Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Как спасти Microsoft

АрхивМнения
автор : Андрей Письменный   11.08.2010

С финансами у Microsoft пока всё в порядке, но с каждым провалом утрачивается кое-что поважнее денег - влияние. Может ли что-нибудь помочь гиганту? Конечно.

За последние десять лет в Microsoft создали много хорошего, хотя и глупостей наделали порядочно. С финансами у корпорации всё в порядке, и хоть она пока не теряет деньги, с каждым провалом утрачивается кое-что поважнее - влияние. Если ситуация не улучшится, исход может оказаться печальным.

Может ли что-нибудь помочь гиганту? Конечно. Причём не только вполне очевидное прекращение бардака и сокращение сложной структуры менеджмента. Сокращать тоже нужно с умом.

Боже, храни Research

Бытует мнение, что Microsoft идёт по стопам IBM, который когда-то был самой крупной и важной компьютерной компанией. IBM по-прежнему процветает, но она уже далеко не так влиятельна, как когда-то.

Увы, надежды на подобный исход немного. Избавившись от всего лишнего, в IBM сохранили сильнейшее исследовательское подразделение и занимаются тем, что приносит основную прибыль. И с тем, и с другим у Microsoft могут быть проблемы.

В своё время исследовательский центр Microsoft Research пользовался покровительством Гейтса, а вот под Балмером исследователям, кажется, не очень уютно. Известно, что маркетинг и продажи волнуют нового главу компании куда сильнее, чем всякие научные штучки. Проектам, которыми занимаются в Microsoft Research, теперь редко дают ход.

Показательна история, произошедшая с любопытным игровым конструктором Kodu, который разработали в Microsoft Research. Он был выпущен без рекламной шумихи (хотя её вполне достоин), да и поддержка продукта организована кое-как. В старом Microsoft такую разработку не упустили бы - по духу Kodu Game Lab очень близок к Basic - любимому детищу Билла Гейтса.

Впрочем, Kodu ещё повезло: он сумел выбраться на свет божий из секретных лабораторий. Планшету Courier, к примеру, это не удалось, а о многих проектах никто за пределами Microsoft даже и не знает. Такое прохладное отношение к Microsoft Research не сулит подразделению ничего хорошего.

Карманная революция

На всех направлениях Microsoft угрожает одна и та же беда, которая называется Google. Суть проблемы проста: в отличие от Microsoft, зарабатывающего на продаже Windows и Office, Google раздаёт альтернативные продукты бесплатно, субсидируя их за счёт рекламы в результатах поиска. Конкурировать с бесплатным трудно само по себе, но это лишь начало. Если бесплатные решения займут заметную долю рынка, это усугубит проблему: как отмечает автор блога Daring Fireball Джон Грубер, не будучи вездесущими, платформы Microsoft резко теряют актуальность.

В подобный сценарий было бы трудно поверить, если бы он не разворачивался прямо перед нами на рынке мобильных ОС. Google Android агрессивно и не без успеха пытается занять то самое место вездесущей платформы, которое традиционно принадлежало Windows (Apple по обыкновению спасается тем, что продаёт дорогие устройства собственного производства). Хоть Android и не приносит денег Google, сам факт его существования может сильно навредить Microsoft.

В результате корпорация оказывается в патовой ситуации. Конкурировать с бесплатным Android - бесполезно, делать свои телефоны - не получается, оставаться же совсем без мобильного решения - глупо и недальновидно.

Очевидно, первое, что нужно сделать, - это объединить все разрозненные проекты по разработке мобильных ОС во что-то более или менее цельное. Оставить, наконец, в покое Windows Mobile и вложить все ресурсы в WinPhone 7. Причём все - это значит все, включая Courier, который, похоже, вернули обратно в Research (выбраться из которого, как мы знаем, непросто).

Консолидация усилий при этом не должна обязательно означать, что придётся ограничиваться одной версией ОС или одним устройством. Планшеты, телефоны, плееры, фоторамки, навигаторы и любые другие гаджеты могут иметь разные модификации системы. Важно только, чтобы работа над ними не была столь безудержно хаотичной и рассинхронизированной, как в последнее время.

