Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Большой праздник маленькой науки

АрхивСтатьи
автор : Владислав Бирюков   25.06.2009

В Неваде прошел ISEF 2009 - большой международный школьный праздник науки. Так, по крайней мере, об этом ежегодном мероприятии пишут в пресс-релизах. Как обстоит дело на самом деле, корреспондент "Компьютерры" выяснял в городке Рино.

Как написано во всех пресс-релизах, ISEF1 - это "the world’s largest pre-college celebration of science". Если "pre-college", в общем, понять нетрудно - речь идет о школьниках (точнее, старших школьниках), то с "празднеством науки" уже посложнее. На ум почему-то приходят лишь симпозиумы, причем в изначальном, греческом понимании этого достойного действа. А школьники с веселой попойкой как-то плохо увязываются. Чтобы распутать этот клубок противоречий, пришлось слетать в Неваду и посмотреть на ISEF 2009 своими глазами.

Насчет "празднества"- действительно все правда. В отличие от всевозможных научных и творческих олимпиад, атмосфера на ISEF довольно расслабленная. Правда, регламент и правила участия жесткие - если что не так, быстро дисквалифицируют, но из недели, которую проходит конкурс, только пару дней школьники действительно представляют и защищают свои проекты, а изрядное количество времени отводится на всякие несерьёзности. Скажем, для приветственной церемонии все национальные команды рисуют плакаты, олицетворяющие их страну ("глобус России", кажется, вполне удался), а потом все это дружно демонстрируют друг другу и зрителям. Опять же в отличие от олимпиад, где призовых мест обычно не так много, на интеловском конкурсе награды получает примерно треть участников, а призовой фонд в нынешнем году превысил четыре миллиона долларов (в основном это различные стипендии на обучение). Не беспроигрышная лотерея, конечно, но почти.

"Наука" тоже имеет место быть. На ISEF школьники представляют результаты работы над неким исследовательским проектом в течение года, а то и большего промежутка времени. Почти у всех есть научный руководитель, многие используют экспериментальное оборудование разных серьёзных учреждений, презентация на ISEF по сути очень напоминает обычный стендовый доклад на "взрослой" научной конференции, даже листочки с "абстрактами"2 любопытствующим точно так же раздают... В общем, всё вполне по-взрослому, и уровень работ в среднем соответствует курсовым, а то и дипломным проектам в каком-нибудь не самом слабом вузе. С той, правда, разницей, что среди студентов по-настоящему увлечен своей темой хорошо если один из пяти, а здесь глаза горят практически у всех. Проекты судят в семнадцати дисциплинах: помимо преобладающих точных, естественных наук и инжиниринга, есть также площадка для гуманитариев (Behavioral & Social Sciences).

В этом году в ISEF участвовало больше полутора тысяч школьников из 51 страны. Все они - финалисты региональных состязаний, получивших аккредитацию центрального ISEF. Каждый региональный конкурс может отправить в финал два индивидуальных и один групповой проект. Таким образом, число представителей от конкретной страны определяется количеством аффилированных ISEF региональных конкурсов. В России их сейчас четыре3, в США - несколько сотен. Хотя наша делегация была довольно представительной - восемнадцать проектов, лишь чуть меньше, чем у Бразилии или Китая, но с США, конечно, она несравнима. Примерно три четверти участников конкурса родом из Штатов, так что международный статус "научного праздника" не стоит воспринимать за совсем уж чистую монету4.

Хроники ISEF

Журналистов почему-то пригласили лишь на следующий день после официального открытия ISEF, так что мы не слышали речи Крейга Барретта, именно благодаря усилиям которого (в основном) Intel ежегодно тратит на образовательные программы многие десятки миллионов долларов5. Зато удалось пообщаться с главой Intel Foundation Венди Хокинз. На удивление просто, можно сказать по-домашнему, выглядящая дама (бывшая училка - этого не скроешь) рассказала о целях конкурса: "не столько выбрать из толпы вундеркиндов, сколько пробудить вкус к обучению через исследование (а не через механическое запоминание набора фактов и сведений) у большинства школьников. И изменить, таким образом, доминирующую парадигму образования - в разных странах". А потом пошутила: "Я надеюсь, что у нынешней рецессии будут и положительные стороны. Раньше половина выпускников технических специальностей престижных американских университетов уходила на Wall Street - открывавшиеся там возможности роста были несравненно выше, чем при работе по специальности. Экономический спад должен сбалансировать эту проблему".

