Архивы: по дате | по разделам | по авторам

AppStore: зёрна от плевел

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   23.07.2009

Некоторых разработчиков ПО под iPhone настолько утомило постоянное присутствие в топе откровенно дурацких приложений по копеечным ценам, что они предлагают произвести над самим AppStore интересную хирургическую операцию...

Говорить про AppStore, и вообще бизнес мобильного софта с интервалом в неделю - это, может быть, и неприлично, но так уж поворачиваются события, что приходится. Бизнес этот становится в последнее время всё более интересным, новостей генерирует всё больше, но особенность его такова, что есть лидер, который всё придумывает - и есть остальные, которые за ним следуют.

Между тем, хотя AppStore и представляет собой довольно-таки устойчивую бизнес-конструкцию, приносящую планируемый доход, у него есть одна довольно заметная и довольно специфическая проблема репутационного свойства. В семье, как говорится, не без урода, а в AppStore - не без iFart. Вот только репутационная ли она? С одной стороны, да. В регулярных пикировках с поклонниками других платформ, на которых магазины приложений ещё не разогнались до таких скоростей, чтобы наполниться программулинами всякого сорта, то и дело попадается ехидное - "да этот ваш яЛабаз - просто помойная яма с кнопками газоиспускания!" (текст немного изменен - прим. авт.) Или в твиттере TheiPhoneBlog: "WMExperts, ещё одно упоминание Fart Apps, и я вас отфренжу!" В общем, некая красная тряпка, которая в сочетании с декларациями о строгом подходе к фильтрации контента в AppStore порождает достаточно странный образ компании, с чего-то решившей, что (простите за прямоту) сиськи - это плохо, а вот газоиспускание - в самый раз. Ну или, по крайней мере, ничего страшного.


Не все приложения в AppStore одинаково полезны, даже если они в топе...

Но репутационно-пиарная часть - это только одна сторона вопроса. Вторая - юзабилити, в широком смысле этого слова. Ведь Fart Apps - это только некоторая часть явления, а вообще же всем понятно - не все из 56 тысяч приложений для iPhone/iPod touch одинаково полезны. Скорее даже наоборот, среди них, увы, довольно много откровенного шлака. Удобство отбора тут затруднено, так как на каждый более-менее популярный запрос функции (а обычный пользователь ищет именно так) выпадает по пятьдесят-сто результатов, что в сочетании с отсутствием триал-версий как класса делает выбор не слишком простым. Опытные пользователи ищут конкретные приложения, похваленные в прессе или на сарафанном радио, а неопытные... Да им везде несладко приходится.

Есть ещё и третья часть проблемы, о которой я бы хотел поговорить поподробнее. Это бизнес вокруг AppStore. В начале его развития, в эпоху "фронтира", равноценный доступ для всех участников был безусловным благом - маленькие разработчики со свежими и годными идеями могли себе позволить заработать, быстро прославиться и развить таким образом бизнес. Но год в такой бешено развивающейся отрасли как мобильное ПО - это большой срок. И как поётся в известной песне моих любимых Dire Straits, "then came the lawyers, then came the rules". Точнее, им самое время прийти, а AppStore - самое время эволюционировать, чтобы решить две вышеописанные проблемы и ещё одну, куда более серьёзную. Я сейчас веду речь о проблеме средней стоимости приложения. До прихода AppStore в мире мобильного ПО цены в $20-25 считались нормальными, $40 - не слишком серьёзным отклонением от нормы, а про создателей игрушек по $10 все говорили, что они, гады, демпингуют. Как следует из приведённых в моей предыдущей статье на тему AppStore данных, сейчас средняя цена приложения составляет $3,34. В итоге пользователи привыкли к мимолётным развлечениям за доллар, приложения за $5 уже вызывают мучительные раздумья, а игрушка за $7 - нервное ворчание о зажравшихся шароварщиках.


