Бригада быстрого реагирования
АрхивКолонка ЗолотоваСвободный софт крали и будут красть, если мы не объединимся в борьбе против нарушителей. Немецкий хакер, уже поставивший на колени больше десятка корпоративных гигантов, призывает координировать усилия в рамках организованного им проекта.
Ровно неделю назад в Германии, в павильонах крупнейшей выставки электронных достижений CeBIT, приключилась забавная история. Некий чудак обошёл стенды более чем десятка компаний с мировыми именами (Motorola, Acer, AOpen и др.) и вручил их представителям письма примерно одного содержания. Смысл посланий, составленных тем же самым энтузиастом, сводится, ни много ни мало, к... обвинению гигантов в пиратстве. Точнее, неправомерном использовании программного обеспечения, написанного сообществом open source и опубликованного на условиях лицензии GNU GPL. Там же содержится и предложение уладить конфликт миром, добровольно исправив свои ошибки. Зовут чудака Харальд Вельт и русская поговорка "один в поле не воин" ему наверняка известна, но - к нему неприменима. У Вельта богатый опыт: за каких-то полтора года он сумел отстоять собственную правоту в споре не с одним корпоративным титаном, попутно став настоящей легендой мира открытого кода, и теперь намерен привлечь к проблеме нарушения прав независимых разработчиков внимание самых широких масс. Впрочем, обо всём по порядку.
Харальд Вельт, известный под псевдонимом LaForge, типичный хакер, для которого программирование - прежде всего, хобби. Программит он давно и успешно, занимаясь, в частности, свободным проектом netfilter/iptables (сетевой фильтр, входящий в состав ядра Linux). Здесь ему принадлежит руководящая должность, которую оплачивает некая немецкая компания, поэтому программирование для него ещё и работа. Для нас netfilter важен тем, что именно исходные тексты этой программы были обнаружены Харальдом больше года назад в нескольких проприетарных продуктах, выпускаемых известными компаниями-производителями электроники.
Здесь стоит отвлечься и вспомнить, что лицензия GNU GPL, под которой выпущен и netfilter, является самой популярной свободной лицензией. По разным оценкам, на неё приходится от половины до трёх четвертей всего программного обеспечения, написанного сообществом open source. GPL ещё и одна из самых свободных лицензий: она не накладывает на пользователя почти никаких ограничений, разрешая ему изучать исходные тексты, модифицировать их, передавать третьим лицам в том числе и за вознаграждение. Но при этом публикация программы на условиях GPL не означает передачу её в общественную собственность. Использование программы под GPL требует соблюдения ряда правил, основным среди которых является необходимость публикации изменений, внесённых в исходную программу, а также текстов новых программ, которые основаны на GPL-коде. К сожалению, нарушения часты - слишком уж велик соблазн сэкономить, воспользовавшись "ничейным" кодом. Особенно часто этим грешат программисты, работающие на крупные компании - по всей видимости, надеясь, что заимствованный код, спрятанный в недрах сложного устройства, никогда не будет найден. Но, как показывает практика, правда рано или поздно вскрывается.
Сам Вельт использует для обнаружения краденного кода методы реверс-инжиниринга, извлекая код из памяти различных коммерческих устройств и отыскивая в нём знакомые ему последовательности. Таким вот "первобытным" способом он сумел вывести на чистую воду (и склонить к сотрудничеству) ASUS, Siemens, Belkin, D-Link и другие компании, использовавшие свободный код в своих продуктах, но ничего не возвращавших взамен. Точно так же, с помощью шестнадцатиричного редактора и системных утилит, Харальд отыскал участки неправомерно скопированного GPL-кода и в продуктах 13 компаний, представители которых были лично уведомлены на CeBIT (среди них Motorola, Acer, X-Micro, Trendware и др.). Обнаружив нарушение, Вельт сообщает о нём, предлагая устранить недоразумение полюбовно. И большинство гигантов соглашается. Странного тут ничего нет, ведь каждый конфликт в конце концов может окончиться в суде, где нарушитель рискует встретиться уже не с Вельтом, а с юристами других крупных компаний, которые, возможно, принимали участие в разработке краденного кода. Всего Харальду удалось уладить таким образом более десятка дел, но бывает и так, что нарушитель отказывается от мировой, предпочтя судебное разбирательство. Так случилось весной прошлого года с компанией Sitecom и Вельт вышел из того сражения победителем, попутно создав неоценимый прецедент: именно этот судебный процесс стал первым в мире, подтвердившим юридическую применимость лицензии GPL.
Одним из самых больших препятствий на пути к быстрому решению связанных с этой лицензией конфликтов до сих пор была неразбериха с тем, куда обращаться в случае обнаружения факта нарушения. Дело в том, что если GPL-код украден, инициатором разбирательства обязательно должен быть обладатель копирайта на программу. Поэтому единого центра, куда мог бы обратиться человек, зафиксировавший нарушение GPL, не существует. Харальд Вельт, поднаторев в правовых баталиях, надеется построить такой центр на принадлежащем ему сайте gpl-violations.org. Основой его станет база данных по всем нарушениям GPL, обнаруженным, устранённым и только ждущим своего решения. Центр сыграет и координирующую роль, облегчив связь с правообладателями и привлечение помощи со стороны заинтересованных организаций. Сегодня одна только Free Software Foundation каждый год разбирает десятки посягательств на разработанный под её началом свободный софт. И ничто не предвещает улучшения обстановки. Всё тот же Вельт констатирует: если нынче проблемными зонами сообщества независимых разработчиков являются всевозможные сетевые устройства, навигационные системы и узкоспециализированный софт, то завтра к ним добавятся интернет-телефоны. Окоротить желающих нечестно заработать на "ничейном" софте всегда было много - и их будет ещё больше, если проблемой не озаботимся все мы.