Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сенсорная кома человечества

Архив
30.07.2003

Теперь, когда у читателя сформировалась общее видение того, в каком направлении развивается биосенсорика человеческих эмоций, ему будет нетрудно вспомнить, что, кроме секса, людей всегда привлекали насилие и наркотики

Теперь, когда у читателя сформировалась общее видение того, в каком направлении развивается биосенсорика человеческих эмоций, ему будет нетрудно вспомнить, что, кроме секса, людей всегда привлекали насилие и наркотики. И, конечно, общество их получило. В новом, сенсорном варианте.

Созданный задел и общее понимание того, как нужно строить бизнес на продаже человеческих ощущений, позволило очень многим влиться в общий вектор развития технологии. Кроме того, стало понятно, что существующие социальные институты не в силах совладать со всеми подвизавшимися на ниве сенсорной коммерции, точно так же, как они не справились с распространением наркотиков.

И все-таки в новой отрасли появились бизнесы, не связанные с насилием, — хотя и здесь трудно усмотреть повод для оптимизма, — многие научились извлекать прибыль из банального человеческого пристрастия к порокам. Например, большинство наркоманов получили возможность попасть в dreamhouse — так теперь цинично называют подобные заведения, — где им предложили подобие жилья и пищи, а главное — регулярную дозу, — все в обмен на вживление биосенсора и проведение соответствующей записи после каждого приема наркотика. На подобные сенсорные эмоции существует устойчивый спрос среди людей, не желающих подвергать риску собственное здоровье и опасающихся наркозависимости.

Другим популярным сенсорным развлечением стал садомазохизм. И если таковой представляет для нашего анализа интерес не больший, чем появление в Сети сенсорных ресурсов других многочисленных групп «с сексуально акцентированными наклонностями», то остановиться на некоторых «продвинутых» тенденциях, выходящих за рамки официальной доктрины BDSM1, просто необходимо.

Наиболее шокирующими материалами стали записи убийств сенсорных доноров. Нет нужды говорить, что жертвы ничего подобного не ожидали, а для эмоционального реципиента это и вовсе становилось неприятным сюрпризом, если не сказать больше. Любопытно, что в ролевых BDSM-играх с ограничением физической свободы тактильный сенсорный канал настолько доминировал, что реципиент забывал о своей действительной физической свободе и о возможности остановить воспроизведение опасной записи.

На другом полюсе насилия над личностью были сенсорные ощущения преступников, приговоренных к высшей мере наказания, записанные с их согласия. Правительства тех стран, где в наше время еще сохранилась смертная казнь, после ознакомления с первым же из подобных материалов единодушно подписали совместную декларацию о запрете любых сенсорных записей во время исполнения приговоров, включая ощущения свидетелей этой процедуры.

Наконец, к отдельной категории можно отнести личные записи самоубийц. Пионером эмоционального насилия над собственной жизнью был некий Ли Ху Вон, чей заживо хоронящий, простите за каламбур, сенсорный дневник стал пособием для многих последователей юного самоубийцы, нуждавшихся, скорее, в помощи хорошего психолога, чем в обстоятельных инструкциях о способе сведения счетов с жизнью.

До возникновения подобных материалов считалось, что редуцированные сенсорные переживания в принципе не могут нанести вред здоровью, однако человеческая психика не в первый раз преподнесла сюрприз. Погружение в ситуацию, когда эмоциональный донор переживает клиническую смерть, оказалось столь глубоким, что многие реципиенты к подобному повороту событий были просто не готовы — что привело к многочисленным смертям. Даже если не принимать во внимание поклонников сенсозаписей определенного содержания с угадываемым смертельным исходом, которые, фигурально выражаясь, знали, на что шли, то появление в Сети первой записи-убийцы стало провозвестником новой серьезной опасности.
Упомянутая сенсозапись внешне ничем не отличалась от тысяч других: она велась от лица молодой девушки, вступившей в сексуальный контакт с молодым человеком. В момент приближения к оргазму партнер внезапно, — этого ничто не предвещало, — несколько раз ударил ее ножом. Только официальная статистика зафиксировала по всему миру несколько сотен смертей среди «просмотревших» эту сенсозапись. Болевой шок оказывался таким сильным и неожиданным, что реципиент зачастую даже не пытался дотянуться до кнопки «стоп» на брейнкоме.

Превентивные меры были найдены быстро: из записи вырезали несколько наиболее характерных фрагментов, а поверх них наложили предупреждение — эту «прививку» теперь мог транслировать себе любой желающий. Поскольку большинство людей обладает хорошей памятью на комплексные сенсорные переживания, то при «просмотре» настоящей записи-убийцы у реципиента на тех же фрагментах возникает стойкое ощущение дежа вю, что позволяет вовремя сориентироваться и отключить трансляцию.

