Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Неподдающиеся

АрхивИз жизни сисадминов
автор : Нелли Мартова   22.07.2005

Есть много разновидностей пользователей, которых объединяет одно: они не поддаются и продолжают доставать сисадмина, причем каждый по-своему.

=+=+=+=

Продолжим разговор о наших любимых пользователях. Некоторые категории сотрудников заслуживают отдельного разговора. Объединяет их одно - они не поддаются. Ни регламентам, ни приказам, ни просьбам, ни увещеваниям. И продолжают доставать системного администратора - каждый по-своему, и каждый - по разным причинам.

Самый безобидный и он же самый несносный тип пользователя - зануды. В любом коллективе от них обычно стараются побыстрее избавиться, потому что достают они не только сисадминов, но и всех окружающих. Увы, зануды бывают хорошими специалистами в своей отрасли, поэтому иногда их приходится терпеть. Зануды - гении по части дурацких вопросов. Их никогда не устраивает ответ "этого сделать нельзя", им всегда требуется объяснить, почему. Почему интернет работает так медленно? Почему не пришло письмо, которое вчера должен был, кажется, прислать товарищ? Почему пароль должен быть такой длинный и сложный? Как сделать окошки зеленого цвета? Почему системный администратор не хочет в этом помочь? Почему Word подчеркивает правильное слово красным цветом? Почему выдали мышку, но не такую, как у соседа по комнате? Завидев зануду, системный администратор старается скрыться из виду  или сделать крайне занятый и озабоченный вид. Не помогает. Зануды не понимают намеков и вежливых отказов. Иногда мне кажется, что это большие одинокие дети, которым в детстве родители не отвечали на вопросы. Поскольку заставить их замолчать все равно не возможно, зануде нужно найти человека, который готов на все вопросы с удовольствием отвечать. Например, болтуна.

Болтун - еще одна безобидная категория, сисадминов он не достает, но случайно послушать его доставляет массу удовольствия. Он без тени сомнения расскажет вам все о новинках мира компьютерной техники и передаст все слухи, какие только ходят по организации, а иногда и то, и другое - в одном флаконе. Например о том, что руководству выдали 40-гигабайтные флэш-накопители, или о том, что в магазинах появились новые КПК с частотой процессора 3 гигагерца и всего-то по 500 долларов. Болтун безобиден, потому что свои знания, он, слава богу, не применяет на практике.

Куда хуже угрюмые сосредоточенные личности, твердо уверенные не только в уровне собственных знаний, но и в необходимости своего участия в технической поддержке локальной сети. О своих общественно-полезных занятиях они никому не рассказывают. Как-то в логах www-сервера я обнаружила неимоверное количество неудачных попыток подобрать пароль. По внутреннему IP-адресу легко был определен источник попыток. Сотрудник уверял, что хотел проверить, хорошо ли защищен наш сервер. Такие "псевдохакеры" считают себя заведомо умнее сисадминов, прочитав пару любительских статей в журнале. Все или почти все "псевдохакеры" повторяют одну и ту же ошибку, по которой их легко вычислить. Они любят поставить на свою рабочую станцию персональный firewall никому не известного производителя, а потом жаловаться, что у них не работают сеть, почта и интернет. А еще они часто страдают манией величия. Планы "псевдохакеров" впечатляют своей грандизностью. Они то собираются создать самый популярный в рунете сайт, то разработать собственный сервер баз данных. В процессе они заходят к программисту из соседнего отдела, чтобы узнать, на каком языке его лучше писать. Самый эффективный способ борьбы с ними - лишить этих умников максимального количества прав, оставив только необходимые для работы.

Менее опасный вид чрезмерно самоуверенных пользователей - "корявые ручки". Чаще всего это молодые или просто неопытные сотрудники, которые для решения любой задачи выбирают самый трудоемкий и наименее надежный способ. Чаще всего это проходит само с опытом. Если нет - стоит всерьез подумать, нужны ли организации такие сотрудники.

