Архивы: по дате | по разделам | по авторам

FlexCamp Russia: флэш-разработчики на выезде

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   28.05.2009

Специализирующиеся на технологиях Adobe российские разработчики второй раз собираются на неформальный подмосковный слет FlexCamp. На этот раз в самых подходящих погодных условиях и в солидной компании.

После почти двух недель отвратительной погоды наступившая благодать манит на природу - подышать воздухом, отдохнуть глазами на не пожухшей ещё зелени, поесть шашлыков... Да что там говорить, любая мало-мальски разумная IT-компания, организовывающая в этот период какое-либо мероприятие, мыслями витает обычно где-то в районе Клязьмы и прилегающих лесов, густо нашпигованных пансионатами. А уж если мероприятие проводит не сама компания, а сложившееся вокруг неё сообщество разработчиков, то ожидать сидения в офисе и вовсе наивно.

Система краткосрочных сборищ программистов под названием FlexCamp сложилась вокруг компании Adobe достаточно давно. Суть мероприятия, проводящегося во многих регионах мира, проста - собрать местных разработчиков, специализирующихся на Flash и Flex. И если первая технология известна каждому, ибо её клиент стоит почти в каждом компьютере, то про вторую стоит сказать чуть подробнее. С некоторых пор Adobe начала продвигать идеологию так называемых Rich Internet Applications - веб-приложений, более равномерно распределяющих нагрузку между сервером и клиентом. По идее, на клиентской стороне находится дюже богатый интерфейс, практически сопоставимый с обычным ПО, а на стороне сервера - обработка и хранение данных. В достоинствах RIA числится платформонезависимость, схожесть с привычным десктопным ПО и сравнительно высокая безопасность, а в недостатках - сложность разработки и отладки. Раньше ещё пеняли на необходимость постоянного подключения к Интернету, но теперь вопрос решён - можно работать в оффлайне с локальной порцией данных, а при первой возможности проделанная работа синхронизируется с сервером. Если же опомниться и вернуться к определению Flex, то это, собственно, и есть технология создания RIA.

Несмотря на то, что веб-разработчиков у нас в стране много, на мероприятие собралось лишь человек 50. Возможно, это было связано с какими-то ограничениями со стороны Adobe, да и пансионат для проведения конференции выбрали хороший, но маленький - в небольшой конференц-зал больше бы просто не поместилось. А зря, потому что открыл конференцию своим докладом главный "евангелист" Adobe Бен Форта. Должность необычная, но среди крупных IT-корпораций достаточно распространенная. Занимающий её человек должен великолепно разбираться во всей линейке продуктов компании, и при этом обладать неиссякаемым энтузиазмом и отлично подвешенным языком, чтобы "нести Знание в массы". Подробнее о нем я напишу в предисловии к короткому интервью, а сейчас перейду к темам докладов.


Новые технологии на службе устаревшей концепции

Доклад Бена занял всю первую половину дня, но теорема про "сорок минут максимальной концентрации" не оправдалась - народ слушал Бена внимательно, причем постоянно прерывал его речь вопросами, как и было заранее предложено. Я же в это время старался уловить наиболее интересные моменты и прямиком отправить их в наш компьютерровский Twitter. Несмотря на состоявшую чуть менее, чем полностью из разработчиков аудиторию, он всё-таки решил начать с объяснения термина Rich Internet Applications, но в отличие от меня (см. выше), решил объяснить примерами. Первый пример был достаточно спорным - ридер газеты New York Times. Благодаря Flex он отлично выглядит, замечательно реформатит колонки в статьях и на первой полосе, адаптивно наполняет её подзаголовками и фотографиями и убирает их, в зависимости от размера окна, а также не забывает напомнить читателям о необходимости подписаться на платную версию, чтобы получить доступ к большинству разделов. Программа хранит номера газеты за последнюю неделю локально, что отличает её от большинства веб-приложений и наглядно демонстрирует концепцию RIA, однако в век RSS такое применение технологии можно назвать новым на службе устаревающего - мало кто в наше время привязан к одному средству массовой информации, а у многих RSS и вовсе состоит из полусотни потоков.

