Борьба с SMS-мошенничеством: вести с передовой
АрхивСтатьиКомпания Google ввела жесткие санкции к рекламодателям, предлагающим заведомо мошеннические услуги с оплатой по SMS. Вскоре её примеру последовали контент-провайдеры "А1 Агрегатор" и "Голдфон". Лёд тронулся?
Наконец-то случилось то, что рано или поздно должно было случиться: компания Google в своей рекламной сети Google AdWords ввела жесткие санкции к рекламодателям, предлагающим заведомо мошеннические услуги с оплатой по SMS и заполонившим своими объявлениями всю Сеть. GSM-пеленгаторы, локаторы, киллеры, перехватчики звонков и коротких текстовых сообщений, калькуляторы точной даты смерти абонента - все эти и многие другие использующие SMS-платежи интернет-ресурсы попали под прицел гугловцев и остались не у дел. "Безопасность пользователей была и остается для нас первым приоритетом. Мы всегда уделяли большое внимание проблеме мошеннических сайтов в Сети и приняли решение блокировать аккаунты недобросовестных рекламодателей без возможности возобновления ими рекламной деятельности в AdWords (через новый аккаунт или другой домен)", - так прокомментировали нововведение в российском представительстве Google. "Эти изменения были реализованы только сейчас в связи с тем, что у нас появились усовершенствованные технические возможности (это комбинация ручных и автоматизированных процессов) для исключения мошеннических сайтов из числа наших рекламодателей".
Помимо Google в активную борьбу с SMS-мошенниками включились контент-провайдеры. В конце ноября оператор интернет-платежей "А1 Агрегатор" внёс корректировки в правила сотрудничества с рядом GSM-сервисов, а затем о запрете на проведение платежей в пользу SMS-пеленгаторов и прочих схожих сервисов объявила компания "Голдфон". Не остался в стороне и агрегатор SMS Partner, объявивший партнерам о недопустимости указания стоимости SMS-услуг за сутки или за один доступ. "На сегодняшний день наши номера удалены с практически всех подобных ресурсов, - заверила нас Екатерина Кононова, руководитель группы микроплатежей ООО "ИнкорМедиа". - Если кому-либо из субпартнёров удаётся зарегистрироваться в партнёрской программе наших основных контент-провайдеров и начать распространять вышеуказанные услуги, мы их немедленно выявляем и блокируем. Наша компания ежедневно проводит мониторинг интернет-ресурсов на предмет их законности и соответствия требованиям, выставляемым операторами в договорах. Тщательно проверяются корректность цен, прозрачность правил оказания услуг и прочие важные моменты".
Начинания, вне всяких сомнений, хорошие. Настораживает только тот факт, что всё это движение началось аккурат после окончания международной конференции VI Mobile VAS Conference, проходившей 19-20 ноября 2009 г. в Санкт-Петербурге. Раньше почему-то у участников рынка мыслей о противостоянии незаконным схемам в сфере SMS-биллинга и необходимости возврата доверия абонентов к SMS-платежам не возникало. Вариантов подобного поведения раз-два и обчёлся: либо лень было, либо всё устраивало и хотелось подольше понаслаждаться вкусом лакомого пирога рынка VAS-услуг. Деньги, как известно, не пахнут.
С агрегаторами микроплатежей всё более-менее ясно: борьба с мошенниками началась, их стали запугивать штрафами, блокировками и правоохранительными органами, и это не может не радовать. Другой вопрос: а какие действия против SMS-аферистов предпринимают операторы сотовой связи, выделяющие короткие номера контент-провайдерам? В компании "Вымпелком", предоставляющей свои услуги под торговой маркой "Билайн", нам ответили предельно лаконично: "Мы проверяем партнеров, с которыми работаем, и мониторим их работу. В случае получения претензий от клиентов, содержащих сведения о мошенничестве со стороны контент-провайдера, информация тщательно анализируется, и агрегатор SMS-услуг по условиям договора может быть отключен. В нашей абонентской службе можно уточнить сведения о стоимости услуг контент-провайдеров, с которыми мы сотрудничаем, а также их контакты".
GSM-локаторы и иже с ними канут в прошлое?
