Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Waze: UGC-навигация своими руками

АрхивСтатьи
автор : Игорь Терехов   26.11.2009

В Россию пришёл Waze. Это одновременно и навигационный сервис и социальная сеть для автолюбителей. И самое интересное в нём то, что поставщиками карт здесь являются сами пользователи.

Трудно в двух словах описать, что это такое Waze. С одной стороны, эта штука предназначается для автолюбителей и формально представляет собой программу для навигации. Однако она не имеет ничего общего с такими монстрами как TomTom или Garmin. С другой стороны, Waze - это ещё и социальная сеть для водителей со всей вытекающей из этого атрибутикой. А ещё Waze совершенно бесплатна. Звучит весьма заманчиво, не так ли?

Waze - это продукт разработчиков из Израиля. У себя на Родине он стал невероятно популярным и теперь начал завоевывать другие территории, в число которых неожиданно попала Россия. Успех Waze кроется в нестандартном подходе к идее получения картографической информации. Разработчик не покупает её у Tele Atlas или NAVTEQ, а полностью полагается на пользователей. Карты Waze - это UGС-карты.

Работает технология довольно просто. Пользователь устанавливает программу на свой смартфон или КПК с GPS-модулем, садится в машину и включает трекинг. Дальнейшее передвижение на машине напоминает игру в Pacman - если машина двигается дороге, которой нет в базе Waze, то она на экране поедает точки и отрисовывает новое направление. Траектория затем будет передана в базу данных и если по ней проедет хотя бы ещё один автомобиль, то она будет официально признана дорогой и соответствующим образом отобразится на карте. Дальнейшие манипуляции с картой - правильное именование улиц, исправление недочетов трекинга - также на совести пользователей-добровольцев.

 

Вышеприведенная аналогия с Pacman здесь не случайна. В новой версии программы, вышедшей буквально на днях, появилось ещё больше игровых элементов, которые должны побуждать водителей почаще ею пользоваться. Теперь, передвигаясь по карте можно собирать бонусы: вишенки, молоточки и маленькие подарки. Причём наиболее ценные их них будут расположены в плохо исследованных пользователями участках карты, вынуждая “съездить на разведку”.

Здесь нужно задать логичный вопрос: а где, собственно, тут навигация? Пока это похоже на какую-то странную игру, подразумевающую, что водители сами знают, как и куда ехать. Ответ прост: возможность пользоваться turn-by-turn навигацией возникает тогда, когда картографическое покрытие становится достаточным для этого. Например, Израиль уже покрыт на 91% и это произошло меньше, чем за один год.

Как и любой уважающий себя навигатор, Waze умеет по-разному прокладывать маршруты, учитывая последнюю информацию о пробках, сохранять часто используемые маршруты, показывать всю необходимую информацию во время движения (расстояние до поворота, направление и т.п.), переключаться между дневным и ночными режимами.

 

В чём же тогда преимущество подобного подхода к созданию карт, если можно потратиться на нормальный навигатор уже с готовыми картами внутри? Теоретически, Waze позволяет получать более точные и актуальные карты, поскольку они обновляются непрерывно. Эти карты “социальны”, то есть на них можно наносить метки, предупреждающие, например, о дорожных работах, о сломавшихся машинах, об авариях, и они будут в реальном времени появляться на экранах смартфонов всех пользователей Waze в округе. Есть даже некая интеграция с Twitter. Плюс, программа сигнализирует о местах затруднений и пробках, отслеживая скорость движения “Waze-автомобилей”. По такому принципу, к слову, работают и "Яндекс.Пробки".

Второе преимущество Waze перед обычными навигаторами - это, конечно, цена. Программа бесплатна - потому что разработчикам не нужно приобретать лицензии на использование карт сторонних поставщиков.

Однако эта красивая теория обязательно будет биться лбом о суровую жизнь. Сколько времени пройдёт до того, как Waze сможет заменить настоящий GPS-навигатор хотя бы в крупных городах США или России, сказать очень трудно. Принимая во внимание успех сайтов, на которых контент создают сами пользователи, а также опыт Израиля, можно предположить задумка не столь уж безнадёжна. Но для успеха нужно нечто большее, чем просто желание одних людей помогать другим.

В США эту проблему компания пытается решить стимулирующими акциями. С 25 ноября по 9 декабря водители, набравшие максимальное количество бонусов (собравших, короче, побольше молоточков и вишенок) получают подарочные карты Amazon номиналом $500, $300 и $200. Учитывая, что на носу рождественские праздники - это должно сработать. Но про Россию в этом деле опять забыли.

Зато не забыли выпустить версии программы подо все актуальные мобильные платформы. Waze для iPhone и Android доступна в iTunes Store и Android Market Place соответственно, а с официального сайта можно скачать версии под Symbian и Windows Mobile. Не хватает, пожалуй, только BlackBerry.

Я знаю, что среди читателей "Компьютерры-Онлайн" довольно много автолюбителей. Может быть все вместе мы сделаем Waze пригодным для навигации по России? В конце концов, это кажется просто интересной игрой, заставляющей ностальгировать по временам Pacman.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2020
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.