Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Подрастающее поколение

АрхивСтатьи
автор : Антон Нехаенко   18.11.2008

Сходить на презентации стартапов и конференцию инвесторов было интересно - ну где еще почувствуешь себя "почти совсем как" в Кремниевой долине?

Мероприятие, на котором мне удалось побывать 15-го ноября, со всех сторон было для меня необычным. Начать с того, что это была суббота, и необходимость принимать в законный выходной участие в рабочей встрече обрадовала, кажется, далеко не всех на ней присутствующих. Во-вторых, место проведения тоже банальностью не отличалось: вместо заведения общепита - храм науки, а конкретно - один из филиалов Высшей Школы Экономики. Последнее отвечало духу мероприятия - большинство его активных участников лишь недавно покинули стены своих учебных заведений. Ну а в-третьих, принимать участие в венчурных конференциях с презентациями проектов (а именно такова была суть посещенного мной мероприятия) мне еще не доводилось.

Организатором выступила программа AddVenture, о которой мне с неофитским любопытством было интересно узнать поподробнее. Итак, программа организована группой инвесторов, являющихся профессионалами IT-бизнеса со стажем. Практически все они имеют схожий путь - образование в престижном российском вузе, следующая ученая степень в каком-либо из западных, чаще всего американских, университетов, затем - работа на крупную международную или российскую компанию или свой, перспективный и прибыльный проект. У проекта много консультантов, например, Владимир Долгов, глава российского офиса Google, или Валентин Любимов, директор по разработке портала LiveInternet. Есть в списке и лицо государственное - инвестиционный менеджер ГК “Роснанотех” Павел Родюков. Но самое главное - среди участников и консультантов проекта много директоров уже состоявшихся стартапов, способных вживую передать ценный опыт новому поколению.


Дизайн сайта AddVenture побуждает к планомерной работе

При этом невозможно сказать, что программа ворочает миллионами. Цель ставится совершенно иная. В жизни каждого стартапа есть очень противный период, называемый “Долиной Смерти”. В это время у команды (или даже у одного человека) есть только идея, но нет ни сформировавшегося коллектива, ни (зачастую) денег на рабочее помещение, ни, самое главное, хоть сколько-нибудь работающего прототипа продукта, который можно было бы показать инвестору и под который тот, растрогавшись, отвалил бы денег. С помощью проекта AddVenture наиболее перспективные стартапы получают решение этих проблем.

В работе фонд использует метод сравнительно короткого кнута и сравнительно большого пряника. В качестве последнего выступают 15 тысяч долларов финансирования (хороший повод не раздувать команду), обставленный офис в научном кластере в Троицке (в AddVenture входят Руслан и Мария Титовы, руководители троицкого “инкубатора”) и самое главное - так называемые “умные деньги”. На самом деле это и не деньги, а то, без чего не пробиться ни в России, ни (будем честны) в иных частях Света - связи, полезные контакты и “опыт старших товарищей”. Так, перспективный стартап (в лице его основателей) научится грамотно себя подавать, демонстрировать свои сильные стороны и получит аудиторию в виде инвесторов для “идеологической обработки”.

Казалось бы, все в шоколаде, но не стоит забывать о кнуте. На разработку бета-версии продукта отобранным 3-го августа командам было дано всего по 3 месяца. Вообще, за этот промежуток от компании требуется немало - сформировать сплоченную команду, создать прототип или бету и добиться первых продаж (!!!) или соглашения о намерениях. К тому же, с учетом вышеописанных пряников, конкурентная среда получается достаточно агрессивная, что дополнительно стимулирует разработчиков.

И вот, по результатам трех месяцев напряженной работы инвесторам, журналистам и просто заинтересованным людям были представлены 7 проектов, о которых - чуть поподробнее. Не все из них, на мой взгляд, будут интересны инвесторам, однако только дальнейшее развитие покажет, которые имеют под собой реальную основу. Итак...

1. Первый проект имеет не вполне серьезную тематику, однако более чем серьезные планы на будущее. “Супергерои”, они же SuperHeroes Online - это проект многопользовательской браузерной онлайн-игры с героями и антигероями, обладающими сверхспособностями. Сама игра бесплатна, руководитель проекта Илья Курылев предполагает извлекать прибыль из платных дополнительных возможностей, улучшающих характеристики героев. На период 2009 - 2011 года предполагается рост ежемесячной аудитории до 250 тысяч человек, а дохода - до $9 миллионов. В качестве средства убеждения приводятся примеры успеха других многопользовательских интернет-игр, таких как “Легенда” и “Бойцовский клуб”. Однако риск в затее есть, и немалый - игры появляются пачками, некоторые из них быстро набирают аудиторию, но затем так же быстро ее теряют. К тому же, в условиях неблагоприятных экономических новостей пользователи менее склонны спонтанно тратить деньги на сторонние удовольствия.

2. Второй проект ориентирован на блоггеров, чье движение, в отличие от многих других в Интернете, растет и крепнет. Компания toolWI (www.toolwi.com) предлагает блоггерам набор виджетов для вставки в блоги. Изначальная цель - преобразить свой блог, сделать его непохожим на другие. Для этого предполагается использовать виджеты с “настроениями”, виджеты с анимированными картинками, а также значки Iloveit!, позволяющие выразить свое расположение или неприязнь к тому или иному предмету (чаще всего - бренду). И вот тут кроется возможность для монетизации: во-первых, сами блоггеры могут с помощью распространения вирусных роликов, сделанных из виджетов, поднимать посещаемость, а во-вторых, путем размещения вирусно-рекламных виджетов или Iloveit!-иконок можно заработать свою денежку. Помимо услуг по монетизации блогов сама компания планирует зарабатывать на разработке вирусно распространяющихся виджетов (не вредоносных, а просто смешных). Разработчик Филлип Гладков говорит, что идею уже опробовали на китайском рынке, и тамошние блоггеры были в восторге.