Впрочем, есть еще одна особенная категория - классические неудачники. Они могут быть замечательными специалистами, но с делами житейскими им катастрофически не везет. Относятся к этим делам и компьютеры.  У одних неудачников от умственного перенапряжения все время выходят из строя мышки или клавиатуры, у других хронически зависают компьютер, а некоторые самыми обычными действиями способы угробить операционную систему или жесткий диск. Если все это происходит на моих глазах, я иногда начинаю верить в телепатию и отрицательную энергетику. Главное, не подпускать неудачников к серверам и дорогостоящей аппаратуре ни под каким видом, а лучше даже не разрешать ходить мимо серверной.

Еще одна вариация на тему - "человек рассеянный с улицы Бассейной". В моих заявках однажды был зафиксирован такой случай: "Только открою Word, как он сразу закрывается. То же с другими программами". Ответом сисадмина было: "Убрана книжка, лежавшая на клавише Escape". Конечно, нелепые ошибки бывают иногда у всех, но почему-то с некоторыми они случаются чаще других. Чаще всего от собственной рассеянности страдают люди творческие, вдохновленные новой идеей и поэтому забывшие обо всем на свете. Им нужно просто помогать. Чтобы процесс творения не останавливался.

Есть сотрудники, которые очень любят сваливать на системных администраторов сорванные сроки работ и невыполненные задания. Причем если некоторые способны делать это вполне сознательно, то другие даже не всегда отдают себе в этом отчет. Просто это очень удобно - например, к чему делать отчет, если не работает принтер? А печатать его потом - где? Другой вариант - прибежать в последний момент и сообщить: если через пять минут не принесу шефу бумажку, он меня убьет. А потом радостно выдать шефу: "Ай-яй, опять меня этот бестолковый сисадмин подвел". Повторяю и буду повторять - единственный метод борьбы с подобной недобросовестностью - бюрократия. Это как раз тот случай, где без бумажки - ты букашка. Имеется ввиду бумажка с зафиксированными фактами и подписями с обеих сторон. Как правило, достаточно состряпать несколько таких бумажек, как с подобными претензиями пользователи оставляют сисадмина в покое.

Любят надоедать системному администратору пользователи "неугомонные". Они ничего не портят, не ругаются, всегда искренне благодарны и даже готовы угостить чашечкой кофе, но им всегда чего-то нужно. Каждый день им требуется что-нибудь перенастроить или установить, создать или удалить, дать доступ или помочь разобраться с правами. "Неугомонные" генераторы идей никогда не дадут сисадмину заскучать без работы.

Наконец, есть категория пользователей, которая всегда ставит системных администраторов в тупик. Это программисты. Что с ними делать, совершенно непонятно. Применение разнообразных политик безопасности проблематично, так как это затрудняет их работу. Программистам ничего не стоит поковыряться в реестре, переписать пару-другую системных файлов или намертво повесить почтовый сервер, послав на него пару миллионов отладочных писем. С одной стороны, делают они это в порядке нормального рабочего процесса,  а с другой - для сисадмина это вечная головная боль. Поэтому в организации, где разрабатывают программное обеспечение, быть сисадмином тяжело вдвойне.

Но программисты - это еще не самое неприятное. Труднее всего иметь дело с начальниками, которые считают, что обладают полномочиями более широкими, чем системный администратор. Спорить с ними трудно, а документа, в котором определялось бы, кто все-таки главный, как правило, нет. В крупных организациях вечно идет борьба за сферы влияния, и отдел ИТ - лакомый кусочек, предел мечтаний руководителей разного уровня - поучаствовать в закупке техники.  При этом каждый норовит показать свою "компетентность" и раздать ценные указания по поводу того, какие ноутбуки лучше покупать, к какому провайдеру подключиться и вообще - не перевести ли половину серверов на Unix? Существенная часть рабочего времени может уйти на отстаивание собственной точки зрения по таким вопросам. Более мягкий вариант, когда руководитель пытается распоряжаться политикой в отношении ИТ в рамках только своего отдельного взятого отдела. Счастье сисадмина, если высшее руководство последнее слово оставляет все-таки за ним, понимая, чей уровень компетенции в данном вопросе выше.

По этим заметкам можно подумать, что жизнь системного администратора протекает в боевой обстановке и повсюду его окружают враги - начальники, пользователи, и пользователи, которые одновременно еще и начальники. Но бывает и на сисадминской улице праздник! А кто еще не в курсе - ждите следующей заметки ровно через неделю

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.