Тем не менее, придётся с чего-то начинать - хотя бы с одной ОС и одного устройства. И то, и другое просто обязано стать хорошим и успешным, иначе - пиши пропало. Можно, к примеру, попытаться занять сегмент дешёвых телефонов. Собственно, это была готова сделать команда, работавшая над провальным Microsoft Kin. К сожалению, проект погубили внутренние разногласия и сотовый оператор Verizon, вдруг решивший отменить выгодный тариф, придуманный для Kin.

Имея хороший и дешёвый телефон нового поколения, вполне возможно конкурировать с Apple и Google. В модельной линейке iPhone пока что нет дешёвых моделей, а Android на недорогих телефонах просто не заработает. В итоге в США эти телефоны продаются лишь с дорогостоящим контрактом, который могут себе позволить далеко не все.

Вторая возможность - распространение операционной системы на условиях, сопоставимых с предлагаемыми Google. К примеру, можно попытаться раздавать ОС разработчикам устройств бесплатно или очень дёшево, зарабатывая на подписных сервисах (впрочем, они у Google тоже бесплатные, а это сильно портит всю задумку).

В конце концов, можно удержаться за счёт корпоративных клиентов и потеснить на этом рынке RIM, продающий сверхпопулярный у бизнесменов смартфон Blackberry. Ведь именно с большими компаниями Microsoft работается лучше всего. Главное, не пытаться и дальше предлагать здесь устаревший Windows Mobile. Такому служебному телефону всё больше сотрудников будет предпочитать купленный на собственные деньги iPhone.

Не только персональные компьютеры

Цены на электронику быстро идут вниз, и модель "один компьютер на семью" незаметно превратилась в модель "компьютер на человека", а теперь переходит и этот барьер - используя сразу несколько специализированных устройств, чувствуешь ещё больший комфорт.

В эпоху планшетов, умных телефонов и телевизоров роль классического персонального компьютера с его традиционной клавиатурой и оконным интерфейсом на большом экране потихоньку уменьшается. Может ли Microsoft предложить что-то актуальное в изменившихся условиях?

Может, и даже предлагает. Речь идёт об игровой приставке Microsoft Xbox 360 и модуле распознавания жестов и речи Kinect. Xbox 360 - одна из немногих удач Microsoft за последнее десятилетие, и вкупе с Kinect он может стать тем "центром домашних развлечений", которым не стал Windows Media Center.

Проблемы здесь если и есть, то относятся они в первую очередь к маркетингу и продвижению. Microsoft продаёт Xbox 360 как игровую приставку, а сервисы вроде аренды фильмов через Netflix подаются лишь как этакое ценное дополнение, да и доступны лишь части потенциальных пользователей.

Платформе Google TV, которая метит именно в эту нишу, ничто не мешает воспользоваться шансом, который в Microsoft игнорируют. Если же Google TV станет популярной системой для телеприставок - своего рода телевизионным "Андроидом", - она способна превратиться в опасного конкурента для Xbox 360, ведь от медиаконтента до видеоигр - один шаг.

Чтобы подготовиться, Microsoft придётся придумать, как сделать платформу Xbox/Kinect более массовой. Это непросто, но куда полезнее, чем продолжать навязывать неудачные медиацентры на основе Windows.

Веб

Если в других областях Google лишь угрожает бизнесам Microsoft, то интернет - это его территория, а Microsoft здесь - на правах бедного родственника. Что же есть у Microsoft? В первую очередь - Live, Hotmail, Messenger и Bing. Затем - экспериментальный Docs.com. От отдельного Hotmail, пожалуй, давно пора избавиться - если он с чем-то и ассоциируется у пользователей, то в основном со старыми "заспамленными" почтовыми ящиками. Live уже вполне готов его заменить.

