Архивы: по дате | по разделам | по авторам

О надёжности современных ноутбуков

АрхивСтатьи
автор : Игорь Терехов   03.12.2009

Согласно отчету SquareTrade ваш недавно купленный ноутбук сломается в течение ближайших трёх лет с вероятностью около 20%. А изделия некоторых марок, по мнению составителей отчета, лучше не включать вообще.

Вы только что принесли домой новый ноутбук. Возможно, нетбук. Вы счастливы, потому что впереди ждут долгие часы установки новых программ, привыкания к новой клавиатуре и расположению тачпада. Вы уже мысленно сочиняете постинг в Twitter или ЖЖ и готовитесь обсуждать покупку с друзьями в Gtalk. Вы уверены, что выбранный ноутбук - лучший за эти деньги, и вы убеждены - он прослужит ещё очень долго.

Увы, но согласно отчету компании SquareTrade ваш ноутбук сломается в течение ближайших трёх лет с вероятностью примерно 20%. И чем он дешевле, тем эта вероятность выше. А если на нем к тому же стоит логотип HP или Acer, то вообще всё пропало: лучше такой компьютер даже не включать.

SquareTrade - это компания, которая продает собственные, дополнительные гарантии на потребительскую электронику. Результаты её отчета основаны на 30 тысячах гарантийных обращений владельцев ноутбуков. В этом месте нужно сказать, что на момент написания статьи, сайт компании находился в глубокой коме, поэтому отчёт в формате PDF лучше скачивать отсюда.

Основные выводы отчета следующие: 31% владельцев ноутбуков вынуждены обращаться за помощью в сервисный центр в течение первых трех лет после покупки. На аппаратные сбои приходится доля в 20,4% обращений, а оставшиеся 10,6% - это результат несчастного случая, например, пролитой на клавиатуру жидкости.

Второй вывод SquareTrade подтверждает очевидный для многих тезис: чем дешевле компьютер, тем выше вероятность его скорой смерти. Частота отказов нетбуков в течение первого года использования составляет 5,8%, бюджетных ноутбуков - 4,7%, премиум-моделей - 4,2%. Здесь нужно пояснить, что под нетбуками SquareTrade понимает модели стоимостью до $400, под бюджетными ноутбуками - модели от $400 до $1000, а под премиум-моделями - всё, что выше $1000.

Таким образом, получается, что нетбуки на 20 процентов менее надежны, чем бюджетные компьютеры и на 40 процентов, чем дорогие. На базе этих данных SquareTrade отрисовала прогнозные значения на три года.

Но самое интересное было заготовлено SquareTrade напоследок. Компания постаралась найти зависимость между производителем ноутбуков и степенью их надежности. На графике ниже вы найдёте статистику по двум первым годам и прогнозное значение по трём.

Самыми надёжными ноутбуками оказались ASUS, Toshiba и Sony. Меньше всего повезло владельцам HP и Acer. Ноутбуки Gateway - это торговая марка Acer, поэтому, объединив эти две позиции в одну, получаем, что на третьем месте находится Lenovo.

Несмотря на очевидную странность и непродуманность всего отчёта в целом, я не очень удивился этой картинке, когда увидел её в первый раз. Возможно, не удивит она и читателей. Мой первый ноутбук Acer сломался через 36 часов после включения. Другая модель Acer, чуть подороже, продержалась полгода. Apple MacBook тоже побывал в сервисе, но поломка была менее критична, чем в случае с “асерами”, которые просто переставали включаться. В тоже время нетбуки ASUS, коих у меня в хозяйстве сейчас две штуки, живут безо всяких проблем. И это при том, что эксплуатируются они крайне неаккуратно уже на протяжении пары лет.

С другой стороны, большое количество самых разнообразных "асеров" в разное время  трудились у главного редактора "Компьютерры-Онлайн" и не вызывали вообще никаких проблем. Да и тот самый Acer, который сломался через 36 часов, исправно работает и по сей день после того, как в сервиcном центре ему по гарантии заменили материнскую плату. Короче говоря, статистика - это прекрасно, но удача иногда важнее.

