоксальным образом, это мало остудило общественный интерес к его "подпольному" блогу.
Дэниэл Лайонс собственной персоной. И откуда в нём столько злости?
Блог пишется от лица настоящего Стива Джобса и направлен, в основном, на освещение актуальных событий в крайне резкой, порой граничащей с хамством, манере, приписываемой герою. В блоге не раз обкладывались по уши самые разные компании (в принципе, у оригинального СД на это некоторое право есть) - за некреативность, непонимание рынка и общий дебилизм тех или иных решений. Особенно всерьёз это никто и никогда не принимал - до начала этой недели, когда "наезд" пошел на одного из наиболее доверенных партнеров Apple - AT&T.
Недовольство (что важно - взаимное) между абонентами AT&T/обладателями iPhone и самим ОпСоСом назревало уже давно, и к настоящему моменту приобрело приличные масштабы. Причины известны - компанию бесит, что 3% её абонентов загружают сеть на 40% (официальные данные), ну а абонентов... Вот тут, что характерно, список много внушительнее - их бесят постоянные обрывы звонков в районах большого скопления людей (тяжелее всего жителям Нью-Йорка и Сан-Франциско - там до трети звонков "падает"), медленная, "подвисающая" передача данных, и, что самое неприятное, упорное нежелание компании признавать проблему и браться за её решение. Вместо этого AT&T наезжает на собственных абонентов, исподволь - на Apple (хотя единственная вина этой компании - в создании девайса, от которого очень сложно оторваться), да и вообще, если верить словам Ральфа де ла Веги, главы мобильного подразделения, собирается "активно убеждать пользователей не трепать сеть так яростно". Вот сейчас остановитесь, вдохните, выдохните и прочувствуйте - глава компании собирается убеждать потребителей не потреблять услугу так активно. Да, отчасти это все было элементами игры перед не одобряющими и цента "лишних" капитальных вложений инвесторами, но все же оторопь берёт.
Вероятно, именно это чувство испытал Дэн Лайонс, когда прочитал соответствующие заголовки прессы. Его, в свою очередь, это подвигло на написание расшифровки якобы имевшего место телефонного разговора "как бы Джобса" с совсем главным парнем в AT&T - Рэндаллом Стивенсоном, который вышел на загляденье крепким, жёстким и... справедливым. Кому не лень прочитать на английском - это можно сделать здесь, кому не лень прочитать на русском - здесь, а тем, кому лень читать, дам выжимку: уж коль скоро тебе так повезло, что мы создали для тебя такой девайс, что народ не может перестать им пользоваться, так тебе надо радоваться и вкладываться в развитие сети, чтобы она могла принять ещё больше абонентов, а не думать, как ввести ограничения - нормальная такая бизнес-логика. А те, кто не следуют этой логике - ничего не понимают в бизнесе и повинны во всех мировых бедах.
Участник операции "в драйве"
Статью широко разнесли на цитаты, слишком уж за живое она всех задела - и согласных, понятное дело, было заметно больше, чем несогласных. Статьёй бы обычно все и закончилось, но видимо AT&T так допекла некую критическую массу продвинутых пользователей, что Дэн Лайонс предложил план Operation Chockehold - "Операция Удушающий Захват". Суть была проста - ровно в 12 часов дня (по Тихоокеанскому побережью США) прошлой пятницы все участники широко разрекламированной операции (даже группу в Facebook создали) должны были ровно час пользоваться каким-нибудь интенсивно нагружающим сеть приложением - например, смотреть ролики из Интернета. Как известно, если все китайцы разом подпрыгнут, то сместят Землю с орбиты (шутка :)) - ну и здесь план был аналогичный, ведь имелось твердое убеждение, что сеть висит на соплях. Забегая вперед, скажу - недооценили.
А почему бы им вместо этого не уйти разом на второго американского оператора GSM-сетей, T-mobile? Разлочить телефоны и уйти? Во-первых, нынешняя схема продажи iPhone (до сих пор подразумевающая эксклюзив AT&T), предусматривает довольно жёсткий контроль за соблюдением контракта. А во-вторых, у T-mobile 3G работает на частоте 1700 МГц, и для iPhone бесполезен совершенно - работать будет только EDGE-режим. Бежать, таким образом, особо некуда.
