Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Полумесячные репрессии

АрхивМнения
автор : Роман Георгиев   07.03.2006

Через две недели, много, если через месяц, эту историю забудут. Скорее всего. По крайней мере, до тех пор, пока не случится что-то, так или иначе связанное с ней. Снова не случится.

Через две недели, много, если через месяц, эту историю забудут. Скорее всего. По крайней мере, до тех пор, пока не случится что-то, так или иначе связанное с ней. Снова не случится.

О чём речь? О репрессиях против СМИ в России за публикации карикатур, фигурировавших во всемирном "карикатурном скандале", и об уголовном деле, возбуждённом (следим за руками!) по факту публикации комментария к заметке о закрытии газеты за публикацию "идеологически вредных изображений".

Наши доблестные правоохранители сочли, что этот комментарий возбуждает религиозную вражду, и теперь ищут (или делают вид, что ищут) автора...

Длинная предыстория

В прошлом году в крупнейших книжных маркетах Москвы и других городов замаячила пухлая книга мало кому доселе известной писательницы (хотя в аннотации к книге её как раз, наоборот, называют известной) - нечто, позиционировавшееся как "фэнтезийная антиутопия".

Написанная на дурном, с литературной точки зрения, языке и при этом пропитанная дикими страхом, злобой и ненавистью книга по своему содержанию больше походила на всякие маргинальные "катехизисы" из тех, что распространяли из-под полы на оппозиционных красновато-коричневатых митингах в середине 1990-ых гг. Те самые, на тему "сионских мудрецов", "мирового американо-еврейского империализма" и т.п.

Естественно, эта книга (ни названия, ни автора указывать не будем, чтобы не давать лишней незаслуженной рекламы) нашла своих благодарных читателей, хотя могла бы так и остаться практически маргинальным чтивом, но... случились погромы во Франции. И сей роман немедля объявили пророческим, так что внимания он привлёк куда больше заслуженного.

Логическим продолжением этой ситуации стали, мягко говоря, странные волнения вокруг нескольких карикатур на пророка Мухаммеда. Сами по себе достаточно безобидные, они (спустя, причём, несколько месяцев после первой публикации) внезапно взорвали исламский мир праведным гневом. Вот он только-только, кажется, начинает утихать, хотя и в этом ещё нельзя быть уверенным.

Между делом выяснилось, что в будущих эпицентрах протестов кто-то (кто же это мог быть? - загадка!) распространял вовсе не те карикатуры, что были опубликованы в датской и французской прессе, а нечто решительно гнусное и непристойное. Но это уже теперь может волновать только тех, кто будет, возможно, заниматься расследованием происшедшего. Если будет. А погибшим в ходе беспорядков людям уже всё равно.

Всё равно и фанатикам, нашедшим очередной повод жечь и громить. Всё равно и иранскому президенту с широкой и глубоко удовлетворённой улыбкой подначивавшему бесчинства призывами "пробудиться".

Всё равно, по большому счёту, и нашим власть предержащим, и порядкоблюстителям, сразу же бросившимся доказывать свою лояльность мусульманской общественности, приверженность благонравию и демонстрировать свою решимость отстаивать попранные чувства верующих...

Росохранкультура уполномочена заявить

Управление Росохранкультуры по СФО обращает внимание руководителей СМИ на случаи публикаций в российской прессе материалов, которые могут быть расценены, как пропагандирующие национальную и религиозную рознь.

Материал, почти полностью состоявший из официального заявления сибирского отделения Росохранкультуры, был опубликован изданием Bankfax. Система публикации этого издания предусматривает, что оставленные читателями комментарии выводятся на одной странице с самой публикацией. И вот этот материал как раз и получил комментарий, кому-то показавшийся оскорбительным для мусульман.

20 февраля прокуратура Алтайского края возбудила дело по статье 282 УК РФ: по её мнению, автор того комментария "в уничижающих национальное и религиозное достоинство выражениях высказывался в адрес мусульман".