Несмотря на хваленую американскую демократичность, перед судьями дети должны предстать при полном параде - в костюмах, таковы правила. Накануне, естественно, выясняется, что кто-то дома рубашку забыл, кто-то опрометчиво развязал галстук (а как его снова завязать, не знает), - координатор от российского Intel Юлия Телль пробует на себя амплуа матери-героини (два десятка детей - не шутка). Получается с переменным успехом.

Пока наглаженные и "огалстученные" дети отдуваются перед судьями в закрытом для посетителей павильоне, журналистов знакомят с окрестными достопримечательностями. ISEF каждый год проводится на новом месте - и, как правило, это города отнюдь не первой величины. Резон здесь простой - дать с помощью конкурса толчок развитию местной сферы образования. Что-то вроде кочующих по планете олимпийских игр - соревнования закончились, а построенная для них инфраструктура осталась.

Рино, двухсоттысячный городок на западе Невады, у границы с Калифорнией, напоминает уменьшенную и бледноватую копию Лас-Вегаса (кстати, до воцарения Вегаса на троне игорной столицы Соединенных Штатов этот титул принадлежал именно Рино). Те же большие и пожилые отели (кажется, даже с теми же названиями), заполненные бесчисленными рядами "одноруких бандитов". Та же концентрация жизни на одной центральной улице, застроенной туристическими "шопами" (торгующими одинаковыми брелоками и кружками - "Made in China"), ликеро-водочными магазинами и свадебными бюро - женитьба и развод6 в Неваде дело плевое, поэтому брачная индустрия поставлена на широкую ногу. Та же цепочка низких гор по периметру городской котловины, тот же аэропорт практически в центре города. Только вот людей на улицах в туристическом центре, несмотря на высокий сезон, очень мало - явно не Вегас. Зато более чем хватает нищих. Рецессия7?

В ходе устроенной для журналистов экскурсии выяснилось, что "The Biggest Little City in the World" (официальный слоган города) славен не только борделями (их-то как раз не показали), но и старейшим в штате университетом, с функционирующей при нем школой для одаренных детей Davidson Academy, а также Научно-исследовательским институтом изучения пустынь (аппаратура которого не снилась многим нашим столичным университетам).

Следующий день публичный - конгресс-центр, где выставлены участвующие в ISEF проекты, открыт для всех желающих. Добрая половина из них - местные младшие школьники, снующие между стендами и заполняющие друг у друга на спинах какие-то бумажки, явно выданные в школе.

Бразильская делегация, выделяющаяся яркими зелеными футболками, кажется, составляет четверть всего интернационального состава. Не то чтобы в Бразилии зашкаливало молодыми талантами, просто на каждого школьника приходится несколько сопровождающих взрослых. Любое упоминание родной страны вызывает бодрый свист, улюлюканье, размахивание национальным флагом - в общем, точь-в-точь как на футбольном матче. Трудно отделаться от ощущения, что на конкурс научного творчества вся эта жизнерадостная толпа заскочила случайно и, немного попрыгав здесь, отправится дальше в полном составе погонять мяч. Вторая четвертушка - куда более сдержанные, но тоже очень организованные китайцы. Европейцы сразу как-то теряются на их фоне.

Американская телегруппа поочередно вызывает представителей национальных команд для записи коротких видеороликов. Российская делегация где-то не здесь (школьников почему-то никто и не подумал пригласить на пресс-завтрак, где они, как позже выяснилось, должны были присутствовать), и за всех приходится отдуваться москвичу Леше Костадинову и Даше Страленко из Белоруссии.

"Что говорить-то? - Ну, расскажи кратко о своем проекте." (Леша самостоятельно просчитал и собрал HiFi-систему - уверяет, что она стоит вдвое меньше, чем аналогичная покупная, не приходится платить наценку за брэнд.) "А ещё? - Скажи, что ты "inspired", хорошее слово, модное, его сейчас здесь любят. Можешь ещё "technology challenge" помянуть." Стоящий рядом и слышащий эти напутствия американский оператор смеётся и одобрительно поднимает вверх большой палец - дескать, все правильно говорите, так же и в камеру надо.

Сразу бросается в глаза разница между участвующими в конкурсе "детьми": одного еле видно из-за загородки перед стендом, а другой - детина двухметрового роста с фигурой капитана бейсбольной команды - больше похож на старшекурсника университета. Ничего удивительного: благодаря разбросу систем школьного образования в разных странах, участникам ISEF от 14-ти до... 21 года. Тем не менее судят всех по одним правилам, невзирая на разницу в возрасте.

