Google в Китае: хотя бы капельку
АрхивСтатьиGoogle радует очередной невероятной инициативой - музыка легально и бесплатно! Только рекламу посмотри. Увы, пока подобное счастье доступно только китайцам, тогда как в России данная модель, скорее всего, просто не сработает.
Думаю, подавляющее большинство читателей помнит анекдот "кисонька, ну еще капельку!" Больше того, фраза эта давно вышла за рамки анекдота и стала вполне самостоятельной, причем часто её переиначивают в "кисонька, ну хотя бы капельку", - во время попыток заставить какой-то неработающий механизм выдать ну хоть какое-нибудь осмысленное действие. Поводы для упоминания этой фразы встречаются практически ежедневно, нашлись таковые и на этой неделе.
Интернет-гигант Google, как и другие передовые IT-компании, активно развивает бизнес в Китае, ибо рынок очень большой и неуклонно богатеющий, что в перспективе обещает 72 гурии в полное распоряжение сладчайшие прибыли. Вот только очень уж он особенный - и договариваться с властями, нарушая направо/налево кодексы "страны происхождения", приходится; и, соответственно, фильтровать неудобный трафик... Справедливости ради, Google ещё повезло, что она - не Microsoft (и сейчас я только об одном из аспектов этого величайшего из везений). Последнюю в Китае, по её собственному мнению, грабят нещадно, практически не платя за лицензии. Этим её проблемы схожи с таковыми у музыкальной отрасли, представители которой регулярно пускают прочуствованную слезу (а попросту - ноют), что уровень музыкального пиратства в Китае - 99 процентов. Ага, "...и девять в периоде" добавьте. Для истинности картины.
Кай-фу Ли в Пекине презентует новую музыкальную инициативу Google
К чему вся эта мешанина из фактов и брендов? Да к тому, что Google, как обычно, сейчас всё за всеми разгребать будет. Из "кисоньки" - армии китайских интернетчиков - нужно выжать "хоть капельку" - какие-нибудь деньги за скачанное добро. В принципе с музыкой у "кисоньки" проблем обычно никаких - национальный поисковик Baidu отлично ищет всякую байду практически любые треки, только спроси. И конечно, правообладатели за это не получают ничего. Google же в лице своего китайского патрона Кай-фу Ли предлагает невиданные в других частях света условия - бесплатно, легально, вы только рекламу посмотрите. 350 тысяч треков уже сейчас, миллион сто тысяч - немного погодя.
Ну и что здесь такого необычного? Да хотя бы участие всех четырех главных рекорд-компаний планеты: Sony BMG, Warner Music, EMI и Universal. Раньше у этих господ логика была совсем иная: в цене мы не уступим, и будем терять деньги на упущенных из-за высоких цен продажах, но однажды мы до вас как-нибудь доберемся, и тогда вы нам за всё-всё заплатите. И, соответственно, искали способы добраться. Сейчас же получается, что вот он, момент смены логики - ну да, пользователи такие, с этим бороться бесполезно, так давайте поищем, как бы с этого извлечь хоть немного денег, причем без затрат на карательные меры и сопутствующей порчи имиджа.
Поисковик Baidu пока больше пригоден для поиска пиратской музыки
В прибыльности идеи сомнений не наблюдается - рынок большой, перспективный. А сделав удобный доступ к каталогу, можно добиться хорошей посещаемости, тем более, что это Google, а этим ребятам обычно доверяют. Причем реклама - это только одна сторона медали, есть у Google в данной схеме и своекорыстный интерес. Национальный поисковик Baidu занимает на китайском рынке в настоящий момент 62-процентную долю. Google на непривычном для него втором месте - всего лишь 28-процентной. Хороший, детально обговоренный с мейджор-лейблами сервис загрузки наверняка поможет перетянуть на себя одеяло. Поспеть за Google национальному поисковику в ближайшее время помешают как раз плохие отношения с большой четверкой. В свое время эти ушлые ребята очень злились по поводу наличия в выдаче Baidu ссылок на бесплатные mp3-шки. Baidu отмахивался, что это, дескать, всего лишь результаты поиска, и не более того. В результате в судах сейчас зависла туча исков, и пока Baidu будет её разгребать, Google ускачет вперед.
Схема, в общем, всем хороша, но сразу встает вопрос - насколько она применима к России? В мае прошлого года кругами от ударившего в общественную голову фонтана нефти (по $145 за баррель) по прессе расходились победные реляции на тему борьбы с контрафактом. Однако в кризис тенденция очень быстро поменяла вектор - опять народ качает всё из сети, не обращая особого внимания даже на сторублевые DVD-шки и "адаптированные" аудиодиски. Доля пиратки выросла обратно до 80 процентов, а падение продаж дисков в магазинах мультимедийщики оценивают в диапазоне от 25 до впечатляющих 40 процентов.
Основатель "Звуки.ру" Софья Соколова скептически оценивает перспективы "музыки за рекламу" в России
Так что же, прибегнуть к китайской схеме и снять "хоть что-то"? Я устроил мини-опрос вращающихся в этом бизнесе людей, и получил два полярных мнения. Промоутеры нескольких начинающих рок-групп считают, что бесплатный доступ снизит порог импульсивного решения о загрузке и в конечном итоге будет для раскрутки группы благом - потенциальных поклонников не будут мучить сомнения, тратить ли деньги на диск. С другой стороны, интернет-продюссер и сооснователь портала "Звуки.ру" Софья Соколова считает, что в России идея не сработает совершенно - предложенная в Китае модель в России рентабельной не является. Основных проблем две: дефицит рекламы (той, что реально собрать, на удовлетворение аппетитов мейджоров не хватит) и несоответствие потенциальной аудитории подобного сервиса социально-демографическим запросам рекламодателей. От себя же добавлю маленькое наблюдение: на недавней конференции eTarget традиционные методики оценки действенности интернет-рекламы постоянно подвергались серьёзным сомнениям. Вот такие у нас с китайцами "Виллариба и Виллабаджо".