Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сотовые операторы: гонка за приростом

АрхивМнения
автор : Максим Букин   11.06.2010

Погоня за "ростом поголовья" продолжается: лидер - "Мегафон". При этом операторы сотовой связи твердят, что прирост абонентской базы - не главное.

Открывая каждый месяц информационные бюллетени аналитиков по рынку сотовой связи России, удивляешься новым рекордам операторов. Вроде бы, все руководители этих компаний давно решили и даже озвучили, что прирост абонентской базы - не главное, и что доля рынка, без соответствующего подкрепления выручкой, тоже вторична. Ан нет - неформально соревнование из серии "кто больше" продолжается утроенными темпами. На радость производителям полиграфии и SIM-карт, которые закупаются огромными партиями в миллионы штук "за раз".

Итак, судя по данным аналитиков компании J'son & Partners Consulting, в апреле 2010 года количество зарегистрированных в России SIM-карт выросло до 211 млн: фактически, среднестатистический уровень проникновения по стране составил 148,6%, а в Московской Лицензионной Зоне и того "круче" - аж 188,9%. На первом месте оказался МТС с 650 тыс. новых клиентов, на втором - "МегаФон" с 395 тыс. Причем, в истории "наблюдений" совокупная абонентская база "МегаФона" (52,0 млн.) превысила аналогичный показатель компании "ВымпелКом" (50,8 млн.).

Случайно или нет, но через месяц после этого, в начале июня, Главный Управляющий Директор ОАО "ВымпелКом" Борис Немшич и Генеральный директор ОАО "ВымпелКом" Александр Торбахов вдруг приняли решение покинуть компанию - "незамедлительно", как следует из специально распространенного релиза. Вместо них "рулить" российской компанией будет Елена Шматова при очень внимательном контроле из Амстердама главы VimpelCom Ltd. Александра Изосимова: все-таки равновесие в "Большой тройке" надо восстанавливать. А восстановиться оно может, по мнению нового руководства, только при наличии второго места по числу абонентов у "ВымпелКома".

В целом же, за последние 12 месяцев совокупная абонентская база российских операторов выросла на 18 млн (+9,2%) и на 30 апреля 2010 года первое место по этому показателю в общероссийском масштабе занимает всё тот же "МегаФон" (+7,5 млн.). Второе же с удовольствием контролирует... "всероссийский дискаунтер", как любит называть компанию её руководство - Tele2, получивший аж 4,9 млн. клиентов. И это при том, что компания работает далеко не во всех регионах страны: всё-таки мощная мотивация по набору абонентской базы, пусть самой низкодоходной, дает о себе знать. Третье место занимает МТС, получившее +4 млн. новых клиентов и на последнем - "ВымпелКом" "всего-то" 900 тыс. новых абонентов.

Самое интересное в этом - какие пути операторы связи используют для привлечения относительно новых клиентов. Самый массовый "улов" компании получают от введения аукционных тарифных планов - с небольшой стоимостью общения внутри сети или даже внутри тарифа. Копейки за минуту, вместо рублей, действуют магически и "мигрирующие абоненты" повышают долю в подключениях того или иного провайдера мобильной связи достаточно стабильно (особенно активно этим занимаются "МегаФон" и Tele2). Второй вариант - SIMки для мобильных модемов, которые, при своей стоимости меньше 1 тыс. руб., закупаются впрок на случай "обрыва" фиксированного канала доступа в Сеть. Этот канал увеличения делает абонентов "двойными" вполне стабильно.

"По мелочи" можно собрать новые подключения "играя" с условиями внутрисетевого и международного роуминга: такими SIM-картами "запасаются" перед отпуском в больших количествах любители ехать к теплому морю. Кстати, из-за дорогого внутрисетевого роуминга в крупных городах всегда пользуются спросом подключения с "гостевыми" тарифными планами (сниженная стоимость звонков в регионы): их массово покупают на вокзалах и продуктовых, вещевых рынках. Причём даже паспорт на временных стойках предъявлять не обязательно - главное план, а оформление вторично. Не зря представители одного из операторов "Большой тройки" с неохотой, но признаются, что до половины всех паспортных данных, которые находятся в их базах данных, неверны. Спасает только тот факт, что большинство тарифов - pre-paid, уйти "в минус" на них, без желания оператора связи, сложновато.

Определенный процент роста числа новых клиентов можно получить, подключив несколько крупных корпоративных клиентов, предварительно "отбив" их у конкурентов - все компании и госорганы власти поголовно уже давно охвачены "придворными" операторами связи. Кстати, азиатский принцип "то, чем пользуется начальник - лучшее" в регионах работает вполне хорошо: при переключении на нового оператора связи чиновников местной администрации, все зависимые от них бизнесмены делают аналогичный "финт ногами" достаточно оперативно. Небольшую долю приносят и "электронные абоненты": кроме модемов, о которых мы говорили выше, это навигаторы с возможностью загрузки информации о пробках и фоторамки, способные отражать на своих экранах фотографии, присланные по MMS. На проекты телеметрии, банкоматов, дистанционного управления транспортом, приходится самый минимум новых подключений - но это, как говорят, временно: подобный сегмент рынка ещё "выстрелит".

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.