Горе от ума
АрхивКолонка ЗолотоваПсихологи утверждают: мозг человека, словно центральный процессор компьютера, наделен кэш-памятью. "Кэш" помогает решать задачи быстрее, но размер его ограничен. Загрузите часть быстрой памяти лишней информацией - и общая производительность системы упадет!
Человека (а, точнее, его мозг) часто сравнивают с вычислительной машиной. Некоторое сходство и в самом деле есть: так же, как и машины, мы собираем информацию, обрабатываем её и действуем, полагаясь на результаты собственных сознательных и под- вычислений. Вместе с тем и разница очевидна. Если компьютер - холодный, не подверженный эмоциям электронный мозг, точность процедур которого не зависит от каких-либо субъективных факторов и может быть задана наперёд, то человеческий нейрокалькулятор, увы, подвержен всем ветрам и напастям. Страх, злоба, утомление, а то и влюблённость (не забудьте про валентинку!) способны сыграть коварную роль, самым неожиданным образом сказавшись на аналитическом процессе. Впрочем, все эти рассуждения хороши для литературы художественной, да там они чаще всего и встречаются. Ведь каждому понятно, что живой человек и агрегат из транзисторов - слишком разные, чтобы сравнивать их напрямую. Однако, временами даже учёные не чураются подобных сравнений, объясняя биомеханику homo sapiens в чисто компьютерных терминах. Отчёт об одном из таких любопытных исследований был опубликован недавно группой американских психологов (Miami University of Ohio), изучавших феномен знакомый большинству ещё со школьной скамьи и уже упомянутый выше. Да, речь - о влиянии эмоций на продуктивность отдельно взятого индивидуума.
Вы наверняка не единожды наблюдали, а может быть и имеете собственный печальный опыт, как какой-нибудь стопроцентный "отличник", попав в стрессовую ситуацию, "теряется" и, даже зная тему, оказывается не в состоянии дать удовлетворительный ответ, тогда как середнячки проходят то же испытание с блеском. Житейский опыт объясняет казус просто: типичный "отличник" не привык к провалам, и страх схватить "двойку" мешает ему сосредоточиться на задаче. Психологи дают похожее, но уже чёткое объяснение: беспокойство ("только не завали!") оттягивает на себя часть ресурсов головного мозга - и это становится началом конца.
Мозг, говорят учёные, словно центральный процессор компьютера, наделённый некоторым объёмом кэш-памяти. Эта, так называемая быстрая память (термин из биологии, не из информатики!), используется для решения сиюминутных задач и содержит информацию, которая нужна нам либо прямо сейчас, либо понадобится в следующие секунды. К примеру, при решении в уме математической задачки из нескольких действий, промежуточные результаты будут храниться именно здесь. И аналогия с вычислительной техникой едва ли не прямая: чем больше быстрая память, тем быстрее при прочих равных условиях способен её обладатель решать сложные задачи. Однако, утверждают учёные, чем больше "кэш", тем более владелец склонен забивать его всякой ерундой, к делу не относящейся.
Чтобы проверить свою догадку на практике, исследователи набрали две группы добровольцев, в роли которых выступили около сотни студентов. В первую группу зачислили передовиков, демонстрировавших успеваемость выше средней. Вторую составили середнячки. Всем ребятам сразу же было предложено решить сложную математическую задачку, требующую в том числе устного счёта. Как и ожидалось, первая группа в среднем показала производительность сравнительно более высокую. Но следует заметить, что экспериментаторы в этот раз не оказывали на подопытных давления. Проверка номер два также предусматривала решение матзадач, но перед тем, как студенты смогли приступить к работе, им объяснили, что теперь их личный успех станет частичкой общего успеха группы, а та из групп, которая справится с задачей первой, получит денежное вознаграждение. Кроме того, ребятам пообещали, что их работы будут проверять преподаватели. Вот тут-то и случился ожидаемый сюрприз: средняя производительность первой группы упала до уровня соперников.
Авторы эксперимента объясняют результаты следующим образом. Представители первой группы, предположительно использующие больший объём быстрой памяти, начали нервничать, мысли о возможном провале заняли часть рабочей памяти и снизили их умственную работоспособность. Представители второй группы традиционно не привыкли загружать свой и без того небольшой "кэш" лишней информацией, поэтому в стрессовой ситуации они работали головой лучше. Но самое интересное во всей этой истории - финальный вывод. Известно, что наш мозг использует быструю память для решения самых разных задач, от простейших (вроде счёта в уме) до невероятно сложных. И явная зависимость от психического состояния оказывается опасной, в частности, при определении уровня знаний и профессиональных качеств индивидуума. Разнообразные тесты и экзамены в образовательных учреждениях, в центрах сертификации, при приёме на работу и т.д. и т.п. подразумевают стресс, подчас сильнейший. А потому результаты их не могут считаться объективными.