Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Роуминг Интернета как кандидат на отстрел

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   28.07.2009

Небольшое логическое рассуждение плюс немного общения с операторами убедительно доказывают: высокие цены на роуминг данных ничем не обоснованы. Между тем операторы продолжают неприятно удивлять абонентов-отпускников...

Недавно писал статью про роуминг, но при этом не давала покоя мысль - да, в разнообразных рекламах то и дело обещают скидки на звонки (Лето же! Некоторые даже в отпуск ездят...), а Vodafone, так и больше всех - ещё и на SMS-ки и MMS-ки. Но почему никто, совсем никто ни в России, ни на западных рынках не обещает хоть сколь-нибудь льготный роуминг мобильного Интернета? По-моему, это как минимум от недооценённости важности данной услуги.

Казалось бы - сиди себе на пляже, да названивай родственникам, вызывая жгучую зависть. Ан нет, есть целая группа людей (правда, пока не столь многочисленная) с совершенно иной моделью использования сотовой связи. В руках - смартфон на одной из основных программных платформ, в счетах за связь - очень немного минут и сплошные мегабайты. На стационарном отдыхе у моря таким товарищам ещё сравнительно легко - в отелях как правило присутствует WiFi, да и вообще, телефон на пляже под палящим солнцем - лишнее.

Но это один тип отдыха, кверхопузный. А что, если самостоятельно, да по Европам? Да по кривым, узким, путанным улочкам старых городов? То и дело требуется выяснить, как пройти туда-то, где находится вот этот отель или во сколько отправляется первый автобус до аэропорта. Конечно, yazyk do Kiyeva dovediyot, но спрашивать у местных - по многим причинам не всегда лучший выход. А вот Google умный, он всё знает. Вот только спросить его стоит... В общем, дорого стоит. Недавно одна моя знакомая приобрела коммуникатор за 24 тысячи рублей, и очень ему радовалась. А потом в Швеции её коммуникатор несколько раз спросил сервер о предстоящих погодах, и это обошлось ей во вторые 24 тысячи рублей, и вот тут она расстроилась. А её дорогой любимый "оператор надежности" только руками развел - мол, выключать надо передачу данных в роуминге!


Некоторые пункты меню современных смартфонов могут оказаться критически важными

Покупка местной SIM-карты в данной ситуации спасает далеко не всегда - особенно когда предстоит поездка по нескольким странам. Впрочем, в Европе, как уже упоминалось, есть подвижки к лучшему - составлена "дорожная карта" снижения цен на передачу данных в роуминге. А в перспективе, когда смартфоны появятся не у 15, а у процентов 80 потребителей, цены упадут сами собой, под давлением "клиентской массы". В России же процесс наверняка будет проходить долго и трудно - как обычно. Не стоит забывать и традиционной российской забаве - внутрисетевом роуминге. В Москве, например, мой гигабайтный пакет действует вовсю, тогда как выезжая в Петербург, я снова начинаю платить по 7 рублей за мегабайт с привычным стокилобайтным интервалом. И это несмотря на то, что мой оператор недавно провел консолидацию и собрал все свои филиалы в единое акционерное общество. У другого же оператора доступ к BlackBerry Internet Services стоит 350 рублей и действует по всей России - значит, для оператора это не представляет особенных трудностей.

Тут стоит остановиться и задать себе очень простой, но очень важный вопрос: есть ли какая-либо реальная почва под запредельно высокими ценами на трафик в роуминге? Правильный ответ звучит так: её намного меньше, чем даже под высокими ценами на роуминг голосовых соединений. В роуминге данных всё зависит от воли принимающего оператора, ведь схема движения данных в этом случае мало чем отличается от WiFi - данные с абонентского терминала попадают в сеть принимающего оператора, а оттуда в Интернет. Отличие по сути только в способе аутентификации (через SIM-карту, а не паролем) и схеме взимания платы - взять деньги с "домашнего" оператора, чтобы тот взял деньги с пользователя, вместо прямого платежа. Я допускаю, что за эту невероятно сложную операцию можно взять сверху процентов 20, но в целом я не вижу повода относиться к абонентам-гостям сети сильно хуже, чем к собственным - кроме, конечно, такого серьёзного повода как тот факт, что этот самый "гость" никогда не станет твоим клиентом, и можно его расстраивать как угодно.

Но последнее правило работает далеко не всегда. Глобальные бренды никто не отменял. Vodafone, O2/Movistar, T-mobile, Orange - эти названия известны "от тайги до британских морей". И когда абонент британского Orange обнаруживает, что родной оператор расстроил его на пару сотен фунтов во время во всех остальных отношениях прекрасного отпуска на юге Франции, он начинает очень-очень сильно недоумевать - ну что стоило пустить его в Интернет, все свои же?! Vodafone на лето запустил программу "в роуминге по домашним ценам", однако она касается только голосовых звонков, SMS и MMS - ни слова про данные. В общем, чем больше стараешься въехать в тему, тем более стойким становится ощущение - операторы истошно ищут лазейки для сохранения высокой прибыли, и роуминг Интернета - одна из них. Одна надежда - Вивиан Рединг, еврофея сотовой связи, неплохо поднаторела в "щемлении" операторов и, кажется, успешно делится своими умениями с коллегами.


Вивиан Рединг: "Устрою-ка я вам всем 50 центов за мегабайт для начала, а там посмотрим..."

И все-таки червь сомнения точить не прекращал: может, я дурак, и чего-то не понимаю, или понимаю, но не так? Тогда я просто переспросил разных знакомых профессионалов из среды европейских и российских операторов и сервисных компаний: что ж вы, изверги, с нами, абонентами делаете? Российские операторы отказались это дело комментировать вовсе. Из Европы поступило несколько настойчивых просьб разместить комментарии исключительно в анонимном виде. Суть этих комментариев была похожей: "Да нет там никакой реальной составляющей, все зависит от принимающего оператора. Ему "понаехавшие" и их отношение к бренду чаще всего по барабану, а потому с ними можно творить всё, чего душа пожелает."

Официальные, неанонимные комментарии были куда мягче и как-то уводили в сторону от главной темы. Вот, например, Starhome - компания, занимающаяся разработкой и внедрением решений для роуминга на стороне операторов. Их комментарий был таков: "Цены на роуминг данных действительно высоки, и это сдерживает спрос на данную услугу. Мы не думаем, что директивы Еврокомиссии окажут влияние только на Европу - скорее, это только начало глобальных подвижек, также обусловленных растущим спросом. Мы же со своей стороны стараемся помочь операторам снизить издержки, а также выполнить положения директивы 544/2009, касающиеся своевременного и полного информирования абонентов об ожидающих тарифах. Наши новые решения также позволяют операторам более гибко подходить к тарификации передачи данных для "гостей сети."

Ну а нам пока что остается запасаться оффлайновыми картами, распечатками маршрутов и разговорниками местных языков, а также не забывать выключать передачу данных в роуминге вообще и совсем. Две цены за покупку смартфона - это слишком.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.