Огромна дистанция и между представленными проектами. Бойкая девочка из Мексики объясняет, что использованные батарейки, которые выкидывают куда попало, наносят вред окружающей среде. А вот она придумала, как спасти родную страну от ужасов техногенного загрязнения: если воткнуть в помидор цинковый и медный электрод, получается гальванический элемент. Три помидора - и можно "айпод" питать. Упор в пояснениях делается на составе помидора (сама анализировала!) и на том, почему сей овощ хорош для выработки электроэнергии. При этом на соседнем стенде может быть выставлена серьезнейшая работа.

Вот уже второй год на ISEF лидируют девочки

Накануне объявления результатов дети на нервах. Все вспоминают, к кому подходило больше всего судей, кто из них что говорил... Две трети наград вполне ожидаемо получают американцы, причем их доля заметно увеличивается в верхней, престижной части списка. Из девятнадцати позиций гран-при (Best of Category) только одна ушла за пределы Штатов, на Тайвань. Впрочем, понятно, что американские организаторы конкурса прежде всего радеют о благополучии собственной страны и поощряют учиться американцев. Под конец торжества - апофеоз политкорректности. Случайно или нет, но три самых высоких награды (стипендия на 50 тысяч долларов) получают американские девочки с заметно различающимся цветом кожи. Самой младшей из них - четырнадцать лет...

У России 2-е место по химии (Ксения Федина8), 4-е место по той же органической химии в групповом проекте (Михаил Козлов и Александр Воронцов99), специальная премия Технологического университета Флориды... правильно, по химии (Дарья Грошева10), и наконец, 4-е место по математике (Андрей Горшков и Игорь Печко11).

Те, кому наград не досталось, заметно мрачнеют: праздник праздником, но вчера казалось, что победа почти в кармане. Достойно проигрывать - тоже нужно ещё научиться.

И возможно, в этом заключается не самый последний по важности урок, который может преподать ISEF.


1. Intel International Science and Engineering Fair. Кстати, вопреки названию этот конкурс проводит вовсе не Intel, а некоммерческая американская организация Society for Science & the Public - причем аж с 1950 года. С 1996-го генеральным спонсором конкурса стала Intel. [назад]

2. Так на научном новоязе именуется то, что раньше называлось "тезисы доклада". [назад]

3. На самом деле немного больше за счёт деления на части. Самый старый и авторитетный конкурс "Юниор" при МИФИ сейчас разделился на две ветви. Кроме того, работает еще "Baltic SEF" при СПбГУ, "Шаг в будущее" при МВТУ им. Баумана, "РОСТ" при Нижегородском научно-информационном центре. Число признанных Intel региональных конкурсов - величина непостоянная, аккредитацию можно получить, а можно и потерять (такие случаи были). [назад]

4. Для сравнения - "Свободно ассоциированное государство Пуэрто-Рико" с населением чуть больше четырех миллионов было представлено 41 проектом - что больше, чем у Китая и Тайваня вместе взятых. Все дело в том, что этот карибский остров фактически управляется Соединенными Штатами. [назад]

5. В компенсацию предлагаем репортаж Александра Бумагина о визите в Санкт-Петербург уходящего на покой Барретта. [назад]

6. Разводами Рино славен даже больше. Выражение "Я собираюсь в Рино" в середине прошлого века означало "Я собираюсь развестись"- в то время в Неваде были куда более либеральные бракоразводные правила, нежели во всех других штатах. Здесь, например, развелся со своей первой женой Жорж Сименон. Потом, правда, законы других штатов помягчели, и Рино утратил свой статус "столицы расставаний". [назад]

7. Выбранный организаторами конкурса "официальный отель" за неделю сделал, наверное, полугодовую выручку. [назад]

8. "Синтез олигосахаридных предшественников микобактериальных арабинофуранозидов"; три четверти абстракта занимают зубодробительные названия органических соединений, работающих в биохимии туберкулезной палочки; кстати, эта же работа получила специальную премию Американского химического общества. [назад]

9. Использование каскадных реакций при синтезе аминов особого типа. [назад]

10. Работа по синтезу сультамов – широко используемых сегодня антибактериальных препаратов. [назад]

11. Когомология диэдральных групп над произвольным кольцом. [назад]

Из еженедельника "Компьютерра" № 23 (787)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.