Кому нужен mp3hd?
АрхивСтатьиКазалось бы, цифровых форматов записи звука без потери качества хватает - зачем ещё раз изобретать велосипед? Но фирма Thomson разработала mp3hd, обратно совместимый со всем известным mp3. Только зачем?
Когда появилась новость о том, что Thomson разрабатывает новый формат mp3hd, писать заметку о нём единогласно поручили мне. Потому, что, вроде бы, к музыке имею не самое последнее отношение, да и даже альбом своей группы сводил, который потом на самом настоящем лейбле издавался и вроде даже кому-то нравится. Тут, правда, стоит заметить, что быть музыкантом - не значит быть аудиофилом.
В конце-концов, кому ещё нужны все эти лослесс-форматы? Людям, которые покупают ламповые усилители и Hi-Fi акустические системы, спорящим о сохранении "чистых высоких" и "кристальных обертонов", либо тем, кто по какой-то причине решил, что раз файлы форматов без потери качества получаются в несколько раз объёмнее mp3, то это безумно круто, и всю звуковую библиотеку пора переводить, скажем, во FLAC.
Ни одному нормальному человеку не нужны все эти хитрости. Просто потому, что обычный любитель время от времени послушать музыку не только не отличает сведение, выполненное в хорошей студии от домашней записи, но даже не понимает, какой инструмент где звучит в миксе. Лослесс-аудио нужно обывателю ещё меньше, чем HDTV.
То есть как, спросите вы, ведь ясно же видно, насколько картинка в формате 1080i отличается от обычной телевизионной? Это вам видно, а вот большинству населения США - нет. Конечно, купить плоский большой телевизор - первоочередная цель почти для каждого американца, им не обладающего, но вот отличить, что там изменилось на экране - слишком сложно.
Впрочем, хватит демагогии, перейдём к делу. А дело выглядит так: компания Thomson, принимавшая участие в разработке "того самого" формата mp3, из-за которого прибыль звукозаписывающих компаний неуклонно снижается год от года, заявила о полевых испытаниях нового формата mp3hd. Собственно, он является ещё одним форматом записи звука без потери качества - таким как FLAC, AAC-Losless и WMA-Losless. Что в таком случае в нем принципиально нового? А то, что воспроизводить mp3hd можно на любом устройстве или в любом программном плеере, способном проигрывать обычные mp3-файлы. Секрета в этом никакого нет, просто в файл включается mp3-трек, который и проигрывается вместо высококачественного, когда невозможно воспроизведение последнего (кстати, если неохота самим копаться, то тут можно скачать уже готовый файл mp3hd. Предупреждаем, весит он около 26 Мб)
Естественно, новый формат будет проприетарным и желающим использовать его в новых продуктах придётся отстёгивать Thomson с каждого проданного программного декодера 75 центов, а с каждого кодека - 2,5-5 долларов. Что касается всяческих железяк, то за продажу одного чипа с аппаратной поддержкой mp3hd придётся отдавать Thomson 1,25 доллара.
Сейчас на сайте, посвящённом новому формату, лежит набор, состоящий из кодировшика WAV-файлов в mp3hd, декодировщика, а также плагина для Winamp, позволяющего проигрывать лослесс-контент в этом известном плеере. Кодировщик-декодировщик, кстати, доступны для Windows и Linux. Про пользователей Mac OS X разработчики, видимо, решили не вспоминать, но это уже просто моё субъективное недовольство, как ярого маковода.
Для того чтобы перевести WAV в mp3hd, придётся попотеть, по крайней мере тем, у кого слова "командная строка" вызывают священный ужас, а уж тем более - тем, кто слышит их впервые. Приложение придётся запустить именно из неё, прописав вручную все необходимые параметры (битрейт, например), а также указав исходный и конечный файлы.
Что делать дальше? Подключаем плагин к Winamp и наслаждаемся mp3hd (при этом в верхнем левом углу экрана будет красоваться значок формата). По поводу качества... Господи, ну что тут действительно можно сказать? У меня нет лампового усилителя с суперакустической системой. Есть, правда, не самая плохая звуковая карта от M-Audio. И вот что я вам скажу: существенную разницу между mp3 с битрейтом от 192 Кб/с и лослесс-форматами я не различаю. Да, конечно, наверняка она есть. Можно сколько угодно спорить о том, что слушать цифровую музыку, да ещё и пережатую - моветон, но факт остаётся фактом: широкой публике всё это не нужно.
Знаете, почему не прижился DVD-Audio? Потому, что обычному слушателю дай бог определить, что играет, mp3 или аудио-CD. На большее он неспособен. Несколько по другой причине (но с тем же результатом) мало кто слушает 5.1-аудио - грамотно расставить колонки по комнате сумеет не каждый, да и музыка для нас давно уже стала больше фоном, чем источником эстетического удовольствия, которое можно получить лишь в определённой обстановке.
А что касается mp3hd... Кому нужен ещё один мертворожденный проприетарный кодек, пусть даже и совместимый с mp3? Но, конечно, любители тонких извращений всегда найдутся, сомневаться в этом не приходится.