14.11.2007 11:00:00
Архив/think/shepetnevka/=+=+=+=
Ведь можем же, можем! Если коэффициент полезного действия парового двигателя мал, двигателя внутреннего сгорания побольше, но все же не достигает пятидесяти процентов, то в компьютере воплотилась вековая мечта кулака: чтобы батрак отрабатывал хлеб до последней крошки. Не отвлекался на роздыхи и перекуры, не лодырничал - а работал, работал и работал.
Но с батраками, с людьми вообще, такое не проходит. Человек норовит урвать что-нибудь себе лично. Горсть зерна с поля, глоток молока с фермы, пачку бумаги из конторы. А если урывать в материальном плане нет возможности - ну нет у него на работе молока или бумаги, или учет налажен уж очень хорошо, - то он, работник, урывает время. Даже если сидит на рабочем месте, не опаздывает, не уходит прежде положенного, все равно урывает. В окно поглядит - пять минут и прошло. На коллегу посмотрит, о личном подумает - еще гривенник. Кроссворды решает, чай пьет литрами, сигареты переводит пачками. А когда на столе компьютер, да еще подключенный к Интернету... Максимальная активность на разного рода форумах приходится именно на рабочие часы: во-первых, халява; во-вторых, нужно же куда-то время деть; в третьих, душа требует.
Конечно, с этим борются. Следят за трудовой дисциплиной с помощью хитрых устройств, поощряют бдительность среди сотрудников, системные администраторы отслеживают каждый мышиный клик. Курение - так и вообще запрещают. Но приходится тратиться на наблюдателей, и тратиться изрядно. А он, подлец, понаблюдает-понаблюдает, да и сам заскучает, почувствует неодолимое томление души, желание доказать себе и миру, что не тварь дрожащая, а право имеет. Поневоле заводят обернадзирателей, но через самое непродолжительное время ситуация повторяется. И либо система привыкает к тому, что КПД ее не 99 процентов, а 50 (и это счастье, если пятьдесят), либо заходит в такой штопор, из которого выхода просто нет. Столкновение с землей, взрыв, разбор обломков, идентификация и захоронение останков.
Но ведь это было прежде, при социализме, когда всеобщая занятость была самоцелью. А теперь, стоит надеть кашне и выглянуть в окошко, сразу увидишь: на дворе тысячелетие капитализма. Хозяин, он просто не наймет работника отсиживать часы в праздности, ему подавай прибавочную стоимость. А какая прибавочная стоимость возникнет от решения кроссвордов или пересказывания событий вчерашнего футбольного матча?
Но в самом раскапиталистическом обществе - равно как и в феодальном, и в рабовладельческом - существует не островок, а целый материк социализма. Противник, быть может, смертельный противник капитализма не пролетариат. Куда там пролетариату... Имя ему - Государство.
Главный принцип любого государства самый что ни на есть социалистический - все во имя государственного человека, все для блага государственного человека. Поначалу государственники, конечно, работают изо всех сил, дабы обеспечить своих потомков. Но вот потомки... Институт майората в госслужбе как-то не прижился, и к себе в преемники чиновник тащит не только старшего сына, а и всех остальных. И дочерей тоже. Тем волей-неволей приходится ходить на службу, чтобы на стул кто другой не позарился. Главные денежные потоки регулирует патриарх, детям же остается либо подбирать крохи, либо крысятничать, либо представительствовать. Всего казенного времени это не занимает, как ни старайся. И тогда опять идут в ход кроссворды, чай - или виски, или кокаин.
Беда власти не в том, что она занимается преимущественно самообеспечением, а в том, что этой важнейшей задачей она занимается плохо. С низким КПД. То есть она-то до поры думает, что КПД ее просто отличный. Диспетчер задач готов показывать столько, сколько от него ждут - 99,8 процента. А если покажет что-то другое, то ему, диспетчеру, тоже покажут - Кузькину мать, и отправят туда, куда Макар телят не гонял. И в год трехсотлетия династии Романовых, и в год семидесятилетия Великой Октябрьской революции власть была совершенно уверена в собственной эффективности. Ну, чуть-чуть кое-где подкрутить, смазать, отшлифовать. Пустяки.
Снижение рождаемости есть противовес неэффективности государства. Если государственные мужи ограничиваются одним ребенком, то синекур становится меньше, КПД госмашины растет, и система приобретает устойчивость. Покуда во Франции рождаемость была высокой, потрясения власти случались регулярно. Стоило достичь стабильности - тишь да гладь, никаких революций.
Как на моем ноутбуке.
- Из журнала "Компьютерра"