Представители телекоммуникационной компании TELE2 прислали нам более развернутый ответ. В своем письме они акцентировали внимание на проблеме с отслеживанием противоправной активности со стороны контент-провайдеров на программном уровне. По словам Романа Володина, директора по продукту "TELE2 Россия", существуют сложности с отслеживанием мошеннических ресурсов и пресекать их появление столь же непросто, как блокировать спам с предложениями отправить SMS на короткие номера, рассылаемый абонентам по электронной почте. "Однако это не мешает делать шаги в борьбе с подобными ситуациями", - подчеркнул Роман и заверил, что все партнёры TELE2 всегда действуют в рамках корпоративной политики компании и оперативно реагируют на нарушения своих субпартнёров. "Каждый абонент при возникновении трудностей с заказом или получением контента может обратиться по номеру 611, где примут заявку по его жалобе. На основании заявки мы производим сбор всей необходимой информации по заказу, с которым возникли проблемы. Наша компания оставляет за собой право отказать провайдеру от предоставления услуг пользователям в случае нарушений законодательства, в том числе в случаях несанкционированных рассылок по e-mail, SMS, ICQ и другими средствам коммуникаций".
Такова позиция операторов сотовой связи, тоже довольно занятная: вроде какая-то профилактическая работа ведётся, а результата, судя по обилию в Сети ресурсов, создатели которых промышляют SMS-заработком обманным путём, как не было, так и нет.
Для полноты картины мы обратились к специалистам в области права в Интернете. Так, по мнению Антона Серго, эксперта юридической фирмы "Интернет и право", со стороны лиц, предлагающих недостоверную рекламу, имеет место быть мошенничество в явном виде. Указанные лица работают по договорам с операторами связи, поэтому установить их при наличии желания, со стороны правоохранительных органов не представляет труда. Однако у этой стороны есть другая сторона: нет заявлений (потерпевших) - нет преступления, то есть возбуждения уголовного дела. Иначе говоря, правоохранительная система не будет работать, пока не получит заявление (заявления) от пострадавших от мошенничества. В силу незначительности правонарушения оно может быть закрыто, поэтому с такими правонарушителями борьба эффективна при массовости жалоб. "С другой стороны, - подчеркивает Антон, - операторы знают этих "предпринимателей" и задерживают им выплаты, чтобы в случае проблем с абонентами вернуть списанные деньги абоненту, а не передавать их мошеннику, поэтому жалоба оператору на мошенника тоже эффективна, особенно, если она подается вскоре после правонарушения. В тоже время эти "предприниматели", легально делясь доходами с операторами, приносят им устойчивый доход, поэтому говорить о том, что такие мошенники совсем невыгоды операторам - тоже неверно".
Алексей Туликов, координатор программы "Право и общество в цифровую эпоху", был более осторожен в высказываниях. Он подчеркнул, что то, что обычно называют мошенническими услугами в Сети, в действительности может квалифицироваться по различным статьям Уголовного кодекса РФ, и что ситуация с SMS-обманщиками обстоит несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. По словам Алексея, сервис-провайдер для пресечения подобных явлений не может воспользоваться автоматизированными средствами, поскольку необходимо анализировать и давать юридическую квалификацию содержанию рекламного предложения и соответствующего сайта, на который перенаправляет рекламная ссылка. А для таких действий у агрегатора не всегда достаточно договорных полномочий. Это первый момент. Есть и второй, касающийся доказательства факта обмана. Рекламодатель, предлагающий заведомо фиктивную услугу-пеленгатор, может частично обезопасить себя от уголовного преследования, прямо указывая на своем сайте, что речь идёт об игре, определении случайного местоположения и прочее. Доказать обман пользователя, который в должной степени не ознакомился с условиями предоставления услуги, в данном случае весьма непросто. Кроме того, высокой латентности данных преступлений способствует использование специфических систем оплаты и, как правило, незначительные размеры разовых платежей, которые увеличивают сложность сбора доказательств и снижают заинтересованность в уголовном преследовании злоумышленников.
Резюмируя материал, можно с уверенностью сказать - лёд тронулся. Из рекламной сети Google AdWords исчезли бесчисленные сайты, предлагающие посетителям узнать о том, кто кем был в прошлой жизни, осведомиться о дате собственной смерти, измерить уровень интеллекта, обзавестись свободно распространяемым мессенджером Jimm и определить местоположение абонентов сотовых сетей. Контент-провайдеры хотя бы на словах, но начали активную борьбу с преступающими закон ресурсами. Осталось только дождаться внедрения сотовыми операторами прозрачного механизма проведения SMS-платежей, наподобие того, что предлагает Сергей Голубицкий, и тогда мошенники, облапошивающие мобильную аудиторию, исчезнут сами собой. Другой вопрос - захотят ли операторы обезглавливать курицу, несущую золотые яйца?