Книжная лавка Google
АрхивСтатьиВ первой половине 2010 года стартует новый сервис Google Edition. На момент открытия он будет предлагать пользователям около 600 тысяч книг, что в два раза больше нынешнего объёма магазина Amazon Kindle.
В середине января 2008 года в интервью газете The New York Times Стив Джобс высказал сомнение в отношении рыночного успеха Amazon Kindle, мотивировав это тем, что жители США “перестали читать”. По его словам около 40 процентов американцев за год прочли не более одной книги. С того интервью прошло почти два года и, похоже, Джобс в чём-то ошибался. Конечно, продажи Kindle не выросли до небес (Amazon до сих пор скрывает точные цифры, но ориентироваться можно на число в 1 млн. проданных устройств), но интерес к книгам у людей снова начал возрождаться. И дело тут не в воспитательных или рекламных мерах (хотя, конечно, Джон Стюард и Опра Уинфри делают своё дело), а именно в распространении “читалок” на электронных чернилах. По статистике Forrester в США в 2008 году было продано электронных книг на $113 млн. – это всего 2% от общего книжного рынка, но это также рост на 68% по сравнению с 2007 годом. Я скажу больше: для многих американцев слова “книга” и “Kindle” уже значат примерно одно и тоже. Ещё бы, в магазине Amazon Kindle более 330 тысяч изданий, у ближайшего конкурента - Sony Store - около 100 тысяч. Такая доступность книг, а также удобный формат их представления не могли не сказаться на росте продаж.
На волне всеобщей заинтересованности в цифровых книгах на рынок один за другим стали выходить новые модели ридеров. В США к Kindle и Sony Reader на прошлой неделе присоединился Nook от известного магазина Barnes&Noble. Плюс к ним - бесчисленное количество китайских устройств под малознакомыми марками то появляющиеся, то исчезающие из продажи. Ну а теперь книжным бизнесом занялась ещё и компания Google.
Для Google это не совсем дебют - у неё уже давно имеется сервис под названием Books. Но до последнего момента у него было только две задачи: сканировать книги и вести разборки с правообладателями, которых раздражал сам факт сканирования. Отсканированные книги становились доступными для поиска, но скачать их целиком можно было только случае, если они не защищены авторскими правами. Текст защищённых книг Google целиком не показывал, а предлагал взамен список магазинов, где их можно купить. Несмотря на очевидную аккуратность Google в вопросах авторского права, дальнейшее развитие сервиса сдерживалось Гильдией авторов, Ассоциацией издателей Америки и группой независимых авторов и издателей. Судебная тяжба между ними и Google длилась около трёх лет и наконец разрешилась. Разрешилась позитивно для обеих сторон. Google, например, немедленно анонсировал новый книжный сервис - Google Editions.
Но прежде - пара слов про Books. Самое главное изменение, которое с ним произойдет, связано с книгами, которые уже давно вышли из печати, но всё ещё защищены авторским правом. Обычно за такой литературой приходится идти в библиотеку или букинистический магазин, теперь же достаточно будет зайти в Google и купить книгу купить в отсканированном виде. Это по мнению компании “станет колоссальным толчком для издательского бизнеса: авторы и издатели смогут получать деньги за книги, которые, как они думали, навсегда покинули рынок”.
Но на этом Google не остановился. На прошедшем в этом месяце книжной ярмарке во Франкфурте стали известны подробности сервиса Google Editions. Он будет представлять собой магазин по продаже электронных книг, но в отличие от других магазинов, в частности - Amazon, купленную книгу можно будет читать на любом устройстве, имеющем браузер. При этом нет необходимости всё время находиться в Интернете: единожды загруженная книга будет доступна и в оффлайне. Здесь, скорее всего, будет применяться Google Gears - специальный плагин для браузеров, который позволяет им работать с локальным кэшем страниц, периодически синхронизируя его с источником в онлайне. Плагин написан для всех популярных версий браузеров, включая Opera Mobile и Internet Explorer Mobile.
Google Editions будет работать по трём бизнес-моделям. Первая заключается в продаже электронных книг из архива Google Books, вторая - в продаже через партнёрский магазин, третья - в перенаправлении пользователя на сайт издателя. В первом случае доход будет делиться в отношении 63/37 в пользу издателя, во втором - 45/55, причём 45 процентов отойдут издателю, а оставшиеся деньги Google и ритейловый магазин поделят поровну. По поводу монетизации третьей модели пока ничего неизвестно. Также Google отмечает, что пропорции выплат к запуску сервиса могут измениться.
Google Edition стартует в первой половине 2010 года. На момент открытия он будет предлагать около 400-600 тысяч книг, что в два раза больше нынешнего объёма магазина Amazon Kindle. В общей сложности Google заключила партнёрские соглашения с 30 тысячами издателей в США и 9 тысячами в Европе. Как нам прокомментировали в Google Russia, русскоязычные издания также станут частью этой большой программы, однако больше подробностей пока нет. Оплачивать книги можно будет через не очень популярный, но весьма удобный сервис Google Checkout.
Естественно, мы не могли не обратиться к “младшему брату” Google - компании "Яндекс" - с вопросом о том планирует ли она открывать сервис наподобие Editions. Сейчас Яндекс.Книги примерно повторяет функционал Google Book: индексирует тексты книг (не сканируя, а добывая имеющиеся в Интернете) и даёт ссылки на источники или на интернет-магазины. Но ожидать появления аналога Editions не стоит. Как сказал Сергей Будров, руководитель сервиса Яндекс.Книги: “Становиться интернет-магазином, то есть хранить у себя и продавать электронные книги, мы пока не планируем. Задача "Яндекса" - отвечать на вопросы пользователей, и мы делаем в первую очередь справочно-информационные сервисы”.