Впрочем, дальше пошли куда более продвинутые примеры - например, каталоги одежды на базе Flex, с дополнительными функциями вроде подбора подходящей одежды по фотографии (ради шутки Бен загрузил свою, и ему посоветовали какую-то юбку, причем совсем не шотландскую). Такой пример не совсем понятен, потому что все это прекрасно можно реализовать на сайте, безо всяких надстроек со стороны клиента - разве что скорость работы критична... А вот у кого точно есть преимущество перед сайтом, так это у десктопной версии eBay - по крайней мере, если пользователь активно воюет за какой-либо лот, Flex-клиент дает ему преимущество в виде отсутствия необходимости постоянно обновлять страницу вручную - если зловредный конкурент повысит ставку, клиент автоматически предложит её приподнять в ответ.


Конференция получилась небольшой по масштабу...

Ещё один пример настраивал на совсем серьезный лад - американскую CRM-систему Salesforce привели к Flex-виду. Оно, наверное, и к лучшему - так меньше данных в локали хранится, что безопаснее в случае потери ноутбука. Сам же клиент защищён по всем стандартам, и самую нужную информацию - такую, как база контактов - хранит локально. Кстати, к нему вроде бы собирались прикрутить VoIP-звонилку, но об этом немного ниже. Adobe появлению таких RIA только радуется - компанию, кажется, немного расстраивает, что на бизнес-рынке её рассматривают исключительно как поставщика решений для отдела дизайна.

Некоторая часть спича была посвящена нововведениям в самом Flash. Так, в самом ближайшем времени поисковые машины получат надлежащий доступ внутрь SWF-файлов, что должно облегчить поиск по сайтам, чьи фашисты-разработчики написали их полностью на флэше целиком состоящим из flash-страниц, а также, в перспективе, роликам с текстовым содержанием. Пока что такое может только Google, но никакой монополии Adobe допускать не собирается - уже скоро подтянутся Yahoo и MSN, да и отечественным поисковикам ничто не мешает присоединиться к списку. Вторая новость была более глобального порядка - если по настоящий момент платформа AIR была предназначена сугубо для десктопно-лэптопных ОС, то в скором времени это изменится - кросс-платформенные приложения найдут дорогу в телевизоры, ТВ-приставки и, вероятно, мобильные устройства из тех, что помощнее. С базовым Flash Lite останутся только совсем простенькие по меркам ближайшего будущего трубки. Лично мне из всех новых "мест назначения" AIR больше всего нравятся телевизоры и ТВ-приставки. На "нормальное" ПО их всё равно не хватит, виджетами всего не решишь, а вот почитать газетку на диванчике... Или порассматривать каталоги... Вот, кстати, и новый вариант "магазинов на диване".


...и достаточно неформальной по духу!

Вторая половина дня была отдана на откуп остальным докладчикам, которые, в основном, поднимали достаточно специфические, глюкоборческие и сайтостроительные темы. Впрочем, мимо доклада разработчика VoIP-систем из ICS Алексея Айларова не прошел бы и просто интересующийся пользователь - а всё потому, что Алексей описывал разработаную его командой "звонилку", расчитаную на сопряжение с любым SIP-сервером по выбору заказчика. Звонилка ориентирована на корпоративный сектор, и сама идея в данном случае привлекательна - достаточно вспомнить планы по интеграции VoIP в Salesforce, о которых упоминалось выше. Среди достоинств последней версии Flash как основы для VoIP Алексей назвал приличный кодек Speex, превосходящий используемые в обычных системах кодеки, а также возможность P2P-соединения между двумя плеерами. Впрочем, он отметил и недостатки, например, невозможность использования для передачи видео нормального H.264 вместо устаревшего Sorenson, а также отсутствие системы эхоподавления, столь необходимой тем, у кого нет наушников. Впрочем, те, у кого они есть, могут за счёт больших возможностей Speex получить более высокое качество звука при VoIP-звонке - это если SIP-провайдер на сервере ничего не обрежет и не перекодирует.

Остается только поздравить Adobe и организаторов с правильным выбором времени года и места проведения. Можно сказать, что опыт первого российского FlexCamp, прошедшего поздней осенью 2008-го, был учтен в полной мере. Нынешняя конференция определенно удалась, и не помешал даже её камерный масштаб. Скорее даже помог - клюшек и мячиков на поле для гольфа хватило всем желающим.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2021
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.