А что же операция "Ы", то есть, "Ч"? Беспрецедентное событие, сравнительно массовое восстание абонентов против своего оператора не могло не привлечь внимания, но это было что-то экстраординарное. Все ведущие американские сайты, посвященные телекому либо бесстрастно осветили факты, либо открыли у себя дискуссии с мнениями специалистов. Gizmondo, к примеру, высказались в полную и безоговорочную поддержку инициативы. ABC, CNN и Bloomberg выдали беспристрастные репортажи, но само внимание таких каналов дорогого стоит. Но в итоге, несмотря на массовое освещение и в целом понимающий настрой комментаторов, операция провалилась. Не буду сейчас пытаться строить точных предположений о причинах провала, да это и не главное - предположу только, что в крупных городах, особенно в Сан-Франциско компания подключила все резервные каналы, потому что именно в том районе пользователи, участвовавшие в операции, отмечали не просто отсутствие падения, а прямо-таки рост скорости доступа! О чем противники операции не преминули раструбить по Сети с приличествующим ехидством.
Отдельно, кстати, припомню комментарий редактора Wired Ника Томпсона - он был скорее в пользу AT&T. "Итак, - говорит Ник, - они всего лишь хотят заставить тех пользователей, кто больше всех нагружает сеть, платить больше, чем обычно. Честно говоря, я не вижу здесь несоответствия. Больше используешь - больше платишь." Справедливости ради, вставлю свои 10 сентаво - Ник не видит, а я вижу, и ещё какое. Во-первых, AT&T изначально позиционировала как конкурентное преимущество то, что у них была настоящая безлимитка. И что, задний ход теперь - когда столкнулись с ситуацией, пардон, "ответа за базар"? А во-вторых, абоненты в США платят за связь больше всех в мире, а абоненты AT&T с iPhone - в особенности, их средний чек доходит чуть не до 80 долларов в месяц. Есть некое логическое зерно в том, что за такие бабки, радикально превышающие даже ARPU европейских абонентов, у них есть право ожидать наилучшего сервиса - а этого не происходит.
Вот так в последнее время росли доходы от передачи данных у AT&T...
Но черт с ней, с операцией. Гораздо интереснее разобрать ситуацию с двух сторон. Начну, пожалуй, с AT&T. Да, у них тоже есть аргументы - де ла Вега и Стивенсон люди подневольные, над ними с дубинкой стоят акционеры, которым лишние расходы только портят показатели, а удовлетворенность конечных пользователей им как-то не столь интересна - из акций-то всегда, если что, выйти можно? Такое вот short term thinking, а куда деваться? К тому же нельзя сказать, что компания совсем не вкладывается - сейчас, например, одной из центральных задач является перевод имеющихся частот в диапазоне 850 МГц под работу 3G-сети, что кстати, поможет и пользователям iPhone - два последних поколения аппарата данную частоту поддерживают. Делается это для улучшения качества 3G-покрытия, которое недавно с таким удовольствием поливали грязью в своих рекламах весельчаки из Verizon.
...а вот так падали капзатраты. Нелинейно, но падали.
А теперь - все-таки с точки зрения пользователей: против фактов особенно не попрёшь, сеть оставляет желать лучшего. Возможно, я слишком молод, но в меню российских сотовых компаний я что-то не припомню такого блюда, как 30-процентная вероятность сброса звонка. У "Мегафона" одно время были проблемы в Москве, но они и не позиционировали себя в то время как самая качественная связь (как это часто делает AT&T) - скорее как самая доступная. К тому же из открытых данных вылезли цифири, которые всегда были открыты - доход AT&T от услуг передачи данных последовательно рос, а вот вложения в сеть (хоть немного и неровно) падали. Мне кажется, здесь есть какое-то несоответствие.
Ещё одно направление атаки: за неделю акции AT&T упали на каких-то 73 цента. Но на почти 6 миллиардах акций это означает потерю капитализации на 4 с лишним миллиарда долларов. Паяльник для акционеров?
А что Apple и настоящий Стив Джобс? Да ничего, наблюдает и улыбается в несуществующие усы. Есть мнение, что такая ситуация его устраивает. Надо же чем-то приятно поражать публику, когда очередное поколение iPhone выйдет на LTE-сети Verizon...
P.S. Моя мама мало что понимает в сотовой связи - но когда я ей рассказал в общих словах о ситуации вокруг AT&T и призывах "меньше пользоваться", она аккуратно поинтересовалась, нет ли в составе директоров уважаемой американской компании российских бизнесменов 90-х годов разлива...