Арест за взлом "Одноклассников"
АрхивСтатьиВчера Тверской суд Москвы выдал санкции на арест двух подозреваемых во взломе страницы Филиппа Киркорова на "Одноклассниках.ру": гендиректора компании "Глобал Медиа Групп" Нины Юровой и бывшего администратора певца - Веры Японцевой. Мы разбираемся в ситуации.
По сообщению агентства РИА Новости, вчера Тверским судом Москвы были выданы санкции на арест двух подозреваемых во взломе страницы Филиппа Киркорова на "Одноклассниках.ру": гендиректора компании "Глобал Медиа Групп" Нины Юровой (упоминается в Сети как маркетинговый директор исполнителя) и бывшего администратора певца - Веры Японцевой.
Обе дамы подозреваются в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 272 УК РФ (неправомерный доступ к компьютерной информации). Если они будут признаны виновными, то по закону могут получить до 5-ти лет лишения свободы. Кроме того, гражданкам Юровой и Японцевой также может быть инкриминировано нарушение тайны личной жизни, переписки и права на личную жизнь. Точных данных о мотивах преступления нет, однако известно, что дело было возбуждено ещё в мае текущего года по заявлению Филиппа Бедросовича.
Вера Японцева
Адвокаты задержанных намерены в ближайшие три дня обжаловать решение суда, выдавшего санкции на арест. Защита Нины Юровой не понимает сути обвинения и называет вменяемое подзащитной правонарушение "совершенно диким". По словам адвокатов, даже если предположить, что женщина виновна, ей может быть назначено наказание только в виде штрафа.
По имеющейся информации, от имени г-на Киркорова регулярно отправлялись оскорбительные "лички" (личные сообщения) в адрес известных людей и звезд шоу-бизнеса. Более того, во всём этом якобы были замешаны целых пять лиц (все они раньше работали на певца), среди которых – некий Алексей Кривошеев: именно с его компьютера был получен доступ к аккаунту исполнителя.
Чтобы получить достоверные сведения из первых уст, мы обратились в пресс-службу Филиппа Киркорова, где нас несколько раз попросили перезвонить в более удобное время. Если в течение сегодняшнего дня нам удастся пообщаться с представителями звезды эстрады, этот материал будет дополнен.
Мнения наших экспертов-юристов разделились. По словам Владимира Болтянского, специалиста адвокатской коллегии "Адвокат", в данном случае избранная судом мера пресечения неадекватна и по сути является мерой устрашения и давления – ведь речь идет о преступлении средней тяжести. Можно предположить, что следствие располагает информацией, предварительно свидетельствующей о признаках иных, более тяжких преступлений, совершённых подозреваемыми. Времени на проверку этих данных и выдвижение обвинений было недостаточно, и обо всём этом будет объявлено позднее.
Алексей Туликов, координатор программы "Право и общество в цифровую эпоху", сообщил, что избрание такой меры пресечения, как заключение под стражу, к лицам, подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений средней тяжести, в том числе по преступлениям в сфере компьютерной информации, может быть обоснованным. Более того, уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность заключения под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в преступлениях даже небольшой тяжести.
В общем случае для выбора той или иной меры пресечения правоохранительные органы должны иметь достаточные основания полагать, что лица, подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления, оставаясь на свободе, скроются от дознания, предварительного следствия или суда, могут продолжать заниматься преступной деятельностью, могут угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, могут уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Задержание под стражу применяется только по судебному решению, которое должно основываться на конкретных фактических обстоятельствах. При этом такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, что создает дополнительные условия для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления.
Суждение о том, что для определенных видов преступлений такая мера пресечения, как заключение под стражу, применяться a priori не должна и её применение является нонсенсом, основано на заблуждении. В настоящее время преступления в сфере компьютерной информации могут представлять высокую общественную опасность и, исходя из фактических обстоятельств, правоохранительные органы вправе настаивать на применении жестких мер.
Особо подчеркнем: вышеописанная ситуация интересна даже не с точки зрения действующих лиц, а как громкий прецедент для всех пользователей Рунета. Стоит хорошо задумываться перед тем, как подбирать пароли к аккаунтам знакомых и незнакомых людей – как показывает практика, за это вполне реально загреметь за решетку.