Xerox: бумажная работа
АрхивСтатьиНа проходящей сейчас выставке "Полиграфинтер" компания Xerox показала много интересного, например, мини-типографию для персональной печати. Александр Милицкий ознакомился с новинками и ни на минуту не пожалел о потраченном времени.
От приглашения компании Xerox посетить их стенд на проходящей сейчас выставке "Полиграфинтер" я не смог, – очень уж хотелось посмотреть в действии на их систему print-on-demand. Забегая вперед, должен сказать, что ни на минуту не пожалел о потраченном времени, потому что увидел и узнал много интересного. Но – обо всём по порядку.
Типография, печатающая книги "по требованию", выглядит довольно неброско, – ряд из нескольких серых шкафов высотой примерно с большую стиральную машину, способных уместиться в большой комнате. На выходе из этой штуки и получаются готовые книги, – сброшюрованные, переплетённые и обрезанные. Обычная, вроде бы, мини-типография. Но фишка заключается в том, что эта система предназначена для индивидуальной печати.
На сенсорном дисплее – изображение книжной полки с корешками, пестрящими заглавиями. Прикосновением пальца можно "достать книгу с полки", рассмотреть обложку, "полистать" её, ознакомившись с содержанием. Конечно же, анимация перелистываемых страниц – это из разряда красивостей, – но выглядело это стильно. И, если книга заинтересовала, – отправить её на печать, – свой личный, персональный экземпляр. (На стенде требовалось поднести беджик к считывающему устройству, – и на форзаце отпечатанного экземпляра отпечатывалось имя заказчика.) С момента заказа до получения готовой книжки проходит около пяти минут, причём состояние заказа можно отследить на большом мониторе. Разумеется, вся система заказа связана с биллинговой системой, позволяющей рассчитываться с правообладателями за тираж, получившийся в результате.
Xerox Nuvera 144
Всё это выглядело бы как дорогая, но красивая игрушка, если бы не одно обстоятельство: по словам сотрудников компании, техническая себестоимость одного экземпляра (т.е. себестоимость бумаги, расходных материалов, амортизация оборудования, – но без учёта авторских отчислений) составляет около пятидесяти рублей. Иначе говоря, эта "игрушка" может оказаться вполне экономически состоятельной в наших реалиях. Представьте себе большой книжный магазин вроде "Дома книги" на Новом Арбате, – без проблем с логистикой, без складов продукции, без нераспроданных неликвидов. При розничной цене экземпляра от 100 до (в случае дорогой специальной литературы) 600 рублей – подобный бизнес может оказаться вполне прибыльным. На стенде были представлены десятка четыре книг от "Альпины Паблишерс", "Стихов.Ру" и "Прозы.Ру" (я не удержался от соблазна распечатать себе именную книжку), – но ничто не мешает сделать каталог более объёмным, на сотни и тысячи наименований.
Темой персонального книгоиздания, впрочем, экспозиция Xerox не исчерпывалась. Как выяснилось, компания, издавна известная своими лазерными технологиями, не так давно взялась и за струйную печать, но печать необычную, – так называемыми твёрдыми чернилами (solid ink). Дело в том, что улучшить достигнутое к сегодняшнему дню качество традиционной струйной печати уже почти невозможно, – этому мешает сама физика процесса. Чтобы повысить разрешение отпечатков, – капли красителя должны иметь как можно меньший размер. Чтобы микроскопические капли без проблем проходили через капилляры головки принтера, – чернила должны иметь как можно более жидкую, легко текучую консистенцию. Однако чем более жидкую консистенцию имеют чернила, – тем легче эта жидкость при соприкосновении с бумагой расползается по волокнам, как чернильное пятно по промокашке. С этим, разумеется, борются, – главным образом, используя специальные сорта бумаги с особым покрытием, – но предел, похоже, уже достигнут.
Разработчики Xerox создали чернила из полимерного материала, твердого при нормальной температуре. Картриджи таких чернил напоминают цветные бруски из цветного мелка для рисования, – и если таким бруском, хорошенько надавив, провести по бумаге, останется след, как от мелка. В печатающем устройстве полимер разогревается до температуры 106°С и переходит в жидкое состояние. Далее идет печать, – форсунка печатающей головки выпускает до 40 миллионов микроскопических капель в секунду. При соприкосновении же с более холодной бумагой капли полимера мгновенно снова застывают, не успевая растечься по капиллярам бумажных волокон и обеспечивая, в результате, высокое качество изображения. Отпечаток получается чуть рельефным на ощупь, как банкнота с высокой степенью защиты.