Чуть ранее нижневолжское отделение Росохранкультуры сподобилось лишить лицензии волгоградскую газету "Городские вести". Причём, ладно бы за перепубликацию тех самых, опубликованных в европейской и американской прессе карикатур. Нет. Речь шла совсем о другом изображении.

Дело в иллюстрации к материалу, озаглавленному "Расистам во власти не место". Иллюстрация изображала Будду, Мухаммеда, Христа и Моисея, с печалью взирающих на экран телевизора, где видны две группы людей, готовящихся к мордобою. Подпись к иллюстрации: "А ведь мы их этому не учили".

Газету моментально закрыли. Даром, что это был официальный орган мэрии Волгограда. Сами же сотрудники городской администрации и поспешили обрушить топор на "повинну голову".

За издание вступились. Поднялся шум в прессе, возмутился уполномоченный по правам человека, даже Госдума нахмурила брови, официальные представители трёх из четырёх конфессий заявили об отсутствии каких-либо претензий. Да толку-то что?

Отличительная черта поведения начальствующих субъектов - стремление выпустить какой-нибудь скандальный эдикт и моментально обратиться в эдакую статую, вроде той, у которой Сократ просил подаяния. Комментарии можно, конечно, просить, но только для того чтобы "приучать себя к отказам".

Впрочем, с благословения мэрии журналисты волгоградской газеты сразу запустили новый проект и готовят новый выпуск.

Между тем, было возбуждено ещё одно уголовное дело, на сей раз против главного редактора вологодской газеты "Наш регион+", за перепечатку тех самых карикатур, из-за которых рвануло пол-Азии.

Одной ли цепи звенья?

Похоже, только внешне. Формально газета "Волгоградские вести" была официальным изданием мэрии, и в отношении той публикации внутри городской администрации явно случился раскол (во всяком случае, два вице-мэра говорили совершенно разные вещи и о закрытии газеты, и о том, кто будет работать в новом издании). Всё дело в том, что заголовок спорного материала - "Расистам во власти не место" - уж больно откровенно указывал на то, что в новоявленной "верховной касте" российского общества имеются определённые проблемы.

Тот факт, что первым делом на эту публикацию оскорбилось местное отделение "Единой России" (призвавшее граждан к бойкоту газеты) - ещё одно косвенное подтверждение версии об активном участии "административного ресурса".

Сначала на редакцию наорали: "Шоб больше такого не было!", а потом решили по классическому принципу "человека в футляре" прикрыть подобру-поздорову, "кабы чего не вышло".

Могло ли случиться что-то подобное, если бы в мире незадолго до этого не разгорелся бы "карикатурный скандал"? Едва ли. А теперь есть конкретная политическая задача - показывать, как в России не допускаются надругательства над "чувствами верующих".

Задача, судя по всему, ограниченная во времени с обоих концов. В конце концов, против автора книги, упомянутой в начале данного материала, никто никаких санкций вводить не планирует.

История с комментарием к статье "Банкфакса", похоже, ещё темнее. Как пишет Lenta.ru, против "Банкфакса" Росохранкультурой инициирована проверка на предмет выяснения, соблюдает ли издание закон "О противодействии экстремистской деятельности". А против "неустановленного лица", опубликовавшего жёсткий комментарий о "двойных стандартах в оценках конфликтов на религиозной почве", и вовсе уголовное дело завели.

В общем, имеет место быть "раздача комплексно": с одной стороны решается "важная политическая задача", а с другой...

А с другой, если следствие по делу доведут до суда (что, кстати, вызывает большие сомнения), то будет решена ещё одна существенно важная задача: как, придав делу законный лад и толк, прищемить хвост слишком уж независимым интернет-ресурсам, где "базар не фильтруют" и думают, что вообще всё можно...