С просьбой прокомментировать отчёт SquareTrade и оценить его адекватность, мы обратились ко всем производителям ноутбуков, которые фигурировали на последней диаграмме. По тем или иным причинам, на момент публикации статьи свой ответ представили только Lenovo и ASUS.

По словам представителя компании Lenovo Алексея Рыжанкова, компания SquareTrade непосредственно заинтересована в распространении пугающих цифр по ремонту ноутбуков, так как зарабатывает на постгарантийном обслуживании компьютерной техники. SquareTrade утверждает, что исследование основано на данных о 30 тысячах ноутбуков девяти различных производителей в трёх категориях (нетбуки, ноутбуки начального уровня и класса премиум), а это значит, что в каждой категории представлено около тысячи ноутбуков. По данным IDC, только в прошлом году по всему миру было продано 142,5 миллиона мобильных компьютеров. Соответственно, количество ноутбуков в исследовании слишком мало, чтобы делать какие-либо общие выводы по каждому из производителей. В исследовании также отсутствует оценка надежности ноутбуков по ключевым показателям, таким как тип ноутбука, назначение и регион продажи.

Собственные данные компании Lenovo показывают, что ноутбуки, владельцами которых являются школьники, ремонтируются в 10 раз чаще, чем компьютеры, используемые в домашних условиях взрослыми владельцами. Подход SquareTrade не учитывает такие особенности, в результате чего полученный результат слишком неточен и не соответствует реальному положению вещей.

Кроме того, ноутбуки для исследования были выбраны SquareTrade из числа тех, что обслуживаются самой компанией. Нет данных о том, было ли отобрано равное количество ноутбуков от каждого производителя или в каждой категории. Другими словами, для одной компании могла анализироваться статистика только по дорогим ноутбукам, а для другой – только по нетбукам. В исследовании могли оцениваться данные по 1000 ноутбукам одного производителя, а для другого могли взять 5000.

Алексей Рыжанков также отметил, что компания Lenovo изучает данные по обращениям в сервис непрерывно и с применением научных методов, и её данные за последние три года серьезно отличаются от того, что показывает SquareTrade. "Наши ноутбуки исключительно надёжны, в то время как указанное исследование совершенно непрозрачно. Метод оценки неидеален, данные для исследования некорректны, а выводы неверны", - резюмирует Алексей.

С другой точки зрения на результаты отчёта смотрит Сергей Кудрявцев, глава российского сервис-центра ASUS. Он согласен с тезисом, что вероятность выхода из строя ноутбука из низкого ценового сегмента выше, чем у ноутбуков более высокого, а тем более - премиум-сегмента. Однако по данным ASUS реальный процент выхода из строя гораздо меньше, чем указан в диаграмме SquareTrade. Он колеблется в районе 5% для 2 лет эксплуатации. Возможно, предполагает Сергей, SquareTrade учитывает также ремонты, когда клиенты хотят провести апгрейд системы, или имеет место негарантийный случай.

В тоже время, Сергей не оспаривает общие результаты диаграммы: "Мы, разумеется, ведем некоторый неформальный мониторинг качества продукции конкурентов, основанный на комментариях наших сервис-партнеров в России, и я могу сказать, что надежность ноутбуков ASUS находится на весьма высоком уровне по оценке сервисных центров". Эта высокая надежность «берётся» из материнской платы. "Материнская плата - это один из важнейших компонентов ноутбука, очень сильно влияющий на качество всей системы в целом, ведь большинство остальных компонентов системы (например, матрица) в принципе стандартны, и часто у ноутбуков разных вендоров даже совпадают. ASUS является мировым лидером в технологии производства и качестве материнских плат на протяжении долгих лет. Это, несомненно, становится огромным вкладом в качество производимых компанией ноутбуков", - подчёркивает Сергей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2022
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.