На стенде Xerox демонстрировался аппарат ‘ColorQube’, предназначенный для крупных организаций и работающий по технологии "твёрдых чернил". По словам сотрудников компании, при производительности 85 полноцветных страниц в минуту он обеспечивает себестоимость одного цветного отпечатка примерно на том же уровне, что и себестоимость чёрно-белой страницы при печати на других системах.
Xerox ColorQube 9200 в разрезе
Ещё одно направление, которым плотно занимается Xerox, – это персональные маркетинговые коммуникации. На стенде демонстрируется технологическая линия, которая берёт из базы информацию о клиентах, печатает красочные рекламные листовки с учётом персональных предпочтений и раскладывает их по конвертам, – причём адрес в прозрачном окошке может выглядеть как, например, тисненый по коже на джинсовом лейбле. Разумеется, стоимость экземпляра оказывается сопоставимой с расходами на обычную массовую печать, – иначе бы не имело особого смысла всё это делать. Другой впечатляющий пример продукта – персонализированный фотокалендарь, где имя клиента встроено в окружающий пейзаж в виде вывесок, названий улиц и других элементов, выглядящих "как родные". Сюда же можно отнести и цифровую печать фотоальбомов "нового поколения", – когда из подборки фотографий с диска или флэшки получается вполне такой полиграфический продукт в виде, например, свадебного фотоальбома. Разнообразные центры цифровой печати и минилабы, вероятно, такими возможностями заинтересуются.
Кстати, о минилабах, – Xerox заинтересован в том, чтобы развивался бизнес предприятий, использующих её оборудование. В связи с этим в компании действует программа поддержки и развития соответствующего бизнеса. Людям, подумывающим об открытии, например, собственного салона цифровой фотопечати, предлагается набор необходимых методических материалов, – таких, как пошаговое руководство по составлению маркетингового плана. Необходимо подчеркнуть, что в данном случае речь не идёт о переводных пособиях, заточенных под иноземные реалии, – все материалы создавались специально для России.
Мне удалось пообщаться с Иваном Ивановым, который в компании Xerox отвечает за направление бумаги на всей территории России. Мне было интересно само это направление, – ведь Xerox у всех нас прочно ассоциируется с копировальной техникой, а "бумажная" сторона, как правило, остаётся за кадром.
Как рассказал Иванов, существует исторический анекдот времен начала деятельности компании. Когда начали выпускаться первые копиры, они позиционировались как устройства для печати на гладкой белой бумаге. Органы, занимающиеся в США защитой прав потребителей, заинтересовались этим ограничением, и отправили в компанию письмо с запросом о его причинах. Тогда поступившее письмо скопировали на мятую оберточную бумагу и отослали обратно. Больше у надзорных органов вопросов относительно этого ограничения не возникало.
Если же говорить серьёзно, компания стала заниматься бумагой буквально с самого начала. Это и неудивительно: ведь с бумагой неизвестного происхождения можно получить заранее непредсказуемый результат (причем не только с точки зрения качества отпечатка, – она может, например, порваться внутри аппарата, смяться и забить лоток подачи и т.п.). Чтобы оградить компанию от возможных претензий в таких случаях необходимо оговорить в правилах пользования, какой именно бумагой компания разрешает пользоваться.
У Xerox нет собственных бумажных производств, – бумага под торговой маркой компании производится на основе франшизы заводами в разных странах мира. Есть такие производства и в России, – в частности, в Сыктывкаре. Чтобы бумага могла выпускаться под торговой маркой компании, она должна пройти испытания на соответствие целому ряду требований – механических, прочностных и т.п. Существуют также виды бумаги и другие материалы для специальных применений. Например, для печати чертежей и географических карт, где требуется точное соблюдение масштаба, бумага при соприкосновении с барабаном должна обладать термической усадкой, не превышающей 0.2%. Для печати карт предназначены и другие интересные материалы, – в частности, специальная бумага, которая не промокает, и которую практически невозможно порвать даже специально, – что довольно практично в полевых условиях (ходит слух, что она была разработана по заказу Пентагона). К специальным материалам относятся также прозрачные плёнки для проекторов, бумага для печати наклеек, магнитная бумага, бумага с особыми электростатическими характеристиками (прилипает к предметам за счет электризации, без всякого клеевого или магнитного слоя) и так далее.
В настоящее время, по словам Иванова, лаборатория Xerox в Пало-Альто ведёт разработку самостирающейся бумаги, на которой отпечатанное изображение само пропадает через несколько часов. Дело в том, что, согласно исследованиям корпорации, большинство документов, распечатываемых в офисах, предназначены для единственного прочтения, после чего отправляется в шредер. Предполагается, что такую самостирающуюся бумагу можно будет использовать для печати до пятидесяти раз, – что обеспечит весьма существенную экономию расходных материалов.