Twitter как среда плодотворного хаоса
АрхивСтатьиНе сказать, чтобы мы вчера открыли для себя такую штуку как Twitter, так что не считайте это анонсом. В статье одного из наших постоянных авторов об этом явлении говорится с почти философской точки зрения.
Американцы пользуют MSN или AIM, в Европе любят Skype и Yahoo messenger, в СНГ предпочитают ICQ и "Одноклассников", белорусы по-прежнему развивают IRC. А ещё есть принудительно встроенный в почту Google Talk, свободный Jabber, яблочный Bonjour, экзотические QQ, Gadu-Gadu и много всего прочего. Так зачем еще нужен Twitter? И, самое главное, кому нужен Twitter?
А нужен он как минимум семи миллионам (по данным Nielsen Online, по версии comScore – 9.8 миллионам, для сравнения – на Facebook 17.8 млн.) активных пользователей, компании Facebook, готовой приобрести Twitter за 500 американских мегабаксов, огромному количеству компаний, использующих Twitter для обратной связи с клиентами, разного рода коммерческим (и не очень коммерческим) стартапам, выросшим вокруг этой сети. А еще рекламщикам, пиарщикам, креативщикам, хедхантерам, боссам… Пока сеть новая, пока держится тренд и эффект новизны – Twitter всем интересен, Twitter набирает популярность, собирает подати с инвесторов и слабо заботится о прибыльности вообще. Основатели Twitter говорят, что доходы им пока не важны, что хотят сделать качественный сервис. А тем временем нанимают менеджера по коммерческим продуктам и анонсируют платные сервисы.
Пользователям Twitter нравится
Сначала будут введены платные аккаунты, потом рассмотрят перспективы внедрения рекламы в том или ином виде, какие-то совместные проекты вроде ExecTweets.com (Twitter+Microsoft+ Federated Media) и "совершенно новые бизнес-модели". Время собирать деньги обещает наступить уже в этом году. А тем временем на перспективной сети пытаются заработать другие компании. Кто-то продает дизайн, кто-то рекламные сообщения, кто-то платит пользователям за рекламные сообщения, кто-то собирает информацию по ключевым словам, обрабатывает её и продает заинтересованным клиентам. Похоже на модель монетизации Open Source, не так ли? Когда все зарабатывают, как придумали, как получается и сколько получается.
"Ключевые события из реального мира перенеслись в виртуальный, но массу контента надо упаковать и красиво преподнести", - объясняет Самир Арора, директор компании Glam Media, которая намерена развернуть новый сервис вокруг сети Twitter. Ребята намерены собирать тематические сообщения и добавлять к ним сопроводительные графические и видеоматериалы. Зачем усложнять то, что намеренно сделано простым, нам непонятно. Посмотрим, что у них получится.
Еще более интересная мысль про Twitter пришла бывшему главе Ofsted, британской организации, отвечающей за школьную программу. Сэр Джим Роуз предлагает включить изучение основ блоггинга, подкастинга, работы с Википедией и Твиттером в обязательную программу начальной школы. А чтобы поместилось в программу, из неё надо убрать что-то непрактичное, например историю.
Сэр Роуз считает, что разработанную 20 лет назад школьную программу стоит составить в соответствии с технологическим прогрессом и потребностями современного мира. Сейчас проект находится в стадии черновика, но когда будет подготовлена финальная версия, министр образования обещает сесть и все тщательно рассмотреть, в том числе и необходимость исключения истории из школьной программы.
Оставляя в стороне теорию, примемся за практику. Один знакомый рекламщик поделился рецептом дешевого антикризисного трудоустройства через Twitter. Зарегистрировался, написал пару интересных намеков на идеи, заметил пару трендов, нашел руководителей целевых компаний, проследил их интересы, завязал знакомства. А дальше все просто: намного легче устроиться на работу, когда не надо пробиваться через тысячи резюме и замученный жизнью отдел кадров. "В Твиттере сидит, кажется, весь мир, ну или, как минимум, все руководители мира, да ещё и под реальными именами", - замечает свежепринятый рекламщик одной крупной компании.
Руководители мира тоже имеют твиттеры
Все дело в целевой аудитории Twitter. Клиентура всяческих фейсбуков-майспейсов, одноклассников-вконтактов, асек и прочих персональных болталок в своей массе состоит из средних потребителей (контента, продуктов, товаров, услуг), в то время, как большая часть аудитории Twitter’а состоит из активных пользователей, концептуально отличающихся от среднего пользователя того же Facebook’a. По мнению известного протагониста социальных сетей и аналитика Forrester Research Джереми Оуянга, в Twitter регистрируются люди, которым есть что сказать, которые ищут новые контакты (прошу отличать это понятия от "знакомств"), большинство из них имеет свой сайт или ведет блог, их мнение интересно представителям компаний. Это первая и основная причина присутствия огромного количества руководителей и официальных каналов компаний в Twitter’e.