Не объединить ли все проекты в один большой портал? Bing, Live и Docs (то есть, грубо говоря, поиск, почта и веб-офис) прекрасно будут себя чувствовать и по отдельности. Нужно только довести сервисы до такого уровня, чтобы им перестали ставить в пример аналогичные решения Google. Если с поиском это не так просто, то сделать хорошую почту и пакет для работы с документами Microsoft вполне под силу. Главное - не бояться конкурировать с собственными коробочными продуктами и придумать жизнеспособную бизнес-модель. Комбинация рекламы и подписки должна вернуть хотя бы часть денег, вкладываемых в разработку и продвижение.

Однако конкуренция с Google на его поле - не самое приятное занятие. Microsoft всегда была компанией, которая делает софт, да и появление веб-сервисов здесь предвидели заранее. Возможно, хорошей стратегией было бы вернуться к созданию разнообразных сервисов - таких, которые смогут восстановить пошатнувшуюся репутацию создателей хорошего софта. Только не нужно для этого покупать готовые разработки, чтобы тут же их загубить. У инженеров Microsoft в голове наверняка не меньше идей, чем у сотрудников Google, в узаконенные двадцать процентов личного времени клепающих всякие занятные штуки. Если дать этим идеям немного свободы, они наверняка превратятся во что-нибудь интересное.

Средства разработки

При Гейтсе в Microsoft была выпестована прекрасная культура программирования, благодаря которой компании до сих пор удаётся одной левой создавать операционные системы и средства разработки. Эти возможности всегда ограничивал медлительный менеджмент, но, тем не менее, компанию, способную разработать нечто масштабов .NET или взять и превратить его в Silverlight, недооценивать нельзя.

В злосчастный период пассивности в Microsoft не решились заставить всех разработчиков перейти на .NET, а промедление может в один прекрасный день обернуться тем, что переход станет уже неактуальным - изменятся нужды и появится что-то поновее. То же и с другими инновациями - не стоит задерживать их, мотивируя промедление нуждами корпоративных клиентов. Если не подталкивать тех на апгрейды, то вся машина производства софта начнёт буксовать.

На одной поддержке Windows Server, SQL Server, Sharepoint и прочих серверных решений и серьёзных средств разработки Microsoft может протянуть ещё долго, даже не гоняясь за революционными идеями. Однако это и может всё погубить - выгода выгодой, но и о будущем нужно заботиться.

Что до попыток захватить рынок кластеров и суперкомпьютеров, здесь, похоже, Microsoft как ничего не светило, так и не светит. Всё плотно занято решениями на юникс-системах, и двигаться в сторону Windows никто не собирается. Исключением может стать нижний ценовой диапазон высокопроизводительных компьютеров, но здесь упор, скорее, стоит делать на облачные вычисления и Azure, чем на HPC.


Суперкомпьютеры из списка Top500 за 2010 год. График с сайта BBC

То же в некоторой степени касается и веб-серверов: скорость развёртывания и масштабируемость "облачных" решений во многих случаях оказывается важнее, чем возможность иметь веб-сервер в своём распоряжении. Важным шагом стало бы построение более высокоуровневой платформы, чем Azure - не всем разработчикам хочется заниматься управлением виртуальными машинами. Многим нужны решения уровня Google App Engine, где достаточно опубликовать исходный код, и он заработает. Впрочем, компании, не доверяющие "облакам" наверняка останутся, и совсем отказаться от Internet Information Server как отдельной сущности вряд ли получится, каким бы удобным, высокоуровневым и хорошим ни стал Azure.

Windows и Office тоже в беде

Можно подумать, что уж флагманские продукты можно просто оставить в покое, пока они приносят корпорации основные деньги. Однако именно это и делает бездействие рискованным - начни клиенты выбирать конкурирующие решения, и под угрозой окажется вообще весь бизнес. Финансировать следующий Xbox, Bing или Windows Phone окажется нечем.

Что же может угрожать Windows и Office? Иногда кажется, что корпоративные клиенты отказаться от них не смогут уже никогда. Слишком много закуплено компьютеров с Windows, а основная масса документов создана в офисных программах Microsoft. Любой изъян в совместимости влетит ренегатам в копеечку.

