Футурология компьютерного века
АрхивСтатьиКуда идёт ИТ-индустрия? Какие проблемы встанут перед ней через 5-10 лет? Что делать с информационным взрывом? Предлагаем вашему вниманию несколько любопытных прогнозов.
В мире информационных технологий часто можно услышать прогнозы на будущее, как отдалённое, так и относительно близкое. Но чаще всего их озвучивают представители какой-либо корпорации – Microsoft или, скажем, Intel – и касаются они, в основном, направлений бизнеса этой корпорации. А вот чтобы представители нескольких компаний, относящихся к различным сегментам ИТ-рынка, собрались вместе и поделились мыслями о грядущем – такое бывает довольно редко. Куда идёт индустрия? Какие проблемы встанут перед ней через 5-10 лет? Что делать с информационным взрывом, последствия которого мы уже начинаем чувствовать? Эти и другие вопросы были подняты на первом заседании Клуба по инновациям, в котором приняли участие представители зарубежных и российских ИТ-компаний. Думаю, с некоторыми из озвученных прогнозов читателям будет интересно ознакомиться.
Глава российского представительства корпорации Adobe Павел Черкашин напомнил, что все мы живём в эпоху информационного взрыва, причём сила этого взрыва увеличивается в геометрической прогрессии. Так, поисковик Google обрабатывает сегодня 31 миллиард запросов в месяц, в то время как в 2004 году он обрабатывал всего 3 миллиарда. "Кому задавались все эти вопросы тогда, когда Google ещё не существовал?", – вопрошает Павел. В современном английском языке сегодня насчитывается 540000 слов – это в пять раз больше, чем во времена Шекспира. На человека ежедневно обрушивается целый поток информации. К примеру, прочитав недельную подшивку выпусков газеты New York Times, наш современник получает столько же информации, сколько получал его предок из 18 века в течение всей своей жизни. Количество информации растёт не по дням, а по часам. В 2009 году в мире будет создано 4 экзабайта информации, это больше, чем за 5000 предыдущих лет, причём каждые 72 часа объём информации будет удваиваться! Растут и аппаратные мощности, однако, как заметил Павел Черкашин, компьютер ещё неспособен полностью заменить человека даже не самой высокоинтеллектуальной специальности. Так, чтобы полностью автоматизировать труд секретарши, которая, как известно, имеется у любого мало-мальски значимого руководителя, понадобится внедрить автоматизированную систему, совокупная стоимость которой составляет 50 миллионов долларов. Как вы понимаете, на эти деньги можно нанять целую дивизию секретарей. Тем не менее, нынешние темпы развития суперкомпьютеров свидетельствуют о том, что 2013 году будет построена машина, превышающая по своим вычислительным способностям человеческий мозг, а в 2049 году возможности обычного ПК стоимостью в 1000 долларов превысят вычислительный потенциал всей человеческой расы.
К чему же приведёт бурное развитие информационных технологий уже в ближайшем будущем? Павел Черкашин считает, что такие понятия, как "частная жизнь" и "средства массовой информации" существенно изменятся. Оно и понятно – уже сегодня огромный потенциал личной информации о человеке, его характере и предпочтениях, очевиден государству и крупным корпорациям. Постоянно разрабатываются и осваиваются новые методы целевой рекламы и новые стандарты обслуживания. Что касается СМИ вообще и телевидения в частности, то здесь широкое вещание, нацеленное на массы, постепенно уступит место узкому вещанию, адресному. Возможно, в будущем каждый зритель будет видеть по телевидению ту рекламу, которая имеет отношение непосредственно к нему. Примерно то же самое мы наблюдаем на примере контекстной рекламы в сервисах электронной почты уже сейчас.
Директор департамента продуктов для ввода данных компании ABBYY Арам Пахчанян обратил внимание на две проблемы, с которыми могут столкнуться создатели искусственного интеллекта. Первая – это сложности, связанные с необходимостью правильно понять мысль человека, а вторая – ответственность за решения, принятые искусственным интеллектом. В самом деле – понимать и распознавать тексты компьютер уже научился, однако до адекватного восприятия того, что может сказать живой человек, ему ещё очень и очень далеко. Речь человека не состоит из одних только слов. Она включает в себя мимику, жесты, интонацию и многие другие важные составляющие. Кроме того, в устной речи возможны нарушения грамматической структуры, к тому же добрая половина звуков редуцирована, что несколько затрудняет их однозначное отнесение к той или иной фонеме. Фактически, люди понимают друг друга в немалой степени благодаря тому, что осознают контекст, в котором проходит беседа, и, кроме того, у них за плечами соответствующий багаж знаний и опыта, который ни одна программа воспроизвести не сможет. В качестве примера можно вспомнить блатной жаргон, так называемую "феню", на которой общаются воры. Ведь для того, чтобы понять их речь, мало быть сведущим в "терминологии", нужно ещё знать "понятия" и прочие необходимые реалии. Арам Пахчанян уверен, что в течение ближайшего десятилетия компьютерная индустрия даже не приблизится к решению этой проблемы.
Но не менее важен и второй аспект – ответственность искусственного интеллекта за принятые решения. Взять, к примеру, самые современные военные технологии, благодаря которым пресловутые боевые роботы уже завтра могут стать реальностью. Роботы призваны убивать врагов. Но роботы – не люди, они не могут мыслить ценностными категориями, поэтому к ним неприменима правовая категория ответственности. Согласитесь, никому бы не хотелось оказаться в мире Терминаторов.
Но прогнозы были бы неполны, если бы речь не зашла о будущем мобильных устройств. Так, Федор Вирин, директор по исследованиям компании Mail.ru, заметил, что сегодня фактически все данные, которые нужны среднестатистическому человеку в работе и личной жизни, могут поместиться в памяти одного смартфона. Таким образом, пользователь может работать с данными в автономном режиме, а может взаимодействовать с ними, подключившись к Интернету в любом месте. Просто пока это не вошло в привычку, но это – вопрос времени. Сами смартфоны тоже претерпят изменения. Так, Кирилл Зеленский из компании Nokia продемонстрировал концепт телефона будущего – Morph. Эту платформу разрабатывают специалисты Nokia совместно с учёными из Кембриджского университета. В полном соответствии веяниям времени в основе Morph лежат нанотехнологии, благодаря которым телефон будущего сможет принимать самые разнообразные формы – браслета, перстня, кредитной карты и т.д.
Конечно, далеко не все вышеприведённые выводы о векторах развития ИТ-отрасли можно считать бесспорными, однако над ними нельзя не задуматься. С одной стороны, футурологи часто ошибаются. Вспомним, хотя бы, как в 1950-е годы многие технопророки предсказывали наступление в начале XXI века эры массового космического туризма, но совершенно упустили из виду факт появления недорогих компьютеров. С другой стороны, профессиональные предсказатели будущего, как и писатели-фантасты, часто предвидят появление устройств и технологий, которыми спустя десятилетия будут пользоваться их потомки и миллионы других людей. Так, к примеру, в первом сериале Star Trek, снятом сорок с лишним лет назад, фигурируют мобильники-раскладушки (а также сенсорные экраны, беспроводные гарнитуры и автоматические двери – прим. ред.). Не менее интересными могут быть попытки юмористического переосмысления настоящего с проекцией на далёкое будущее. Многие смотрели мультсериал "Футурама" и от души смеялись над бурной фантазией его создателей, но не все имеют представление о том, что с некоторые из реалий мультяшного рубежа третьего-четвертого тысячелетий вот-вот воплотятся в жизнь.