I want to believe
АрхивКолонка ЗолотоваК сожалению, нам вряд ли когда-то удастся услышать радиопередачи, ведущиеся на планетах под другими звездами для их обитателей. Если верить Фрэнку Дрейку - легенде поисков внеземных цивилизаций - нам остается лишь надеяться, что инопланетяне сами захотят, чтобы мы узнали об их существовании.
Вряд ли можно точно сказать, сколько веков или тысячелетий бродит в умах человеческих идея о существовании иных цивилизаций. Вероятно, столько же ведутся и поиски космических "братьев по разуму". Теории рождаются и умирают - и чем ярче предположение, тем скорее настигает его неизбежная смерть. Вспомните хотя бы пресловутые марсианские каналы - открытые в 70-ых годах XIX века и почти тотчас же объявленные ирригационными сооружениями наших соседей по Солнечной системе. Эволюция техники развенчала оптимизм Ловелла и его сторонников уже тридцать лет спустя, но большие телескопы, в которых каналы Марса предстали цепочкой кратеров, помогли обрести народившемуся племени сторонников иных цивилизаций новые надежды.
За XX век энтузиасты, страшившиеся вселенского одиночества, успели поочерёдно выдвинуть на роль прибежища иных цивилизаций, пожалуй, все планеты Солнечной системы, а фантасты прощупали даже теоретическую твердь креатива звёздных атмосфер. К настоящему моменту, благодаря успехам астрономии и космонавтики, большая часть этих теорий отвергнута, идея жизни под Солнцем сузилась до примитивных форм в малоизученных уголках системы (цель номер один - подлёдный океан Европы), а фанатики обратили свой взор к звёздам. Совершить путешествие к которым мы пока не в состоянии и остаётся только одно: наблюдать.
Впрочем, история пассивных поисков также уже насчитывает немало опытов и разочарований. Начав с наблюдений внешнего космоса на первых радиотелескопах в середине XX века, энтузиасты к настоящему моменту сумели заполучить в свои руки крупнейший из когда-либо сконструированных человеком астрономических инструментов: радиотелескоп обсерватории Аресибо (что в Пуэрто-Рико), размещённый в образованной природой чаше карстового провала, используется для сбора данных в беспрецедентном проекте по поиску внеземных цивилизаций SETI@home. Собранная информация обрабатывается титаническим распределённым суперкомпьютером, составленным общими усилиями свыше пяти миллионов обычных компьютерных пользователей. С момента запуска проекта в 1999-м году хотя бы однократно просканирован почти каждый участок небосвода, доступный для наблюдения из северного полушария. Тем не менее ни одного сигнала, имеющего достоверно искусственное происхождение, не выявлено.
Неудачу SETI@home можно списать на недостаточную чувствительность используемой аппаратуры. Действительно, с помощью радиотелескопа в Аресибо можно обнаружить лишь сравнительно мощный радиосигнал, посланный в сторону Земли. Возможностей SETI@home не хватит для обнаружения техногенного радиошума, который - как предполагалось до сих пор - окружает ареал обитания каждой технически развитой цивилизации. Такой шум появляется сам собой, как своеобразный побочный продукт жизнедеятельности. К примеру, вокруг Земли на сотню световых лет уже распространились утекшие за атмосферу радиопередачи, а на пятьдесят световых лет - телетрансляции. Коммуникации, радары, различные производства - всё это порождает радиошум, частично просачивающийся в космос. Располагая достаточно чувствительным оборудованием, другая цивилизация может узнать по нему о нашем существовании. Обратное утверждение также справедливо, но здесь нас подстерегает неожиданная проблема, обрисовал которую на днях знаменитый американский астрофизик Фрэнк Дрейк.
Учёный этот известен миру как автор названного в его честь уравнения Дрейка - простой на вид формулы, с помощью которой можно... определить количество цивилизаций в галактике, с которыми у нас есть шанс вступить в контакт. Уравнение имеет следующий вид (иногда его записывают иначе, но смысл остаётся тем же):
N = R*fp*ne*fl*fi*fc*L
Здесь N - то самое количество, зависящее от темпа формирования звёзд в конкретной галактике (R), распространённости планетных систем у других звёзд, предположительного числа планет, обладающих пригодными для существования жизни условиями и прочее, и прочее, включая и ожидаемое время жизни цивилизации (L). Вот эта L является едва ли не самым важным аргументом. Дело в том, что, исключая константу R, ни один аргумент уравнения Дрейка не может быть определён хоть сколько-нибудь точно. Попросту говоря, не существует иного, кроме личных оценок, способа определить значение этих неизвестных. Всё это делает уравнение Дрейка весьма сомнительным основанием для построения на нём каких-то выводов и позволяет некоторым учёным даже называть его псевдонаучным (читайте лекцию Майкла Крайтона на страницах КТ). Вот почему даже примерное определение хотя бы одного параметра имеет огромную важность для верящих в существование внеземных цивилизаций. L - как раз такой параметр, ведь нам известно его значение для нас! Надо заметить лишь, что L означает не собственно время жизни цивилизации, а то время, которое она будет видна (доступна для контакта) извне. Для нас, как было сказано выше, этот отрезок составляет примерно сто лет. Понятно, что чем больше значение L, тем выше шанс ищущих случайно нарваться на сигналы или радиошум иной цивилизации.
Но вернёмся к заявлению Дрейка. Выступая на конференции, он предположил, что L, к сожалению, может так и остаться очень незначительным по величине. Наша цивилизация постепенно уходит от широковещательных сервисов, отдавая предпочтение направленным коммуникациям. Кабельное и спутниковое телевидение - вероятно, лучший пример этого процесса: замена мощных широковещательных передатчиков на маломощные направленные несёт известные выгоды для человечества, но сводит шансы на наше обнаружение из космоса к нулю. Прекратив поступление всенаправленного радиошума в космос человечество станет невидимым для других цивилизаций. Кто может поручиться, что другие цивилизации уже не прошли эту стадию и она не заняла у них те же самые сто-двести лет?
Так что надеяться, что мощные радиотелескопы помогут уловить радиопередачи, ведущиеся под чужими звёздами для их обитателей, не следует. Нам остаётся надеяться лишь на то, что инопланетяне сами захотят, чтобы о них узнали и просигналят нам - направленным ли радиолучом, лазером ли. Но не слишком ли многого мы хотим?