Но что, если новые решения помогут серьёзно сэкономить? Вряд ли заказчики откажутся их рассмотреть. Сейчас самое слабое место Windows - это стоимость её поддержки. Если Google Chrome OS и Google Docs смогут справиться с заметной долей офисной работы, наверняка найдутся желающие перейти на них. Ведь стоимость владения сразу упадёт в разы.

Веб-сервисы легко обновлять, они не ломаются и изначально рассчитаны на работу в Сети. Организация коллаборативных возможностей здесь не требует установки и настройки собственного сервера. Ситуация вполне может стать похожей на то, что сейчас происходит с Windows Mobile и Android. То есть безраздельное правление Windows обернётся кровопролитной борьбой с медленно, но верно продвигающимся агрессором, доходы которого не зависят от победы или поражения на этом фронте.

Разделим Windows натрое

Идею офисного решения можно позаимствовать у Apple - платформа iOS, использующаяся в iPhone и iPad - это как раз то, что нужно, чтобы сократить стоимость поддержки. Для iOS нет вирусов, зависает она в разы реже своих "десктопных" собратьев, а для установки пиратского софта нужно взламывать всю систему. Возможно всё это благодаря жёстким ограничением, в том числе - запрету на установку программ не из фирменного магазина.

Строить систему на том же принципе обособленных приложений, что применяется в iOS вовсе не обязательно. Здесь отлично подошло бы решение, предложенное автором оригинальной версии Macintosh Джефом Раскиным в его книге "Интерфейс". Раскин предлагал избавиться от понятия "программа", создать единое рабочее пространство, а возможности добавлять лишь в качестве компонентов. По сути, панели Ribbon и Visual Basic for Applications (или VSTO) позволяют в какой-то мере делать то же самое. Осталось лишь избавиться от разделения на приложения и добавить компонентный репозиторий со строгой модерацией.

В итоге получается три версии Windows. Назовём их Windows Office (со включёнными возможностями Microsoft Office, повышенной безопасностью и без возможностей для копания в системе); Windows Professional (в него можно включить, скажем, и Visual Studio и прочий софт для разработчиков); и Windows Home - домашняя версия, которая будет востребована для тех задач, под которые сложно приспособить Xbox/Kinect.

Home имеет смысл делать похожим на версию Office - многим людям нравится иметь дома компьютер, похожий на тот, что установлен на работе, да и защита от вирусов и "от дурака" не помешает. Но функций здесь нужно побольше - понадобятся как минимум любительские инструменты для работы с видео, звуком и фотографиями, всяческие плееры и т.п.

В этом придуманном разделении Windows не хватает лишь одного продукта - того, который угодил бы людям, любящим мастерить что-то не ради выгоды, а из любви к искусству. Именно для них в своё время был сделан Basic, а вот в мире закрытых со всех сторон плееров, телеприставок и планшетов этим людям придётся несладко.

Возможно, Microsoft не стоит отпускать этих энтузиастов копаться в GNU/Linux и Android - это именно то сообщество, которое способно создавать что-то новое и вести за собой остальных. Нужные наработки у Microsoft уже есть - XNA, тот же Kodu, Robotics Studio и так далее. Возможно, есть смысл объединить это в какой-то особый продукт или даже продавать свои конструкторы в духе Lego NXT и Arduino, совместимые и с Windows и с Xbox и с мобильными решениями.

Итоги?

В результате у нас получилось четыре стройных направления: домашние устройства и периферия (Xbox, игрушки, роботы и прочее), офисные решения, рабочие станции плюс средства разработки, мобильные компьютеры, веб-сервисы. Все они в той или иной мере близки Microsoft и все будут актуальны в ближайшем будущем. Что до отдалённого, то здесь, наверное, ставку стоит делать на сетевые и облачные решения - именно они станут связующим звеном между всеми перечисленными пунктами.

Надо сказать, что предложенный подход ещё очень мягок, и в Microsoft пока что могут себе его позволить. Чем дальше, тем больше потребуется жертв, чтобы спасти главное.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.