Небольшая статистическая сводка. У Dell имеется несметное количество каналов и слушателей. Только у американского Dell Outlet, любящего устраивать распродажи и акции около 210000 слушателей, у недавно появившегося официального канала Microsoft Windows – 6500, у Google – далеко за 200000.
Forrester Research в октябре говорили, что 78% пользователей Твиттера - мужчины в районе 30 лет с доходом порядка $78000. В сети присутствуют реальные Барак Обама, Джон МакКейн, Ричард Бренсон и многие другие руководители и менеджеры разной степени важности. Проблема в том, что с первого взгляда не отличить, настоящий ли это член правления какой-нибудь компании или его имитация. Вот Чичваркина и Медведева вычислили - ненастоящие. Руководство Твиттера с удовольствием отдает во владения настоящему хозяину занятые другими пользователями торговые знаки и разбирается с фейковыми персонажами. Если вы известный директор или, например, актер, стоит проверить, а нет ли вашего клона на Твиттере.
Прелесть сервиса в его нетребовательности ко времени. Автор этого текста не раз замечал, что многие аналитики, журналисты и разнообразные деятели ИТ-индустрии делятся своими впечатлениями сначала в Твиттере (очевидно, сразу, как только узнают что-то новое) и только потом на своем сайте, блоге, в развернутом виде.
Нетребовательность сервиса ко времени пользователя, пожалуй, самая привлекательная черта Твиттера. Короткие сообщения не надо продумывать или как-то оформлять. Вы пишете простую фразу, когда хочется что-то сказать друзьям, тем, кому вы интересны, когда в голове вертится ценная (на ваш взгляд) мысль, когда обнаружили что-то интересное. Это занимает пару минут и совсем не отвлекает от работы.
Вам личное сообщение могут отправить только те люди, которые вам же интересны (добавлены в список друзей), а остальным дана возможность оставлять ответы только в общем потоке сообщений, где они и тонут, если вам не хочется на них отвечать. То есть, Twitter не предполагает фактического общения. Оно возможно, но не обязательно. При длине сообщения в 140 знаков сложно засорить ленту потоками информации. Писать одновременно несколько сообщений не принято, как и не принято отвечать на сообщения без особого повода, не принято открывать в эфире дискуссии или устраивать чат. Местное население не засоряет эфир бессмысленными ответами, смайликами и прочим информационным мусором, а если такой кадр появляется, он блокируется нажатием одной кнопки или удаляется из списка друзей. Со временем у вас в списках остаются только люди, которые вам интересны, информацию от которых вы желаете получать. Остальные останутся за кадром вашего внимания и времени. К примеру, вечером удобно просматривать события за день. Вы видите краткий дайджест от людей со схожими интересами, не теряете контактов со знакомыми.
Хотя, меркантильные интересы, наверное, важнее личных. Twitter – скорее бездонный источник бесплатных идей и знаний. Проблема в их неструктурированности, неупорядоченности и даже хаотичности. При миллионах пользователей сложно найти всех, кто вам интересен. Вот и получается, что информация перемешана и лавинообразна, но она есть, а для поиска можно пользоваться множеством появившихся сайтов специального назначения. Хотя они не всегда спасают – особенно когда не знаешь что искать . Поговаривают, сам великий Google заинтересовался Twitter’ом из-за огромного количества перевариваемой информации. Вот может он и спасет. А пока можно подбирать тематические надстройки над Твиттером, каталоги СЕО и вообще - полезных и интересных персонажей.
Редакция "Компьютерры Онлайн" напоминает - у нас тоже есть твиттер!
Основатели сервиса не глупее нас с вами. У них есть инвесторы, надежно отстегивающие десятки миллионов на разработки и верящие в будущее сервиса. Несомненно, Twitter развивается и будет развиваться. Недостатки поправят, достоинства подчеркнут, введут новые возможности, плату и, наверняка, все испортят. А может и не испортят. Или испортят, но не все.
Редакция "Компьютерры Онлайн" в связи с темой статьи напоминает - twitter-аккаунт "computerra" с недавних пор принадлежит нам безраздельно. На нём можно найти анонсы свежих материалов и ссылки на них. Также в период проведения каких-либо крупных значимых IT-мероприятий, освещаемых нашими корреспондентами, в Твиттере будут публиковаться текущие новости.