Google, reCAPTCHA и FastFlip
АрхивСтатьиПрошедшая неделя ознаменовалась сразу двумя интересными новостями от Google. Компания приобрела «рекапчу» и показала свою очередную «лабораторную работу» - сервис FastFlip для быстрого чтения новостей.
На прошедшей неделе компания Google порадовала сразу двумя отличными новостями: выходом нового проекта FastFlip и покупкой небольшой компании reCAPTCHA, выросшей из исследовательского проекта университета Карнеги-Меллон. И если с первым событием все понятно, то второе заслуживает чуть большего внимания, чем ему уделяют российские околокомпьютерные СМИ.
Для начала нужно сказать, что основным и единственным продуктом компании reCAPTCHA является та самая CAPTCHA или по-русски “капча”, которую заставляют вводить пользователей на самых разных сайтах, включая сервисы Google. При этом не нужно путать "настоящую капчу" с многочисленными аналогами, смысл которых сводится к расшифровке тупого набора нечитаемых символов:
Простая капча
Капча от reCAPTCHA
Как видите, в случае с продуктом reCAPTCHA на расшифровку пользователю отдаются целые английские слова. И это не простая прихоть разработчиков: слова в капче - есть нераспознанные в автоматическом режиме фрагменты бумажных книг и журналов. Другими словами, каждый раз, когда пользователь вводит капчу, он, сам того не ведая, помогает великому делу оцифровки библиотечных архивов. Не без помощи reCAPTCHA был, например, полностью оцифрован 150-летний архив газеты New York Times.
Теперь становится ясно почему Google была заинтересована в приобретении reCAPTCHA. Они планируют использовать её, по меньшей мере, в двух своих проектах: Google Books и Google News Archive Search. Ну и конечно же капча от reCAPTCHA будет продолжать стоять на страже остальных сервисов Google и ещё более ста тысяч самых разнообразных сайтов в Интернете, защищая их от наплыва ботов.
В этом месте, конечно, нельзя не отметить, что защита reCAPTCHA хоть и хороша, но не является абсолютной. До сих пор не забыт так называемый “the Marble cake incident”, когда группа хакеров из 4Chan, называющая себя Anonymous, хитрым образом обошла капчу и повлияла на ход голосования журнала Time. Тогда список их 100 самых влиятельных людей года был отсортирован так, что по первым буквам имён можно было прочитать не совсем культурное "Marble Cake Also the Game". Причем на первое место списка Time 100 попал основатель 4Chain Кристофер Пул (Christopher Poole) под ником moot. Подробности атаки, включая способы обхода капчи доступны здесь и здесь. Любопытно, что Time не стал отменять результаты голосования, признав, по сути, свое "техническое поражение". Возможно, под крылом Google капча научится противостоять таким атакам.
За какую сумму reCAPTCHA была отдана Google, неизвестно. Известно только, что обе стороны остались довольны сделкой. Основатель reCAPTCHA Луис фон Ан (Luis von Ahn) отметил в интервью The Associated Press, что с самого начала reCAPTCHA воспринималась многими как проект Google, и с этой точки зрения сделка выглядит вполне логичной.
Коснемся теперь другой новости от Google - проекта FastFlip, выпущенного в рамках Google Labs. Сервис представляет собой оригинального вида агрегатор новостей, изюминка которого в отображении не только текста новости, но и всей страницы, на котором она была размещена. В результате возникает некое подобие настоящей газеты, где каждая страница - это скриншот очередного сайта со свежей новостью по выбранной тематике или категории. Таким образом, пользователю, который хочет всегда быть в курсе происходящих событий, достаточно держать на экране только FastFlip, а не ходить по любимым новостным сайтам самостоятельно и не маяться с обычными RSS-агрегаторами. Понравившуюся новость можно немедленно отправить по почте, пометить как интересную или поместить ссылку на нее во Facebook, Twitter и в прочие сервисы, куда люди так любят помещать ссылки.
Как вы могли догадаться, прочитав это сумбурное объяснение, FastFlip - это один из тех сервисов, на который надо смотреть самому, а не читать его описание.
Поставщиками новостей для FastFlip выступают 39 изданий, среди которых BBC News, Business Week, New York Times, Esquire, Popular Mechanics, Newsweek, Washington Post, TechCrunch. Особое внимание также следует уделить CosmoGirl, и Cosmopolitan. По замыслу Google все эти издания будут получать доход от размещения на FastFlip за счёт переходов читателей по контекстной рекламе. Google также намерена проверить теорию о том, что возможность читать статьи быстрее приведет к тому, что пользователи станут читать больше и тем самым будут приносить больший доход изданиям.
О планах выхода FastFlip из "лаборатории" Google пока неизвестно, как неизвестно о возможности размещения там российских изданий. Но, учитывая, что где-то здесь могут лежать деньги (реклама на сайте крутится уже сейчас), можно ожидать релиза FastFlip как части Google News. Пожалуй, только это может спасти новый сервис от вечного пребывания в Labs, ведь известно, что лишь немногие проекты сумели выбраться из него живыми. Остаётся также надеяться, что в своей окончательной версии сервис будет лишён некоторых недостатков, например, принудительного обрезания текста статьи, если она слишком длинная.
FastFlip уже доступен в мобильной версии для Apple iPhone и Google Android. Правда, пользоваться им там практически невозможно: текст слишком мелкий, а попытка увеличить его с помощью специальной кнопки Zoom не приводит к ожидаемому всеми пользователями iPhone эффекту - текст не масштабируется по размеру экрана. Видимо это всё издержки «лабораторной работы».