Два года назад уже был крупный скандал, когда суд признал, что интернет-издание несёт ответственность за постинги на его форуме. Тогда, естественно, пошли разговоры, что данное судебное решение открывает широчайшие перспективы для повсеместного затыкания ртов, с одной стороны, и нечестных форм конкуренции - с другой. Сами посудите. Влезает специальный человечек на форум компании или издания "А" и обливает там грязью компанию или издание "Б", конкурирующее, естественно. А затем звонит людям из компании или издания "Б", те быстренько, пока модератор "А" не прочухался, делают скриншот и подают соответствующий иск.

Руководство "А" получает по шапке, модератора с треском увольняют, в "Б" пьют шампанское.

Впрочем, Анатолий Левенчук, прокомментировав это решение, назвал судью безграмотным и отметил, что в России действует романо-германская система права, поэтому с прецедентом можно и не считаться - таких юридических последствий, как в США, он нести не будет.

В случае с "Банкфаксом" решили, по-видимому, отработать другую технологию. Если того комментатора получится изловить и примерно наказать, то особых юридических последствий это решение иметь, конечно, не будет... Зато все заинтересованные унтеры Пришибеевы перестанут стыдиться искать на интернет-форумах крамолу подсудную, противугосударственную. Изображать таким образом борьбу с преступностью и безнравственностью станет существенно проще - чего только на форумах и в блогах не пишут.

Вот ведь какая штука

Всему честному миру российское чиновничество старательно демонстрирует свой благонравный подход к религиозным чувствам верующих (в данном случае, мусульман), в то время как на Северном Кавказе, если хотя бы отчасти верить оппозиционной прессе, слова "молящийся" и "ваххабит" стали для сотрудников правоохранительных органов синонимичными понятиями. Со всеми вытекающими. Так что все эти репрессии в отношении СМИ, что-то там перепечатавших, - это, похоже, так, пропаганда на экспорт. На деле всё куда печальнее.

И тут мы снова вынуждены вернуться к приснопамятным погромам во Франции и к одному из вероятных их истоков.

Дело в том, что официально Франция декларирует, что все, кто обитает на её территории на законных основаниях, - самые, что ни на есть, французы, и нет никакой разницы, Поля Сезанна вы потомок или ведёте род от азиатских гастарбайтеров.

А вот на бытовом уровне этих самых иммигрантов коренные французы равными себе не считают и не собираются. В итоге, ни горизонтальной, ни тем более вертикальной мобильности тем не светит: им там позволяют жить, но никаких действенных усилий по интеграции их во французское общество не предпринимается. Тем более, если уж говорить совсем начистоту, заставить гастарбайтеров с Востока воспринимать европейские ценности как нечто более совершенное, нежели то, к чему они привыкли у себя на родине, совсем не просто. А в условиях агрессивного окружения неизбежно начинают процветать встречная враждебность и нежелание считаться ни с чем, кроме "собственных" ценностей.

Это же самая благодатная почва для бурного распространения наиболее агрессивных идеологем, в конкретном случае исламистских.

И вот тут неизбежно "всплывает" жупел современной российской дипломатии - бичевание "двойных стандартов". Ничем не подкреплённые, но зато благонравные декларации демократических ценностей и равноправия оказываются прямо противоречащими действительности. И Франция за них с лихвой поплатилась.

Что дадут закрытия газет, печатающих иногда вполне себе невинные картинки, так или иначе изображающие пророка Мухаммеда, при условии, что каждый новый теракт списывают на чеченцев и вообще на "международный исламский терроризм"? Если в супермаркетах продаются откровенно антиисламские "фэнтезийные" романы, автор которых при любом удобном случае похваляется дружбой с иерархами РПЦ и их поддержкой?

Что дадут преследования анонимных (или не очень) форумных комментаторов, высказавшихся "не так, как надо" на щекотливую тему отношений между Востоком и Западом, если на Северном Кавказе уже 12 лет почти непрерывно идет война, несмотря на все заверения властей, что там установились мир, покой и благоденствие?

Неужели кто-то всерьёз думает, что, разгоняя газеты и преследуя кого-то за высказывания на каком-то форуме, можно решить какие-то реальные проблемы? Или всё-таки репрессии против журналистов и интернет-пользователей имеют какую-то иную конечную цель?

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.