Акустическая нирвана
АрхивКолонка ЗолотоваПочти полтора века непрерывного развития технологий записи и воспроизведения звука привели нас к настоящей вершине совершенства: подавляющее большинство слушателей сегодня согласны довольствоваться уже существующими разработками. Виват, MP3!
При взгляде на эволюцию технологий записи и воспроизведения звука за последние (грубо) сто лет становится понятно, что процесс этот движим единственно стремлением к совершенству. Вспомните основные ступеньки развития аудиотехнологий. Граммофон с его механическими носителями в виде валиков и пластинок, удерживавший пальму первенства по популярности более века, в 80-ых годах века прошлого сменился магнитофонной лентой, заменившей грубое механическое преобразование сохранённой информации на электронное. А на смену ленте в качестве фаворита толпы пришли цифровые носители. Впрочем, и здесь эволюция не остановилась: лазерные компакт-диски стали только первым шагом, за которым последовал отказ от физического тела. MPEG-1 Audio Layer 2 и MPEG-1 Audio Layer 3, более известные под именами MP2 и MP3, совершили очередную революцию, продолжающуюся и поныне. MP2, расцвет которого пришёлся на первую половину 90-ых гг., родился слишком рано с технической точки зрения, почив практически в безвестности, но для его последователя уровень развития микропроцессорной техники и массовых коммуникаций оказался уже вполне достаточным, и на переломе тысячелетий на выставках и конференциях, посвящённых аудиотехнике и технологиям, всерьёз заговорили о скором полном переходе на нематериальную цифру. Сегодня энтузиазм слегка подувял, но эволюция, опять же, не остановилась: MP2 и MP3 были первопроходцами, AAC, AC-3, MP3pro - последователями, OGG Vorbis - типичный представитель третьей, последней на текущий момент волны в технологиях цифрового звука.
Каждый этап в аудиоэволюции характеризуется своими методами борьбы за качество. Для винила это скорость вращения диска, для магнитофонной ленты - ширина, химия магнитного покрытия и скорость протяжки ленты, для лазерных дисков - так называемый битрейт, количество данных, описывающих секундный промежуток звукового полотна. Для MP3 и его последователей, предполагающих кодирование звука с необратимыми потерями, одного битрейта мало - необходимо учитывать ещё и механизм кодирования. Однако битрейт в общем случае даёт хорошее представление о совершенстве кодека: в частности, MP3 обеспечивает качество звучания, близкое к CD, при шириние информационного потока в 128 килобит в секунду, MP3pro - при 64, а OGG Vorbis - при битрейтах менее 64 кбит/с.
Возвращаясь к началу, заметим, что предела совершенству, кажется, нет, и процесс модернизации аудиокодеков будет бесконечным. И вполне возможно, он действительно будет длиться бесконечно, продолжаемый энтузиастами из... чисто спортивного интереса. Однако первичная причина, обусловившая появление сперва MP3, после MP3pro, а потом OGG, утеряна. Особенность периода, в который нам с вами посчастливилось жить, заключается в том, что развитие аудиотехнологий (впервые за всю их более чем столетнюю историю) привело к появлению разработок, перекрывающих потребности человека. По крайней мере, подавляющего большинства людей.
Спору нет, многие из читающих сейчас эти строки, сумеют отличить звучание композиции, кодированной в MP3 с битрейтом в 128 кбит/с от неё же, кодированной с битрейтом в 192 килобита. А отдельные, особо одарённые природой личности, будут плеваться от цифровых носителей вообще, утверждая, что ни CD, ни, тем более, необратимо деформирующие аудиокодеки не в состоянии достоверно описать всё богатство настоящего, "живого" звука. Но большинство пользователей цифровых плееров безусловно удовольствуются звучанием, обеспечиваемым аудиотехнологиями даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня. Прямое тому доказательство - сверхпопулярный онлайновый музыкальный магазин Apple iTunes, коллекция которого кодирована форматом AAC с битрейтом в 128 кбит/с. Ренделл Стросс, автор по-хорошему попсовой статьи во вчерашней New York Times, раскрывая простым американским читателям глаза на то, что теряют они, покупая музыку в iTunes, обратилась к пресс-секретарю Apple с вопросом, почему музыка кодируется со столь явно низким качеством. И получила столь же простой ответ: большинство слушателей сегодня знать не знают, что такое битрейт, поэтому качество кодирования было определено как компромисс между качеством звучания и нагрузкой на аппаратные ресурсы. И Apple не одинока - тем же путём пошли многие её конкуренты, включая RealNetworks.
Так что же, восхождение к пику совершенства прервано? Конечно же, нет! Ведь даже 128-килобитный MP3 звучит лучше магнитофонных кассет. Значит, у большинства слушателей просто появился шанс сделать передышку. А дорогу дальше пусть прокладывают энтузиасты: Super Aidio CD, DVD-Audio и Intel High Definition Audio - всё это шажки в нужном направлении.