Сходные тенденции есть и на других мобильных платформах - порой там, где их меньше всего ждёшь

В принципе, сама тенденция положительна - приятно получить что-то значительно дешевле или бесплатно. Но вот то же самое ли мы получаем? Да, в какой-то момент некий непризнанный (покамест) гений может выдать на-гора чудо-софтину за скромные деньги. Но вообще-то это просто инвестиция в признание, а потом ведь хочется кушать вкуснее и спать мягче, n’est ce pas? Есть ведь и другая категория - разработчики с гарантированным результатом. Это известные, опытные конторы со штатом хороших программистов, которые просто не очень хотят работать на рынке со средним чеком в три бакса, а потому лишают нас с вами многих полезных софтин, которые становится просто невыгодно выпускать. При этом аргумент о меньшем уровне пиратства принимается, но с оговорками - да, два-три бакса проще заплатить, чем потратить время на поиск и процедуру "лечения". Но это не отменяет "пиратства по принципиальным соображениям" - и да, в торрентах тыреные ipa-шки лежат большущей горкой.

Так что же делать, возвращаться ко временам $20? Ну уж нет! Некоторые девелоперы просто предлагают сделать два AppStore, чтобы в одном из них лежали bells and whistles (российский вариант как раз очень в тему - "свистелки и п....лки") по ценам $0-$5, а в другом были бы для большего удобства поиска сосредоточены "центровые ребята" со своей серьёзной продукцией - навигационным софтом, офисными пакетами, различными деловыми приложениями... И посетители этого "отдела универмага" будут привычны к несколько иному уровню цен - скажем, от десятки и дальше. Не то, чтобы эти приложения не будут стоить своих денег - ещё как будут! Просто их ценники перестанут вызывать нежелательную подсознательную реакцию, которую порой довольно трудно перебить разумными доводами.

Для более полного формирования картины я решил опросить работающих "под iPhone" шароварщиков, что они думают по этому поводу. Откликнулись, увы, немногие (тема отношений девелоперов с Apple довольно скользкая), но кое-что набрать удалось. Например, согласился прокомментировать ситуацию владелец достаточно известной международной конторы по написанию мобильного софта - правда, на условиях анонимности. Его реакция была интересной.

Я думаю, указанная мера может помочь, но есть и другой, более простой способ. Достаточно отсортировать программы в категориях не по количеству продаж как сейчас, а по принесённому доходу, как это делается на Handango - это автоматически поднимет более качественные приложения и создаст мотивацию для программистов делать больше хороших приложений за адекватную цену, а не сотни мелочей по доллару за горсть. Причем необязательно "адекватная цена" - это как на WM. Возможно, она будет и другой, просто если сортировать по количеству скачиваний, а не принесённому программой доходу, то создается неправильный стимул. Я считаю, что принесённый доход - это "честная" мера качества приложения.

Мнение интересное, хотя и спорное - у меня есть подозрение, что некоторые Fart Apps могут приносить своим создателям ой как много денег, и таким образом снова пробиться в топ... Но вот другой комментарий. Этот человек не скрывается, он известен своим бунтарским имиджем и непростыми отношениями с Apple - и тем не менее он пользуется их продуктами и продолжает участвовать в создании приложений для них.

Комментирует директор по продуктам RipDev Александр Пацай:

Идея-то сама по себе хороша, но дьявол, как известно, кроется в деталях. AppStore, на мой взгляд, на данный момент представляет собой хорошую идею, доведённую до абсурда. Поэтому у меня как у девелопера возникает много вопросов: как будет контролироваться разделение между обычным Store и Pro? По цене? По количеству продаж? По количеству продуктов у разработчика? По известности его имени? К тому же возникает ряд законных вопросов об ожидающихся преимуществах для Pro-девелоперов: а сроки утверждения будут короче? А геморроя будет меньше? А стоить аккаунт будет дороже?

Основная проблема с контентом AppStore, как мне кажется, сейчас в том, что как только кто-то выпускает хорошее платное приложение, кто-то другой тут же выпускает его бесплатный аналог, вкручивает туда рекламу, и, возможно, получает даже больше денег, чем создатель оригинала. И вся эта race to the bottom с ценой 99 центов совершенно не стимулирует разработчиков вкладывать серьёзные усилия в разработку. В таком AppStore Pro бы поднял стоимость аккаунта до 500 долларов, сделал бы сроки утверждения приложения не больше 48 часов и цену продукта от $9.99. Тогда бы там, возможно, собрались нормальные приложения.

Впрочем, пока все эти рассуждения носят умозрительный характер - Apple не выдает свои истинные намерения ни полунамеком. Однако факт остается фактом - проблема некоторых "перекосов" в AppStore существует. Её, кстати, отлично иллюстрирует вот этот найденный на YouTube ролик.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.