Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Слово не воробей!

АрхивКолонка Золотова
автор : Евгений Золотов   20.06.2005

Pepsi, T-Mobile и ряд других всемирно известных компаний отказываются от рекламы на веб-портале компании Yahoo! Недосчитаться десятков миллионов долларов классик поискового бизнеса может из-за беспредела, чинимого педофилами в его чат-каналах.

Скандалы с участием крупных компьютерных и интернет-компаний в последние недели следуют буквально один за другим - и минувшие выходные принесли очередную громкую историю. На сей раз в центре всеобщего внимания оказался почтенный консерватор эпохи первых дот-комов, компания Yahoo!. Принадлежащий ей одноимённый веб-портал, как известно, помимо собственно поисковой системы содержит массу самых различных инструментов, начиная от почтовой службы и заканчивая каналами для общения. Существующие с незапамятных времён, чат-каналы Yahoo! были и остаются чрезвычайно популярны, несмотря на стремительную эволюцию интернет-пейджеров всех сортов, что объясняется отчасти громким именем основателя (yahoo.com вот уже десять лет - самый посещаемый узел Сети), отчасти простотой устройства. Всё, что требуется от пользователя для работы, это веб-браузер и никакого дополнительного программного обеспечения. Древо каналов структурировано, но участникам дискуссий предоставлена возможность создавать собственные "комнаты по интересам". Точнее, такая возможность предоставлялась до середины июня, когда и начался раскручивающийся сегодня скандал. Дело в том, что доступ к чат-каналам не требует прямой оплаты, но всё же пользователи обязаны перед подключением к той или иной дискуссии просмотреть рекламное объявление. Деньги, выплачиваемые рекламодателями (среди которых Pepsi, T-Mobile и множество компаний того же уровня), составляют значительную часть доходов Yahoo! и измеряются сотнями миллионов долларов. И представьте себе такую досадную оплошность: выяснилось, что реклама демонстрируется в каналах, где обитают педофилы и порнографы!

Справедливости ради стоит отметить, что никто ничего не скрывал: чат-каналы в равной степени доступны всем желающим. Но потребовалось журналистское расследование, чтобы к грязи, царящей на портале, было привлечено внимание общественности. Сделали это работники хьюстонского телеканала KPRC, показавшие, что в сонме дискуссионных комнат Yahoo!, посвящённых музыке, кино и прочему, и прочему, были и комнатки с названиями "девятилетние, жаждущие секса", "от 13 и младше для серьёзных дяденек" и им подобные. Созданные рядовыми посетителями, они отнюдь не прятались в недрах иерархического древа - нет, они работали на виду у всех в категории "образование". Зафиксированный журналистами беспредел (знакомства с детьми, демонстрация фотографий понятного содержания и т.д.) был во всей красе продемонстрирован телезрителям, а авторы программы ещё и обзвонили самых известных рекламодателей, работавших с Yahoo! и таким образом оказывавших финансовую поддержку аморальных и предположительно противозаконных действий. Большинство из тех, до кого удалось дозвониться, высказывали сожаление по поводу своей неосведомлённости происходящим и немедленно приостанавливали рекламные контракты с Yahoo! Многие сочли политику Yahoo! в отношении чат-каналов нарушением условий договоров и теперь требуют объяснений. Телезрители же пошли ещё дальше: одна семья, в которой ребёнок пострадал от интернет-педофила, подала на Yahoo! в суд. Иск построен на обвинении компании в нежелании бороться с педофилами на принадлежащей ей территории (вместо того, чтобы закрывать "детские" комнаты, компания зарабатывала на них, демонстрируя посетителям рекламу) и содержит требование о выплате компенсации в 10 миллионов долларов.

Как говорят очевидцы, именно так всё и обстоит на самом деле. Завсегдатаи чатов на портале Yahoo! уже много лет регулярно жалуются на засилье педофилов и просят ввести систему модераторов, однако, все просьбы компания просто игнорирует. Точнее, игнорировала до сих пор. Как только речь зашла о финансовых вопросах (кое-кто из рекламодателей не просто приостановил действие своего контракта, а вообще отказался от рекламы на Yahoo!), последовала немедленная реакция: вот уже трое суток как в чат-каналах Yahoo! рядовым пользователям запрещено создавать свои дискуссионные комнаты. Официальное объяснение - внесение улучшений в механизм чат-движка, но каждому ясно, что послужило истинной причиной. А поднятая шумиха уже привлекла внимание законодателей, пообещавших задуматься над устранением юридической бреши: как считают эксперты, сегодняшнее законодательство в США не может быть использовано для давления на компании в ситуациях, аналогичных той, в которой оказалась Yahoo! Нам с вами можно только позавидовать такой оперативности и, вместе с тем, сожалеть: не получается интернета без цензуры, увы, никак не получается!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.