Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Техподдержка

АрхивМнения
автор : Илья Щуров Voyager   15.06.2006

Борцы с пиратами всегда прибегали к стратегии кнута и пряника. Пользователей нелицензионной продукции пугают преследованием по закону и многочисленными проблемами,  а тем, кто пошел "по правильному пути", сулят златые горы.

Во все времена производители проприетарного софта, борясь с пиратами за сердце и кошелек покупателя, прибегали к стратегии кнута и пряника. Пользователей нелицензионной продукции пугали (и пугают) как преследованием по закону, так и мелкими пакостями: повышенной глючностью пиратского софта, отсутствием доступа к обновлениям и пр.

Тем же, кто пошел "по правильному пути" и поддержал рублем (долларом, фунтом) тружеников клавиатуры, обещали (и обещают) златые горы: информацию о новых релизах, скидки при апгрейдах, а главное - магическую "техподдержку", способную решить все проблемы пользователя.

Отсутствием этой самой техподдержки пугают также смельчаков, рискнувших предпочесть свободный софт привычной альтернативе "пиратский или лицензионный". Действительно, какой саппорт может быть у этих странных людей, в свободное от работы время пишущих программы для собственного удовольствия? Некогда им с юзерами возиться, вы же им денег не платите - так с какой стати они должны решать ваши проблемы? И правда - ничего-то они никому не должны. Но когда дело доходит до реальных проблем, эти рассуждения почему-то не всегда работают. В чем я имел возможность недавно убедиться.

На моем столе лежит несколько дисков с энциклопедиями (не важно каких, не важно какой фирмы, речь не об этом). Дисков лицензионных, защищенных печально известной StarForce’овской защитой от копирования, с регистрационной карточкой. Куплены они довольно давно, но лишь месяц назад до них дошли руки. Тут же обнаружился глюк: вместо текста статей оболочка выдавала уже подзабытое сообщение Internet Explorer "Невозможно отобразить страницу". Привыкнув за годы использования Linux к тому, что почти любая проблема где-то описана в Сети (и скорее всего решена), я набрал пару запросов в поисковике - и ничего не нашел. Также не дали результатов ни чтение readme-файлов, ни визит на сайт разработчиков. Оставался только один выход: техподдержка. И тут начались приключения.

Указанный на сайте телефон поддержки сменился, о чем мне сообщил автоответчик телефонного узла. Новый номер был постоянно занят. Письмо на общий адрес компании вернулось с сообщением об ошибке "превышение квоты". Письмо на адрес support@…, похоже, было проигнорировано.

Через двенадцать дней после отправки запроса, когда я уже созрел, чтобы навестить офис компании (из чистого любопытства - есть ли там хоть кто-нибудь?), пришло письмо от милой девушки по имени Варвара из той самой техподдержки. Состояло послание в том, что нужно скачать некий патч, который должен устранить зависания при работе на процессоре AMD K5 и K6. Я ответил, что процессор у меня хоть и AMD, но Athlon 64, а на зависания я не жаловался. Патч, впрочем, на всякий случай скачал, - разумеется, он не помог. В ответ вернулась инструкция из какого-то readme-файла, которую я уже безуспешно пытался выполнить ранее. Она тоже не помогла, о чем я и сообщил, подробно указав, какие сообщения об ошибках выдаются при каких действиях. На этом, видимо, техподдержка решила, что я и так слишком умный, а она свой долг выполнила, - и переписку прекратила.

Вряд ли эта ситуация произвела бы на меня сильное впечатление, если бы параллельно я не переписывался (напрямую, безо всякого саппорта) с разработчиками разных свободных программ, в том числе - по поводу всевозможных проблем и глюков. Разумеется, ошибки в коде и здесь не исправляются по мановению волшебной палочки, но ощущение от этой переписки остается совсем иное: понятно, что говоришь со специалистами, действительно способными решить названные тобой проблемы и (чаще всего) желающими это сделать. Не потому, что они за это деньги получают и что-то тебе должны, а совсем по другим причинам, лежащим в иной плоскости.

А пять компакт-дисков, из которых я уже отчаялся вытянуть хоть какую-то полезную информацию, так и лежат у меня на столе. Как напоминание о том, что счастье все-таки не в деньгах.

- Из журнала "Компьютерра"

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2019
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.