Увы, как нетрудно догадаться, подобный метод предупреждения об опасных для жизни сенсорных эмоциях не является панацеей, поскольку может использоваться лишь постфактум. В настоящее время разрабатываются программные сканеры сенсорного контента, которые могли бы классифицировать запись с указанием степени ее риска.

Чтобы не заканчивать наш обзор на совсем уж пессимистической ноте, расскажем о некоторых других событиях и тенденциях в биосенсорике, а потом подведем итоги.

Из курьезных случаев, заставляющих наблюдателей недоумевать относительно мотивов организаторов дела, можно вспомнить похищение больных из частной психиатрической клиники, произошедшее в одном из небольших государств североамериканского континента. Пациенты были вывезены в неизвестном направлении группой злоумышленников, а оперативный поиск тех и других, как водится, ничего не дал. Через некоторое время в Сети появились бесплатные сенсотрансляции в реальном времени и — что довольно необычно на фоне творящегося в мире сенсорного беспредела — без малейшего насилия над больными. Хотя и памятуя о том, что нехорошо смеяться над убогими, публика, транслируя себе эти шоу от первого лица, долго потешалась.

Потребовалось чуть меньше недели, чтобы по косвенным данным вычислить местонахождение источника трафика. Прибывшая спецгруппа обнаружила в лесу обнесенный колючей проволокой импровизированный полевой лагерь, действующий в автономном режиме и обеспечивающий всем необходимым находящихся в нем пациентов. Последние оказались в полном телесном здравии (не считая вживленных биосенсоров) и, судя по всему, были не слишком рады перспективе снова оказаться под наблюдением врачей.

После возврата больных в клинику и долгих споров в психиатрических ассоциациях на тему врачебной этики, было принято решение воспользоваться уже имплантированными сенсорами для получения данных, которые могли бы продвинуть вперед исследования в области человеческой психики.

Среди различных онлайновых комьюнити заметным явлением стали сенсорные веблоги, пришедшие на смену медиадневникам. Популярность этих нетрансов стабильно высока, хотя отдельные ее проявления могут озадачить стороннего наблюдателя: действительно ли так интересна жизнь среднестатистического участника подобной тусовки, регулярно живописующего свое утреннее посещение отхожего места с подробным разбором полученных результатов, сопровождающихся обонятельными ощущениями(www.SenceBlog. RusDomain. Earth.sp|logs|vasya2015)?

Конечно, нельзя обойти вниманием и такое вечное явление, как реклама. В сенсорном варианте она оказалась весьма эффективным средством промывания мозгов. Отношение общества к рекламе, вообще говоря, в комментариях не нуждается, однако нельзя не заметить, что соответствующий ролик, будучи в самый неподходящий момент вставлен в сенсозапись интимно-приятного содержания, способен даже уравновешенного человека довести до бешенства и, разумеется, безнадежно испортить эффект от трансляции.

Среди издержек технологии стоит вспомнить не очень удачную реализацию первых версий коммерческих биосенсоров, имеющих проблемы с защитой и алгоритмами шифрования данных. Поскольку сенсор имплантируется один раз пожизненно и извлечению не подлежит, — во всяком случае, на сегодняшний день, — первые его обладатели в настоящий момент находятся в неприятном положении: с завидной регулярностью их мучают атаками хакеры, к счастью, еще не пробующие превратить бедняг в управляемых роботов. К слову заметим, что новоиспеченные жертвы недавно подали коллективный иск на владельца технологии (www. JusticeOnline.DomesticSystemInternational.GlobalNetwork.sp|suits|bringed|ID:293690548), — мы полагаем справедливым, если люди получат, по крайней мере, денежную компенсацию за свои страдания.

Итак, человечество создало одну из самых перспективных технологий, которая принесла с собой немыслимые ранее возможности и потенциал которой должен быть использован на благо общества. К сожалению, как не раз случалось в истории, люди использовали новые достижения главным образом для развития своих худших качеств.

Мы не станем утверждать, что не предпринимается никаких мер для исправления создавшейся ситуации — подобные утверждения были бы голословными. Большинство стран уже делает шаги в этом направлении: например, организованы правительственные рабочие группы, тщательно изучающие все аспекты сенсоиндустрии: создаются спецподразделения, призванные ликвидировать сенсорные притоны и прочие «бизнесы», деятельность которых может интерпретироваться как эмоциональное насилие над личностью. Кроме того, уголовное законодательство государств внутренней системы, за редкими исключениями, предусматривает серьезную ответственность за правонарушения в данной сфере человеческой деятельности. Однако существующее положение вещей далеко до идеала — требуется международная координация усилий и колоссальные средства, чтобы сбить волну насилия, порожденную новой технологией.

Остается, правда, вопрос: а принесет ли вся эта борьба хоть какие-то плоды, если современное общество с таким очевидным удовольствием погрузилось в духовную сенсорную кому, наполненную собственными пороками?


1 (назад) Основные формальные принципы BDSM — безопасность, разумность, добровольность.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.