3. Третий проект лично мне показался самым непроработанным из всех семи, его презентация изобиловала курьезами и нестыковками. Называется он Wikimapia, и представляет собой, как можно догадаться из названия, интерактивную карту, заполняемую самими пользователями. Цели у проекта самые амбициозные: усилиями пользователей (читай - на халяву) стать номером один в мировой картографии, не больше и не меньше. Какова предполагаемая мотивация пользователей и почему на их карте Москвы отсутствует значительная часть Москвы-реки - эти вопросы остались без ответа. Основатель проекта Александр Корякин заявил, что Wikimapia уже приносит прибыль. На вопрос, зачем им при этом деньги инвесторов, он толком не ответил, зато поведал об отвратительном качестве карт некоторых именитых конкурентов (в т.ч. Google и Microsoft) и желании лицензировать собственные данные для навигационных компаний. А последним гвоздем в мозг трясущихся от смеха зрителей стали показатели компании - при выручке $300 тысяч капитализация была оценена аж в $20 миллионов! Это было за гранью.

4. Куда лучше на ниве навигации смотрелись ребята из Wi2Geo (www.wi2geo.com). Их цель - построение полноценной мобильной платформы для геосервисов. Не полагаясь полностью на GPS (в городских условиях это нереально), они также придали своей платформе возможности получать координаты от точек доступа WiFi, вышек WiMAX и сотовой связи, в том числе CDMA. Точность при использовании WiFi - до 15 метров. Приложение уже разработано для Symbian и Windows Mobile, планируются версии для iPhone и ноутбуков. При этом у платформы есть открытый API, что позволяет создавать на ее базе сервисы с использованием геолокации, единые для всех вышеперечисленных платформ. В ходе презентации сотрудники компании продемонстрировали собственное ПО для Windows Mobile, с помощью которого обнаружили на карте города всех зарегистрированных в системе друзей. Что ж, спрос на навигационное ПО для модных location-based apps, одинаково хорошо работающее на всех мобильных платформах, должен быть высоким.

5. Еще один проект был посвящен музыке и эмоциям, которые она порождает. TuneStory (www.tunestory.com) предполагает, что пользователи (в данном случае - плееров iPod) хотят не только слушать музыку, но и рекомендовать ее. Обычно это не слишком просто сделать - надо надиктовать название песни, а потом положиться на умение друга искать песни в iTunes (из всей презентации было видно, как сильно проект завязан на западных пользователей и экосистему Apple). В случае установки ПО TuneStory песням можно присваивать рейтинги при прослушивании стандартным способом, а потом при синхронизации с большим ПК они будут автоматически опубликованы на личном канале TuneStory или на MySpace, Facebook и т.п. Увидев ваши рекомендации, друзья смогут купить песню в один клик. Тут-то и кроется источник заработка для компании - Apple платит в этом случае процент с продаж. Потрясенный зал в основном молчал (это была частичка какой-то чужой жизни, где песни покупают), лишь один человек посмел подвергнуть господство iPod сомнению, после чего был справедливо прибит к стенке грубой... статистикой.

6. Зато в следующем проекте, Roomix (www.roomix.ru), все было просто, понятно, ориентировано на Россию и - самое главное - уже обеспечено заказами. Илья Лагутин и его команда создали основанное на Flash веб-приложение, позволяющее даже неопытному человеку с помощью заложенных в систему подсказок дизайнеров создать виртуальную модель комнаты и обставить ее мебелью. Все это напоминает о the Sims, если бы не одно но - вся мебель в каталоге - это реальные образцы, которые можно купить, перейдя по ссылке на сайт производителя. И эти производители с готовностью оплачивают ежемесячный взнос за место в каталоге (400 рублей), плату за перенаправление клиента (20 рублей) и даже в перспективе готовы оплатить интеграцию приложения с собственным сайтом (200 тысяч рублей). В настоящий момент об участии в проекте договориться удалось с 21 компанией, что можно считать невероятной удачей для стартапа. Клиенты тоже реагируют положительно - 70% опрошенных в магазинах покупателей заинтересовались услугой.


Проект "КиноКруг" помогает профессионалам киноиндустрии сплотиться перед лицом кризиса

7. Последним мне захотелось описать проект, показавшийся наиболее продуманным. Сайт "КиноКруг" (www.kinokrug.ru) работает уже сейчас и представляет собой социальную сеть нового типа, ориентированную исключительно на профессионалов кино. Сайт для профессионалов и сделан весьма профессионально. Зарегистрировавшись на нем по приглашению (защита от фанов), служитель важнейшего из искусств может предложить другим членам клуба свои услуги, собрать команду для проекта, заранее узнать обо всех фестивалях и многое другое. Разработчик Михаил Чернецов в своем выступлении демонстрировал знание предмета разговора, цитировал многочисленные пожелания режиссеров, продюссеров и композиторов, реализованные в ходе разработки сайта. Деньги в этом проекте предполагается получать от биржи сценариев, продажи аналитики и Pro-аккаунтов для пользователей, дающих возможность размещать видеоролики с примерами собственных работ. Кстати, среди всех проектов этот отличался наиболее скромными запросами - ребятам нужно "всего" $300 тысяч. Самое главное - Михаил поделился с "Компьютеррой" членской карточкой проекта, и теперь мы обязательно испытаем его на каком-нибудь знакомом звукорежиссере. Ждите подробностей.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.