Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ты пират и я пират

АрхивКомментарий дня
автор : Евгений Золотов   20.01.2003

Неся Интернет-провайдеру свои кровные, сегодня мы платим только за доступ к Сети. В будущем каждый сетянин может быть обязан платить специальный налог, компенсирующий потери от онлайнового пиратства издателям музыкальной и кинопродукции, программного обеспечения.

Трафик, генерируемый пользователями файлообменных систем - настоящая проблема для сегодняшних Интернет-провайдеров. Особенно для тех, которые предоставляют скоростное подключение к Сети: по многочисленным оценкам, до 60% информации, проходящей через их серверы, относится к данным, перекачиваемым через файлообменники. Впрочем, в чём же здесь сложность? Ведь если есть спрос (а в нынешних послекризисных условиях это просто замечательно!), значит нужно лишь суметь удовлетворить его - чем многие broadband-провайдеры с успехом и занимаются, расширяя свой бизнес. Тем не менее, проблема существует, причём характерная своей двойственностью. Прежде всего, участники файлообменных систем генерирует необычно большие объёмы исходящего трафика: сетяне, занимающиеся веб-сёрфингом, слушающие Интернет-радио, общающиеся в чатах и т.п. большей частью лишь поглощают информацию. Файловый же обмен заставляет информацией активно делиться - что приводит к выравниванию входящего и исходящего трафика. Но с этой частью проблемы могут бороться (и уже…) сами провайдеры, при помощи грубых запретов или более гибких вариаций тарифной политики. Другая часть той же проблемы - всевозможные юридические вопросы, что порождает обмен копиями файлов: нарушает на самом деле обмен чужой музыкой или фильмами чьи-то права, не нарушает - вопрос так до конца и не прояснённый, но неопределённость здесь лишь способствует попыткам различных лиц и организаций утвердить единственную правильность своей точку зрения на этот вопрос. Одну - безусловно, самую замечательную - из таких попыток сегодня хотелось обсудить.

Речь - о последней инициативе известной своей активной борьбой с пиринговыми сетями Американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA. Выступая на международной конференции музыкальной индустрии Midem, глава Ассоциации Хилари Розен (Hillary Rosen) с сожалением констатировала факт очередного ожидаемого снижения доходов от продаж у участников RIAA (в 2003-м Ассоциация планирует падение продаж на 6% по сравнению с нынешним годом, что будет означать четвёртый год падения подряд) и предложила несколько путей для выхода из затянувшегося кризиса. Часть из них уже известна (крупнейшим мировым лейблам предлагается облегчить условия лицензирования музыкального контента, обратить большее внимание на развитие подписных сервисов и т.п.), но было и кое-что новенькое. Называя главным виновником неудач онлайновое пиратство, Розен предложила активизировать борьбу с ним путём обложения специальным налогом клиентов Интернет-провайдеров. Идея проста: собранные с пользователей деньги будут направляться непосредственно на оплату тяжкого труда музыкантов и компаний-участниц RIAA, издающих и рекламирующих музыкальную продукцию.

Согласитесь, высказанная Розен идея заслуживает упоминания хотя бы уже по причине её беспрецедентной наглости. В самом деле, RIAA - всего лишь одна из множества организаций, объединяющих музыкальных издателей. Её участникам принадлежит треть мирового музыкального рынка, но это ещё не вся музыка мира, поэтому обвинять всех пользователей Сети в обмене композициями, права на распространение которых принадлежат RIAA, следует с осторожностью. Но, предположим, что инициативу Розен подхватят другие звукоиздательские ассоциации. Можно ли всерьёз обсуждать вопрос сбора денег с рядовых пользователей Сети для компенсации теоретических потерь от онлайнового пиратства? Мало того, что называемые звукоиздателями размеры потерь отнюдь не соответствуют тем прибылям, что были бы получены ими в условиях отсутствия неконтролируемого обмена музыкой. Обвинение в пиратстве требует доказательств (хоть, как показывает практика - вспомните недавний эксперимент в Дании - рядовые пользователи не изъявляют ни малейшего желания идти на судебную конфронтацию с крупной организацией) и чёткого разделения пользователей, причастных к нелегальным действиям, от тех, которые не имеют к ним никакого отношения. С другой стороны, идея RIAA кажется единственной действенной защитой от файлообменных систем нового типа, в которых соблюдается абсолютная анонимность участников (в сети Freenet уже сегодня вовсю идёт обмен свежими, качественными копиями фильмов). И этот аргумент может стать решающим при подведении под новую инициативу законодательной базы. Сколь велика вероятность того, что налог на файловый обмен будет воплощён в жизнь? Не подхватят ли идею RIAA издатели кинофильмов и программного обеспечения? Может ли налог появиться в России и будет ли вообще поддержан за рубежами США? Как противостоять такого рода инициативам (безусловно, губительным для рядовых сетян)? Примите участие в дискуссии!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.