SlotMusic и прочие музыкальные флэшки
АрхивСтатьиВ 2008-м компания SanDisk, один из лидеров рынка флэш-памяти, анонсировала "революционный" носитель для цифровой музыки – slotMusic. Удалось ли ему добиться успеха? Смогут ли флэш-карты стать полноценной заменой CD и DVD-дискам?
В сентябре 2008 года компания SanDisk, являющаяся одним из лидеров рынка флэш-памяти, анонсировала "революционный" носитель для цифровой музыки – slotMusic. По сути, это обычная одногигабайтная карта памяти формата microSD, на которую предполагалось записывать треки западных исполнителей без DRM-защиты, а также посвященный им мультимедийный контент (фотографии, клипы и так далее).
Этот анонс наделал немало шуму как на иностранных, так и на российских сетевых форумах. Кто-то находил идею великолепной и изъявлял желание покупать карты slotMusic "здесь и сейчас" (забывая при этом, что распространять их поначалу планировалось только в США), а некоторые называли новый носитель утопией, которая не сможет успешно противостоять не то что музыкальным онлайн-магазинам, но и даже умирающему компакт-диску. Что удалось сделать компании Sandisk за десять прошедших месяцев вместе с лейблами-партнерами – EMI Music, Sony BMG, Warner Music Group и Universal Music Group?
В октябре прошлого года SanDisk опубликовала список звёзд, чьи творения будут продаваться на новых носителях в сетях магазинов Best Buy и Walmart. Всего речь шла о 35 исполнителях, среди которых упоминались Coldplay, Katy Perry, Rihanna, ABBA и Elvis Presley. Бравый пресс-релиз обещал, что в вскоре на картах slotMusic можно будет покупать и альбомы других музыкантов, причем в 2009 году они станут доступны в Европе. Однако пока единственным рынком сбыта этих карточек остаются Штаты.
Упаковка карт slotMusic
Об успехах носителя, а также о ходе его "войны" с Интернетом и CD, можно судить ещё по нескольким показателям. Сегодня в официальном онлайн-магазине SanDisk можно заказать карты slotMusic с альбомами 41 артиста; за прошедшее время некоторые исполнители – к примеру, Amy Winehouse и Nickelback – из списка исчезли, сменившись десятком новых групп, певиц и певцов. На сайте Walmart предлагаются всего 18 "карточных" альбомов – и это при том, что перечень доступных CD-альбомов включает более 6 тысяч позиций! Кстати, официальная стоимость карты SlotMusic составляет $14.99, а Walmart предлагает их в Сети за $13.88.
В общем, инициатива SanDisk является если и не провальной, то очень медленно развивающейся. Конечно, можно предположить, что в обозримом будущем slotMusic всё же удастся набрать обороты, но лучше будем реалистами: в тех же США, да с их iTunes Music Store, да с их проникновением Интернета, особых перспектив у носителя нет.
С другой стороны, хоронить его пока тоже не стоит: когда (и если) лейблы решат продвигать легальную музыку на рынках развивающихся стран, он вполне может превратиться в козырь – в том случае, если стоимость пустых флэшек и карт slotMusic не будет сильно различаться, а стандартный объём последних вырастет раза в два.
Sansa slotMusic
Плеер Sansa SlotRadio также лишен своей памяти – её заменяет комплектная карточка с тысячей лучших треков чарта Billboard, защищенных с помощью технологии DRM. Впрочем, никто не мешает вставить в этот проигрыватель обычную флэшку формата microSD или, естественно, slotMusic.
Sansa slotRadio
Единичные попытки продавать карты памяти с музыкой предпринимались и до появления SlotMusic, однако в этих случаях речь шла, как правило, об ограниченных или подарочных сериях. Например, в 2006 году компания Sony выпустила флэшку Memory Stick Micro (M2) Exclusive P!nk ёмкостью 512 мегабайт, содержавшую несколько песен, клип и интервью певицы Pink. Ещё на заре эры флэш-памяти один из альбомов Робби Вильямса распространялся не только на кассетах и дисках, но и на SD-картах. Российская звезда Дима Билан и руководитель студии CD Land Юрий Цейтлин в своем недавнем интервью объявили, что впервые в истории крупных отечественных лейблов начнут продавать новый альбом г-на Билана на карточках SD.
Memory Stick Micro Exclusive P!nk
Однако наиболее интересную идею буквально вчера предложила корпорация Walt Disney Pictures: она собирается продавать карты microSD с видеоконтентом в комплекте с DVD-дисками, содержащими аналогичные фильмы и мультипликационные картины. Пока такие наборы можно купить только на японском рынке, однако в будущем, возможно, их станут поставлять и в другие страны. Стоимость комплекта примерно на 20% выше, чем простого диска. Таким образом, покупатели получат возможность смотреть видеоконтент на различных устройствах и дома, и на работе, и даже в машине – ведь количество GPS-навигаторов со слотами для флэшек и качественными дисплеями постоянно растёт.
Стоит отметить, что карта с музыкой и набор из карты с видео и DVD-диска – совсем не одно и то же: если slotMusic, по сути своей, оказался смелым, но не оправдавшим себя экспериментом, то перспективы продаж "японских" комплектов Walt Disney Pictures, а также аналогичных наборов от других компаний, могут оказаться несколько более радужными. Почему? Пользователи привыкли к CD и DVD-дискам, которые пусть и теряют популярность, но пока ещё неплохо продаются (во всяком случае, лучше, чем музыка и видео в интернет-магазинах); между тем многие люди уже знакомы с преимуществами карт памяти, но ещё не готовы покупать контент на подобных носителях. Что следует сделать? Должным образом их подготовить, предлагая сразу два варианта – и оптический, и "карточный" – за символическую переплату. В этом случае через несколько лет флэшки могут стать полноценной и общепризнанной заменой дискам – как в теории, так и на практике. Тогда, глядишь, и наступит звездный час slotMusic…